«Рождение экзистенциального марксизма». Добавление к комментарию.

Jan 13, 2014 21:10



Статья « Рождение экзистенциального марксизма», или развернутый комментарий на лекцию С.Е.Кургиняна» даёт прекрасный комментарий к вопросу о «внесении ценностей в науку», поднятый Кургиняном, но реально имеющий большую предысторию. Я бы назвал свой комментарий пунктом 4 к статье уважаемого pointofgame.

4. Политика и менталитет.

Я здесь опираюсь на книгу Л.А. Асланова «Менталитет и власть».

Несводимость политики к интересам свойственна и североморской культуре, однако отличие их культуры в том, что эту несводимость легче преодолеть. Североморский менталитет в большей степени сформирован условиями благоприятного экономического развития, и приоритет экономических интересов как бы очевиден. Правда, более широкий англо-саксонский менталитет можно считать синтезом предприимчивого североморского с грабительским феодальным.

На Западе выживание гарантировалось экономикой, т.е. хозяйственной деятельностью, в большей степени, чем необходимостью эту деятельность защищать. У нас, наоборот, выживание гарантировалось в первую очередь военной защитой хозяйственной деятельности. Да и сама хозяйственная деятельность в зоне рискованного земледелия была возможна при коллективистской нравственности.

Базисом для морали может служить только менталитет, формируемый столетиями. Справедливость базируется на менталитете народа. Менталитет русского народа отличается от западноевропейского тем, что формировался в условиях постоянных военных нашествий со всех сторон, и военная защита была необходимым условием развития экономики. Русский военно-командный менталитет формирует нравственность и понятие справедливости отличные от менталитета североморского.

Следует признать, что Маркс сам был носителем североморского менталитета. В отличие от того же Соловьева с русским менталитетом. У Маркса всё определяется экономикой («справедливость соответствует базису общества и является его отражением») Это чисто североморский менталитет.

Кургинян переводит выраженное в понятиях североморского менталитета Маркса на понятия русского менталитета. Понятие менталитета, если им пользоваться, вносит смысл во все эти бесконечные «русификации» иноземных измышлений. Если признать базисом культуры народа его менталитет, то решается сразу масса неразрешимых противоречий. Прежде всего, трудности с «универсализмом» марксизма. Мы постоянно говорим, что марксизм оказался созвучен русской душе. Так ведь не полностью и не во всём. То, в чём оказался не созвучен, назвали ленинизмом. Есть основания вспомнить и про сталинизм, как «приложение» марксизма к русской жизни.

Почему всегда появляется «перевод на русский»? Причина простая - это перевод с североморского менталитета. Дело же не в языке, а в культуре. Мы, русские близки к европейской культуре, как никто, и мы, как никто можем её понять и оценить. Однако при всей исторически взаимной обусловленности (ещё неизвестно откуда ноги растут у великой европейской культуры), мы столетиями жили в совершенно разных условиях. Западная культура сформировалась на основе североморского менталитета. Это очень достойная и захватывающая история. Но это не наша история. Мы, при всей нашей обусловленности Европой, жили не европейской жизнью. Более того, если бы наш менталитет был бы родом из Европы, мы бы здесь не выжили.

Пренебрежение менталитетом повсеместно. Например, известное утверждение, что развитая страна показывает собой будущее страны менее развитой. Принято считать страны Запада более развитыми. Это означает, что весь мир развивается по одному универсальному закону. Западная модель, обусловленная североморским менталитетом, признаётся единственно возможной и весь мир должен им следовать, а для ускорения копировать единственно верные и доказанные западной жизнью решения.

Этот миф постоянно опровергается неудачами и катастрофами неофитов на этом «магистральном» пути. Также часто успехов в развитии добиваются страны идущие своим путём в решении задач индустриализации и развития (все успехи «Восточных тигров» и Японии объясняются только опорой на менталитет своих народов).

Единственная причина в пренебрежении менталитетом и упёртости во всякие учения (от марксизма до монетаризма) это тот факт, что опора на понятие менталитета требует большого труда на его познание. Это честное изучение истории народа, истории условий и факторов, в которых менталитет формировался. Определение менталитета происходит через познание истории народа. Другой путь «философского» обобщения приведёт к тому, что мы и сейчас имеем. Описание русской истории языком англо-саксов или других европейцев и перевод с ошибками на русский. При этом надо учесть, что в Европе на менталитет внимания ещё меньше обращают. Им это как бы ни к чему. Они свои дела обсуждают на своём языке.
Учёт менталитета вовсе не обнуляет всё, что «накопило человечество». Этот учёт позволяет отделить явно универсальное, что необходимо имеет место и значение, от уникальных особенностей локальных общностей, пренебрежение которыми обессмысливает в итоге и всякую универсальность.

история, Суть времени, идеология реванша

Previous post Next post
Up