Дайджест
Мировая экономика
Предварительные индексы PMI за декабрь (Еврозона, Япония, Великобритания, Австралия) остаются в позитивной зоне - более 50 пунктов - хотя и несколько снижаются. Исключение - сектор услуг в Германии. Там индекс опустился ниже 50 пунктов, что означает падение.
Центробанки мира дружно ужесточают денежно-кредитную политику. Исключением смотрится ЦБ Турции, понизивший ставку на фоне роста инфляции и девальвации турецкой лиры.
Банк Англии повысил ставку, но сохранил при этом программу выкупа активов на открытом рынке - это самая эффективная тактика, на наш взгляд.
Денежная масса в Китае замедлилась до опасных уровней.
Экономика России
ЦБ повысил ставку до 8,5%. Реальная денежная база сократилась в ноябре шестой месяц подряд. Недельные данные по узкой денежной базе говорят о продолжении этой тенденции и в декабре. Торговое сальдо в октябре выросло в 3 раза к октябрю прошлого года.
*Выделены жирным шрифтом темы, подробнее раскрытые ниже.
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА
Предварительные индексы PMI за декабрь - негатив в услугах в Германии
Конъюнктура почти везде позитивная, но присутствует нисходящий импульс.
Опубликованные предварительные индексы PMI за декабрь показывают, что по многим позициям ситуация остается, в целом, благоприятной, но цифры - хуже ноябрьских.
В Еврозоне композитный индекс находится выше психологической отметки в 50 пунктов, но вновь возобновился нисходящий импульс, который присутствовал несколько месяцев, начиная с июля, когда были достигнуты максимумы, и который, было, прервался в ноябре.
Цифры в услугах ниже ноябрьских во всех юрисдикциях, а в Германии, ведущей экономике Еврозоны, он опустился ниже отметки в 50 пунктов. Основная причина - новая волна пандемии, которая в Европе проявляется сильнее всего. Зато в промышленности увеличение темпов роста - тоже только в Германии.
Источник:
телеграмм канал MMIЦентробанки ужесточили политику, исключение - Турция
На прошедшей неделе центральные банки многих стран мира принимали решения по денежно-кредитной политике.
Большинство новостей было связано с ужесточением политики. Ставки повысили центральные банки Англии, России, Мексики, Чили, Венгрии, Норвегии. Неделей ранее ставку повышал ЦБ Бразилии (см. предыдущий
макрообзор).
Банк Японии
оставил ставку без изменений, но свернёт некоторые антикризисные меры.
ЕЦБ тоже ставку не менял, но объявил о сворачивании стимулирующей программы к марту 2022 года (см.
«ЕЦБ приступил к «мягкому ужесточению»).
Но сильнее всего на мировую экономику повлияет решение центрального банка Соединённых Штатов. Федрезерв США пока оставил ставку без изменений, но объявил, что свернёт количественные операции по смягчению за 3 месяца вместо 6, как было запланировано ранее. Кроме того, было анонсировано три повышения ставки в 2022 году.
Напомним, когда в апреле 2013 года Федрезерв объявил о подобном же прекращении выкупа активов с января 2014 года (ещё только предстоящем), валюты развивающихся стран стали реагировать сразу, ещё до начала ужесточения.
Похоже, что сейчас весь мир немного «тормозит» (исключение - турецкая лира, о ней далее). То есть, пока не видно ни падения фондовых рынков, ни повсеместного и заметного ослабления валют развивающихся стран. Всё это ещё предстоит увидеть.
Исключением на фоне ужесточения политики центральными банками выглядит Турция. Несмотря на девальвацию турецкой лиры и двузначную инфляцию ЦБ Турции снизил ключевую ставку с 15 до 14%.
Иллюстрация:
MMI Лира на валютном рынке устремилась к новым антирекордам, а в пятницу 17 декабря биржа Стамбула была даже вынуждена остановить торги на фоне обвала акций и курса лиры.
Несмотря на инфляцию и девальвацию лиры, реальному росту ВВП Турции пока ничто не угрожает (см.
предыдущий обзор).
Резюме
Ужесточение денежной политики ФРС повлияет на валюты развивающихся стран и на сырьевые рынки, но позже, с оттяжкой по времени.
Примечательно, что Банк Англии повысил ставки, но при этом не прекратил выкуп активов на рынке, что соответствует оптимальному, на наш взгляд, подходу. Далее об этом подробнее.
Банк Англии повысил ставку и сохранил QE
Банк Англии, вопреки ожиданиям аналитиков, повысил ключевую ставку с 0,1% до 0,25% годовых, став первым из стран G-7, сделавшим данный шаг. Повышение ставки может быть продолжено.
Вопрос о сокращении QE пока в повестке отсутствует, объемы оставлены прежними.
Этот случай стоит рассмотреть особо, так как он ломает стереотипную схему их четырёх пунктов.
Цикл смягчения:
- (Сначала) Снижение ставки до околонулевых значений.
- (Только затем) Начало программы количественного смягчения (QE).
Цикл ужесточения:
- (Сначала) Сворачивание программы количественного смягчения (сворачивание QE)
- (Только затем) Повышение ставки.
В таком порядке проводился цикл ужесточения Федрезервом в 2014-2018 годах, в таком же порядке ФРС планирует действовать и сейчас.
На самом деле такой порядок - вовсе не догма. Например, в цикле смягчения можно проводить QE, не снижая ставку (это, кстати, оптимальный для России вариант, см. далее).
А в цикле «ужесточения» можно повышать ставку, не сворачивая при этом программу QE, что нам продемонстрировал Банк Англии. Очень правильная тактика, на наш взгляд. Единственное уточнение: при инфляции в 5% ставку можно и нужно повышать решительнее.
Недавно о
возможности повышения ставки без прекращения QE писал Янис Варуфакис, экс-министр финансов Греции. Мы писали об этом ещё в 2014 году (см.
«Политика количественного смягчения при высоких ставках ЦБ»).
Денежная масса в Китае замедлилась до опасных уровней
На конец ноября реальная денежная масса (РДМ) в Китае выросла на 6% к ноябрю прошлого года.
Стоит отметить, что это для Китая очень низкий уровень. Это своеобразная граница, ниже которой находится зона замедления ВВП и даже кризиса.
В 2019 году, по нашей оценке, причиной проблем в экономике Китая стало именно такое замедление темпов РДМ (показано красным цветом на графике выше), а не распространение коронавируса.
На графике выше видно, что темпы РДМ снизились из-за роста инфляции в последние месяцы.
Инфляция продолжает расти, она возвращается на допандемийный уровень. Дальнейший рост цен приведёт к снижению темпов РДМ по образцу 2019 года, что плохо для экономики.
Продолжение
здесь