Именно такой анонс редакционной статьи вынесен на обложку
свежего номера еженедельника «Эксперт», вышедшего 24 июня.
(Фрагмент обложки журнала «Эксперт» №26, 2019).
В самой редакционной статье примечателен пессимизм, которым она проникнута (при всей лояльности «Эксперта» к власти).
Но есть и чему порадоваться. В последующей статье, посвящённой теме недели - прямой линии президента - авторы «Эксперта» обратили внимание на показатель, который я считаю важнейшим для роста экономики России - реальную денежную массу.
Что показывают
Вот диаграмма из той статьи:
Ссылка Сравните с графиком из моей статьи в том же журнале «Эксперт» двумя месяцами ранее:
Ссылка Источник: С. Блинов, «
Запах рецессии», журнал «Эксперт» №15, 8 апреля 2019 года.
Или с формой, которую я называю «денежным светофором»:
Источник: «
Почему нацпроекты не сработают без Центробанка»
Радует в данном случае то, что "идея овладевает массами".
Что пишут
Как же прокомментировали в «Эксперте» ситуацию с реальной денежной массой? Цитирую:
«В оперативном смысле еще более тревожной выглядит динамика реальной денежной массы М2 (см. график 2). Этот индикатор уже многие годы служит отличным предвестником как наступающего кризиса, так и роста. Ни один другой показатель так хорошо не измеряет текущее состояние экономики, как М2.
Как можно заметить из графика, во всех без исключения кризисах - 1998, 2008, 2014 год - темпы роста реальной денежной массы в течение нескольких месяце до кризиса начинали стремительно сокращаться, приближались к нулю, а в кризис уходили в минус.
При этом можно сказать и обратное: эмпирически установлено, что для хорошего быстрого роста в России темпы роста реальных денег должны находиться в диапазоне от 15 до 20% годовых.
Мы видим, что, несмотря на огромные усилия по очистке банковской системы (чтобы деньги не уводили куда не надо), контроля инфляции (чтобы была предсказуемость), накопление резервов (чтобы Россия казалась надежной как заемщик), экономическим властям не удалось в период после 2014 года создать условия для роста денежной массы выше 9% в год.
Что касается текущего момента, то начиная с января мы наблюдаем стремительное приближением темпов к нулю: январь - 5%, февраль - 4%, март - 3%, апрель - 2%. Это означает, что мы входим в острую фазу кризиса,
------------------------------------------------------------------------------------------------
так как хотя бы для нормального денежного оборота без роста, просто за счет не мгновенной скорости обращения денег, сезонности и календарности налоговых платежей и проч., требуется рост реальной М2 на уровне +3-4% к имеющемуся темпу роста ВВП. Два процента уже создают оперативный дефицит денежной ликвидности.
Можно уверенно сказать, что экономические власти возразят нам: динамика М2 является следствием широкого набора факторов, способствующих кризису, а не его причиной. И что управлять ею нельзя - сколько может экономика втянуть денег, столько и втягивает. В современном мире это не так. Развитые финансовые системы позволяют властям вливать деньги в экономику через рынок ценных бумаг (выкуп облигаций) и валютный рынок (скупка валюты). Но у нас эти каналы очень узкие. Рынка ценных бумаг нет, а те игроки, которые имеют облигации, одновременно имеют и доступ к кредитам. Грубо говоря, что толку скупать облигации «Газпрома» - и сам «Газпром», и их основные владельцы в деньгах не нуждаются. А неожиданный подарок ЦБ, скорее всего, пристроят в офшоре. Скупать облигации Минфина тоже смысла нет - бюджет и так профицитный, и дополнительные деньги будут просто морозиться. Что касается валютного рынка, то в текущей ситуации обвалить рубль еще очень рискованно, хотя вероятность такого развития событий за неимением лучших вариантов вливания денег надо рассматривать как высокую». (стр. 15-16)
Прокомментирую: пунктирной линией я отделил первую часть (с которой полностью согласен), от второй части, в которой я согласен лишь с одной фразой
«Можно уверенно сказать, что экономические власти возразят нам: динамика М2 является следствием широкого набора факторов, способствующих кризису, а не его причиной. И что управлять ею нельзя - сколько может экономика втянуть денег, столько и втягивает. В современном мире это не так. Развитые финансовые системы позволяют властям вливать деньги в экономику через рынок ценных бумаг (выкуп облигаций) и валютный рынок (скупка валюты)».
В любом случае радует, что мои идеи о зависимости роста ВВП от роста реальной денежной массы, постепенно пробивают себе дорогу.
Послесловие
Что же ждёт нас впереди? Это покажет «
денежный светофор», который мы делаем традиционно в последний рабочий день месяца (на этот раз 28 июня), получив статистику ЦБ по денежной массе по состоянию на 1 июня.
Статистика же денежной базы (ссылки
1 и
2), которая по состоянию на 1 июня уже известна, показывает, что надежд на ускорение денежной массы практически нет.
П.С.
Для тех, кто использует Телеграм:
Материалы этого блога можно на несколько часов (а иногда - дней) раньше прочитать на телеграм-канале "M2".
В Телеграме его можно найти, введя в строку поиска @m2econ.
https://t.me/m2econ