Европейский рынок грузовиков в мае вырос. Но всё это подозрительно похоже на ситуацию 2008 года. Подробности далее.
В мае в Западной Европе было продано 25,6 тыс. тяжёлых грузовиков.
Это лучший месяц с декабря 2013 года по объёмам продаж. Но если учесть, что декабрь 2013 года «аномальный» (тогда был всплеск покупок перед вводом Евро-6), то нынешний май и вовсе лучший месяц с марта 2008 года!
На удивление ускоряются и темпы роста. В мае они достигли 20%.
Продажи за 12 месяцев уверенно пересекли отметку 260 тыс. шт.
Более того: если темпы за первые пять месяцев (+9,3%) сохранятся до конца года, то по итогам года мы увидим новый исторический рекорд:
Кажется, что всё слишком хорошо, чтобы быть правдой?
Ложка дёгтя
Вся эта информация, на первый взгляд, не согласуется с данными по заказам на тяжёлые грузовики.
По данным трёх крупных производителей (с суммарной долей на европейском рынке более 50%), заказы на грузовики в Европе в 1 квартале 2019 года упали:
На самом деле противоречия здесь нет. Просто рынок реагирует на изменения в заказах позже. Посмотрите по графику выше, как это было в 2008 году: заказы начали падать в первом квартале. Но рынок по инерции (и на старых заказах) еще долгое время рос.
На диаграмме ниже показано, что среднегодовые темпы роста рынка в апреле 2008 года составляли 15%, и даже в сентябре были на приличном уровне 8%. И это не помешало рынку рухнуть осенью 2008 года и уйти в продолжительный кризис. Падение заказов, по сути, об этом падении и предупреждало заранее.
Сейчас ситуация похожа: падение заказов нас предупреждает.
Вывод: Рынок по инерции продолжает расти, но, судя по падению заказов, начнёт падать ближе к осени. Причём нынешние темпы роста (среднегодовые +4,3%) невысоки по сравнению с темпами 2008 года (+15%, +8%), так что перейти к падению даже «легче», чем тогда, в кризисном 2008 году.
П.С. Ясность в ситуацию поможет внести новая информация по заказам на грузовики, она поступает раз в квартал из отчётов компаний и станет известна в конце июля - начале августа. Мы об этом обязательно сообщим дополнительно.
П.П.С.
Для тех, кто использует Телеграм:
Материалы этого блога можно на несколько часов (а иногда - дней) раньше прочитать на телеграм-канале "M2".
В Телеграме его можно найти, введя в строку поиска @m2econ.
https://t.me/m2econ