Деньги, золото и Великая депрессия. Часть 4. Вопросы к "денежной" версии происхождения Депресии

Apr 20, 2014 16:22

Аргументы Фридмана и Шварц стали весьма влиятельными, но не общепринятыми. В течение нескольких десятилетий после публикации «Монетарной истории», бушевали дебаты о важности монетарных факторов во время Великой Депрессии. Оппоненты выдвинули ряд возражений к утверждениям Фридмана и Шварц, на которые стоит обратить особое внимание.
Во-первых, критики задавались вопросом: было ли (пусть и нецелесообразное) ужесточение монетарной политики в 1928 и 1929 годах достаточно сильным, чтобы иметь столь пагубные последствия? Ведь если ужесточение денежно-кредитной политики не объяснит в достаточной мере такую силу экономического спада, то следует принять во внимание другие, возможно не монетарные факторы.
Второй вопрос: было ли большое снижение денежной массы, наблюдаемое в 1930-х непосредственной причиной падения производства и цен, или же, наоборот, следствием? Как мы видели, Фридман и Шварц утверждали, что снижение денежной массы было причиной (а не следствием). Однако можно предположить, что Депрессия была результатом, прежде всего, немонетарных факторов, таких как чрезмерный рост расходов и инвестиций в течение 1920-х годов. Так как доходы и расходы упали, люди стали меньше нуждаться в деньгах для осуществления повседневных покупок. В таком случае, указывали критики, ФРС оправданно разрешал денежной массе падать, потому что наблюдалось снижение суммы денег, которые люди хотели хранить. Снижение денежной массы в этом случае было бы следствием, но не являлось причиной снижения производства и цен. Формулируя вопрос проще: мы знаем, что и экономика и денежная масса сократились очень быстро в начале 30-х годов, но «денежная собака» вертела «экономическим хвостом» или наоборот?
То, что в центре внимания Фридмана и Шварц был опыт США (таков был замысел их книги), поставило другие вопросы, касающиеся их объяснения Депрессии денежными факторами. Как я уже упоминал, Великая Депрессия была всемирным явлением, не ограничиваясь Соединенными Штатами. Действительно, экономики некоторых стран, таких как Германия, например, начали снижаться до 1929 года. Хотя немногие страны вовсе избежали депрессии, тяжесть кризиса в разных странах широко варьировалась. Сроки восстановления также существенно различались, при этом некоторые страны начали свое восстановление уже в 1931 году или 1932 году, в то время как другие остались в пучине депрессии даже до конца 1935-го или даже до 1936 года. Как предположение Фридмана и Шварц объясняет всемирный характер наступления Великой депрессии и различия в степени тяжести и продолжительности кризиса, наблюдаемого в различных странах?
К этому вопросу споры подошли примерно к 1980 году. Примерно в это время экономические историки начали расширять зону своего внимания с акцента на события в США в 1930-е годы, и стали больше уделять внимания исследованиям событий во время Депрессии в мировом масштабе. Кроме того, вместо изучения стран по отдельности, был взят на вооружение сравнительный подход, задающийся вопросом: почему некоторым странам повезло больше, чем другим в 1930-е годы?

Ссылки:

1-4 части выступления http://senib.livejournal.com/745.html
5 часть (заключение) https://senib.livejournal.com/1590.html

На одной странице: https://zen.yandex.ru/media/m2econ/dengi-zoloto-i-velikaia-depressiia-5e49764f11638a2a18c0d427

денежная масса, Фридман, Великая депрессия, Бен Бернанке, золото

Previous post Next post
Up