Jan 29, 2016 17:16
В XIX - начале XX века территория современной Украины [без западных земель] была разделена на девять губерний: Полтавскую, Черниговскую, Харьковскую, Киевскую, Подольскую, Волынскую, Екатеринославскую, Херсонскую и Таврическую. Города Одесса и Николаев пользовались особым статусом и не входили в состав губерний.
После Февральской революции 1917 г. украинская Центральная рада -высший законодательный орган, возникший на гребне революционной неразберихи, - поставила перед собой задачу реализовать цель украиноориентированной интеллигенции: добиться территориальной автономии Украины в составе России. На первый план выдвигался так называемый этнический аспект. Иными словами, автономия должна была охватывать все территории, где проживало украиноязычное население.
Несмотря на сопротивление Временного правительства, откладывавшего решение этого вопроса до созыва Учредительного собрания, в конце июня 1917 г. автономия Украины была провозглашена. Она распространялась на Киевскую, Волынскую, Подольскую, Полтавскую и частично Черниговскую губернии, т.е. в основном на территорию исторической гетманщины. Это решение было признано как Временным правительством, так и Центральной радой.
После октябрьского переворота Центральная рада провозгласила Украину народной республикой в составе России и одновременно в одностороннем порядке заявила о реализации этнического принципа в формировании территории УНР. Так, в Третьем Универсале* Центральной рады (ноябрь 1917 г.) подчеркивалось: «К территории Народной Украинской Республики относятся земли, заселенные по большей части украинцами, - Киевщина, Подолье, Волынь, Черниговщина, Полтав-щина, Харьковщина, Екатеринославщи-на, Херсонщина, Таврия [без Крыма). Окончательное определение границ Украинской Народной Республики [это прежде всего связано с присоединением частей Курщины, Холмщины, Воронежчины, а также смежных губерний и областей, где большинство населения составляют украинцы) должно быть осуществлено согласно организованной воле народов».
Украинские и российские большевики, рассматривая Центральную раду как союзницу Временного правительства, объявили ей войну и пошли по пути создания отдельных украинских советских республик, руководители которых заявляли о непосредственном подчинении Совету народных комиссаров (СНК]. Так, в ноябре 1917 г. областной исполнительный комитет Советов Донецко-Криворожского бассейна принял решение о вхождении в состав России. В начале декабря 1917 г. I съезд Советов рабочих и солдатских депутатов Украины провозгласил Украину республикой Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов и заявил о ее вхождении в состав Российской Республики. На территории Украины должны были действовать все декреты, принятые СНК. Для большевиков, преследовавших цель осуществить пролетарскую революцию в мировом масштабе и создать Единую Международную Социалистическую Советскую Республику, территориальные проблемы большого интереса не представляли.
22 декабря 1917 г. начались переговоры в Брест-Литовске между делегациями СНК и государств Четверного союза, которые внесли свои акценты в территориальный аспект взаимоотношений между РСФСР и Украиной.
12 декабря 1917 г. VII сессия Центральной рады утвердила новый внешнеполитический курс УНР: ориентацию на страны Центральной Европы и самостоятельное подписание договора с государствами Четверного союза.
Глава советской делегации на переговорах в Брест-Литовске Л. Троцкий предложил координировать усилия и проводить на переговорах единую совместную линию. Данное предложение было юридически обоснованно, поскольку, согласно III Универсалу украинской Центральной рады, УНР провозглашала себя составной частью Российской Республики. Для преодоления этого юридического казуса Центральная рада, с одной стороны, под давлением и, с другой стороны, с помощью «этнографической приманки» (австро-венгерская делегация пообещала объединить Галицию и Буковину в единый так называемый коронный край в составе Австро-Венгерской империи; между делегациями УНР и Австро-Венгрией было даже заключено тайное соглашение по этому вопросу, которое так и не было реализовано) IV Универсалом от 9 января 1918 г. провозгласила УНР самостоятельным государством.
Центральная рада подписала самостоятельный мирный договор с государствами Четверного союза, а также ряд соглашений, в том числе и о военном сотрудничестве. Согласно этому мирному договору УНР как самостоятельное государство должно было формироваться, как это определялось III Универсалом ЦР, в пределах девяти губерний. Вопрос о вхождении в состав УНР части Воронежчины, Курщины, Ростовского края, Таврии (Крыма), большей части Донецкого и Луганского краев должен был решаться в рамках специально созданной межправительственной комиссии РСФСР и УНР. Согласно военному соглашению от 3 марта 1918 г., подписанному в Бадене, на территорию УНР должна была вступить ЗОО-тысячная немецкая и 200-тысячная австро-венгерская армии под общим немецким командованием.
Чрезвычайный VII съезд РКП[б) (6-8 марта) и IV Всероссийский съезд Советов 14-16 марта 1918 г. ратифицировали Брест-Литовский мирный договор.
С формальной точки зрения Германия и Австро-Венгрия старались строить отношения с УНР как суверенным государством, которое всего лишь расплачивается за оказанные услуги в борьбе против большевистской России, но по сути после разгона Центральной рады и прихода к власти гетмана П. Скоропадского у России были все основания считать, что УНР - это всего лишь часть оккупированной российской территории, непосредственно управляемой немецким верховным командованием.
В рамках созданной межправительственной российско-украинской комиссии по урегулированию территориальных проблем (комиссия работала более шести месяцев] каких-либо существенных сдвигов в решении спорных вопросов достичь не удалось. В конечном итоге в своей Декларации от 9 сентября 1918 г. российская делегация заявила, что все территории бывшей Российской империи являются составной частью РСФСР и определение государственных границ Украины может иметь место только с согласия России.
После Ноябрьской революции 1918 г. в Германии Советская Россия денонсировала Брест-Литовский мирный договор. Для Украины это означало, что независимое государственное образование - УНР, возникшее как результат Брест-Литов-ских переговоров, теряет свою легитимность. Согласно условиям Версальского мирного договора, Германия должна была отказаться от договоренностей, заключенных в Брест-Литовске. Следовательно, договоренности о территории УНР, достигнутые в Брест-Литовске, не попадали под защиту международного права, и Украина претендовать на них не могла.
Следует отметить, что ни Деникин, ни государства Антанты не признавали не только независимую УНР, а даже украинскую автономию. Деникин категорически выступал и против самого слова «Украина», считая, что Украины как таковой не было и нет, а есть Малороссия с ее делением на губернии, которые существовали до февраля 1917 г.
Таким образом, фактические успехи украинских национально ориентированных сил в решении территориальной проблемы в 1917-1918 гг.в конечном итоге не получили юридического обоснования. Возрожденная после свержения режима П. Скоропадского УНР в лучшем случае могла претендовать на территорию украинской автономии, полученной при Временном правительстве.
Антанта,
УНР,
Версальский мирный договор,
РСФСР,
центральная рада