Период 60-х в СССР только сейчас как-то переосмысливается. А он ведь был очень коротким, даже не укладывающимся и в эти 10 лет. Да, это все то, что связано с реформами Хрущева и особым настроением общества в это время.
Что было до строительного бума хрущевок.
Давно заметила, что по поводу наших двух реформаторов Хрущева и Горбачева вот уже лет пять, как в официальной прессе, так и в соцсетях преобладает высокомерно-хамское отношение к этим политическим деятелям. С удивлением даже в википедии прочитала об участии Хрущева в сталинских репрессиях и других, менее страшных грехах, но не нашла ни слова о его массовой строительной политике.
Понятно, что находясь в большой советской политике до войны, во время и после, руки по локоть в крови у каждого были. А чтобы не всплыли страшные преступления, власть придержащие цепляются за эту власть зубами. Но ведь, именно, Никита Сергеевич в 1956 году на знаменитом ХХ съезде КПСС публично осудил сталинизм, репрессии по политическим мотивам и выпустил МИЛЛИОНЫ людей ИЗ ЛАГЕРЕЙ. Если есть бог, то уже этим решением осудить репрессии, Хрущев часть своих грехов искупил.
Чита, центральная площадь, мама и я. 1968 г.
Возможность переселения огромного количества людей из подвалов, времянок, коммуналок в свои квартиры тоже его заслуга. Пишут, что первые серийные дома были построены еще при Сталине в 1948 г. в Москве на Соколиной Горе. И тем не менее, массовость явления все же получает жилищное строительство с конца 50-х-начала 60-х гг., то есть при Хрущеве.
На примере одной семьи могу сказать, что мои родители жили в хрущевках, либо по распределению, либо сами снимали там квартиры, но чаще, все же папина работа давала такую возможность. С другой стороны, папины родители жили в белорусской деревне, где Хрущев же запретил держать дополнительную скотину(то есть на продажу) и каждая яблоня обкладывалась налогом. Колхозников помимо трудодней заставляли отрабатывать нормативами по практически бесплатной сдаче государству молока, мяса и яиц.
Чита, центральная площадь, мама и я. 1968 г.
Покопавшись в интернете с удивлением узнала следующее. После смерти Сталина в стране было 114000 всевозможных мастерских и предприятий разных направлений - от ювелирки до химической промышленности. Всплывает такое удивительное слово как артель, которое я , если и читала, то только у Ильфа и Петрова, или редко, на каких-нибудь старых этикетках. Так вот после войны до реформ Никиты Сергеевича в этом получастном секторе работало более 2 млн человек…, которые, как пишут статисты, производили 6% валового продукта страны. Сюда входит 70% метл.посуды, 1/3 всего трикотажа, почти все детские игрушки и 40% МЕБЕЛИ.
Как выяснилось, артели производили не только тазы и чулки-носки с тумбочками, но и первые телевизоры с электронно-лучевой трубкой и радиолы (1935-1959 ленинградская артель «Прогресс-Радий»). А ленинградская же артель «Столяр-строитель», начиная в 1923 г. с саней, колес, хомутов и гробов, к 1955 году меняет и название на «Радиус» и занимается крупнейшим в стране производством мебели…
А в 1960 г. в стране начался продовольственный кризис, некоторые авторы утверждают, что искусственно спланированный… Про отсутствие белого хлеба при Хрущеве я узнала в той же белоруской деревне, куда меня на лето чуть позже стали отправлять к бабушке, правда в 70-х.
Оказывается, осенью 1963 года по всей стране хлебозаводы приостановили плановую выпечку батонов и булок, закрылись кондитерские цеха. Белый хлеб стали выдавать по карточкам, заверенными в поликлиниках, больным и детям. Получается, что в середине 50-х большая часть пищевой промышленности СССР, включая выпечку хлеба, принадлежала Промкооперации. Гос.хлебопекарни были в больших городах, остальное продовольствие в обычные же магазины завозили артели. Так было не только с хлебом, но и с мясом, рыбой, молоком и многим другим.
В 1959 году правительство резко сократило размеры приусадебных участков (крестьян заставляли продавать свой личный скот колхозам, где, конечно, для него не было кормов и не хватало людей, обслуживающих животных). Обычная история для нас.
А в 1960 началась массовая национализация промкооперации. Выбранное трудовым коллективом руководство артелей заменяли партийными назначенцами.
Кстати, еще интересное об артелях. Кредитование их осуществлялось не банками, а районными или межрегиональными союзами промкооперации из специальных кредитных фондов с процентной ставкой не более 3%. В некоторых случаях кредит выдавался под 0%... Весь риск банкротства ложился на союз промкооперации.
И совсем добила информация, что эта мало мне известная промкооперация имела свои санатории и дома отдыха, и занималась кооперативным жилищным строительством. Готовые дома артели выкупали с помощью 15-летнего кредита.
Ничего этого не могла я знать в 60-е.. В детской памяти остались самые светлые образы не только мамы и папы, но и окружения вокруг.
Задавив на корню личную заинтересованность во всем - будь то деревня или город, в то же время Хрущев развивает города, заводы, всесоюзные стройки. Время великих переселений народов
СССР. В процессе участвовали военные, строители, инженеры, нефтяники, железнодорожники… Энтузиазм и желание выбраться из бедной, голодной жизни были основными пружинами этих лет.
А космос! А Гагарин, полетевший в 1961 году! А молодежный фестиваль 1957 года!
Года два назад в рамках выставки МосАрх была выставка фото :”Бабушкина квартира”.
Участники, они же жители наиболее аутентичных хрущевских московских квартир, рассуждали на эту тему. Но вот что я им могла бы сказать:”Нет ребята, никакая это не бабушкина квартира! Два поколения не потрудились сделать ремонт, заменить трубы и сантехнику, обои или покрасить потолок. Да и просто разобрать ненужный хлам. Два поколения после бабушки засидели это легкое жилье, как мухи”.
Почему я остановилась на началах хрущевских реформ? Мне очень интересно кто создавал, внедрял мебель в новые дома и де все это производилось. С последним в России давняя беда. Весь Павловск обставлен мебелью из Версаля, на телегах везли через всю Европу. В усадьбах, почти на глазок, без чертежей мебель делали талантливы крепостные. И только Гамбс наладил дело на на фабричной основе, как понеслось - война, революция. Остался только музей мебели Гинзбурга, о котором и писали Ильф и Петров. Опять табуретки сдали делать на уроках труда, а не на производстве. В общем, мебель, интерьер - это непросто у нас.
Продолжение будет...