"Товарищи женщины" в павильоне "Рабочий и колхозница" парижской выставки на ВДНХ.

Dec 17, 2012 13:15

Да, вот так неожиданно соединились Париж 1937 года, знаменитая скульптура Веры Мухиной, проект Русского музея "Советские Венеры" и топография ВДНХ.
Чуть не погибший символ страны и Мосфильма каким-то чудом смог устоять от неогуннов лужсковской эпохи, а может даже и из личной заинтересованности Юрия Михайловича , появилась прекрасная выставочная площадка в основании скульптурной группы.
Сначала о новой выставочной площадке. Она вызывает чувство гордости у такого "советского человека" как я:)) Вот нет-нет, а вдруг просыпается это имперское чувство:)). Холл выполнен в стилистике сталинского ампира. Не думаю, что в Париже он был таким же, но здесь в непосредственной близости ВДНХ это очень уместно. Здесь же и макет знаменитого советского павильона Иоффе. Зеркала, пилястры, мрамор, подсвечники-факелы. В общем, настроение правильное. На первом этаже основной выставочный зал, а далее, еще 4 этажа площадей поменьше. Подняться на них можно по пандусовуой лестнице справа и слева от центра или лифт. Вечером открывается прекрасная и величественная перспектива "вечной" пробки на Ярославском шоссе. Но с высоты "Рабочего и колхозницы" о низком не думается :)) Перспектива - наше все! В общем, дорогой Юрий Михайлович, за Сити спасибо не скажу, а вот за Мухину Grand merci Вам большое. Кстати, чем черт не шутит, может, если будут достижения в нашем хозяйства, а ВДНХ к этому времени устоит, может и до него руки дойдут. Прекрасное ведь место, уже без иронии это пишу.






Выставка в Париже, 1937г. Справа павильон Советского Союза, слева - Третий Рейх.


У кого какие мысли и чувства вызвал выставки трансформации советской женщины в искусстве, а я про эротику вот в самую последнюю очередь подумала. Если быть совсем откровенной, то нет ее тут. Точнее, она есть, но только очень скрытая, деликатная, глубоко спрятанная. Что, кстати, и неплохо. Сейчас ведь тоже нет эротики, тем более в искусстве. Порно есть, пошлость есть, а с эротикой беда:((
Если я ошибаюсь, прошу назвать удачные примеры.



В.Лебедев, Катька, 1918г. (1916?)


Потому как, судя даже по замечательному проекту Русского музея, который и открыл для нас этот зал, а не стал настаивать на более "престижных" площадках Москвы, образ наших Венер как-то стал затухать уже в 80-х. От "солдатских Венер" и "Катек" 20-х годов через спортсменок и вузовок Самохвалова, жен зародившейся новой элиты (вполне себе еще милые дамы), до пименовских "золотистых и струящихся" женщин и самохваловских "Метростроевок" чрезвычайно интересно наблюдать сублимацию чувственного и даже плотского в политическую задачу формирования советского человека, точнее товарища-женщину.

С. Луптов, Спортивные игры на стадионе, 1928г.


А.Пахомов, Петропавловская крепость, 1934г.








Среди выставленных работ почти нет матери с дитем. Иначе, акцент заявленной темы сместился бы в совершенно иную плоскость. Художники пишут обнаженную женскую натуру. А как же без нее, особенно, если кто прошел академическую школу рисунка.









Парафраз на тему многих живописцев "спор об искусстве", то есть когда художники среди дамской обнаженки думают только о судьбах искусства - это одна из самых больших картин на выставке. Автор Василий Яковлев - художник ВДНХ, год создания 1946. Как вы думаете, о чем веселятся художники около нее? Вы не поверите:)) ! Об искусстве, пропорциях, композиции, перспективе (случайно подслушала несколько реплик).



К этой работе я бы добавила еще одно работу очень правильного реалиста Горелова (только она не в Русском музее). Огромная картина, которую автор писал всю жизнь :)) "Оргии в апартаментах папы Александра VI Борджия". Все-таки живые страсти кипели глубоко в душе даже у самых-самых сталинских художников, но приходилось сублимироваться в другие темы.



Мало известная, или как говорят музейщики, еще не введенная в экспозиционный ряд, картина Малагиса Владимира 1940 года "Обнаженная с драпировкой" задает основной тон всей выставке. Художник заканчивал мастерскую Петрова-Водкина в конце 20-х и здесь это уже не постановочная студенческая работа. Модель стоит в классической позе противовеса, как ее обычно и ставят для обучения рисунку в художественных вузах. Но ведь и Венера-Афродита Праксителя изображалась примерно такой же, в тех же контрофорсах. Но это не студия, а самостоятельная работа. Что искал художник в таких женских пропорциях? Абсолютную устойчивость, гармоничное соотношение. Немного скульптурное отношение к модели. По-своему, это тоже выход из обязательной программы написания строителей светлого будущего, чтобы глаз отдохнул от идеологического шума программных картин.



Вот интересно, чем обусловлено, что после совершенно распушенного в смысле морали послереволюционного десятилетия, вдруг наступает довольно длительный период показного и искреннего пуританства? Не хочется думать только о медицинских факторах:)) В нашей советской истории куда ни кинься, все время жесткие времена. Пожалуй, только хрущевская оттепель хоть немного всех расслабила. Но и то, была коротка.
В 30-е официальной идеологией становится спорт. И теперь к светлому будущему путь лежал через стадионы и гимнастические залы. Благодатное время для юных и стройных девушек Самохвалова. Красота - это здоровье, сила, уверенность, что всех победим. Чем кстати не греческий подход к видению женского совершенства. Мне очень понравились несколько акварелей "Метростроевки". Тут и мастерство художника, и мощь замечательно написанных женских торсов, сложные ракурсы. Многим кажется, что сегодня это прошло бы и в Плэбой:)) Не знаю-не знаю насколько нужна такая искренность в глянцевом издании.



Но вдруг на фоне спортивных маршей проходит лирическая тема совершенно иной женской прелести. Чудесный влажный взгляд, чуть обнаженная грудь, прозрачная ткань, слетевшая с плеча. Очень личное отношение художника В.Лебедева:)) не для всех. Или обнаженка Тырса. Такое же милое уютное чувственное создание. Юрий Пименов верен себе - внутренняя и внешняя гармония его моделей прошла через все его творчество.
Во всех работах прослеживается своя особенная советскость. Это приметы быта, событий, настроения. Их невозможно спутать ни с одной другой живописной школой.









Как же перепахала идеология несколько поколений. А женственность вдруг вновь расцвела в 60-е. Позже опять или официоз, или периферия художественных жанров, где хоть немного проглядывает лицо не придуманной современницы. 80-е почти не представлены на выставке. А дальше уже все несовтское. Какое пока мы и сами не определились. "А кони все скачут и скачут, а избы горят и горят"...




Москва, Артхроники

Previous post Next post
Up