Мураново...«Есть милая страна, есть угол на земле...»

Nov 27, 2012 14:13

Знакомый пейзаж ближайшего Подмосковья - разбросанные дачные поселки с хаотичной застройкой, где-то щитовые домики 3х5, а где-то коттеджи 12х15, вперемешку со строительными рынками и складскими ангарами. На удивление при столь плотной застройке сохранились дивные места, где глаза могут отдохнуть и насладиться «русскими просторами», уединенный уголок - усадьба Мураново, посёлок Ашукино.
Как хорошо здесь дышится, так легко и поэтично))) «Есть милая страна, есть угол на земле...» (Баратынский Е.А.).







Обо всех подробностях в подробностях рассказывают «мурановские» музейные экскурсоводы, с удовольствием слушается история этого дома. Поэтическая история Мураново началась с семейства Л. Н. Энгельгардта. Имение купила жена генерала, сам же генерал будучи в отставке работал в Мураново над мемуарами и принимал многочисленных гостей. Дом тогда был деревянный, одноэтажный, с двумя древними пушками у крыльца, намекавшими на былые военные подвиги его хозяина. Среди гостей Муранова выделялся знаменитый поэт-партизан Денис Давыдов. Он и познакомил в 1826 году чету Энгельгардтов со своим другом, поэтом Е.А. Баратынским, вернувшимся в Москву из Финляндии, где он находился на военной службе. Баратынский женился на старшей дочери Энгельгардта - Анастасии Львовне. На второй его дочери, Софье, женился друг Баратынского по службе в Финляндии, Николай Васильевич Путята.



После смерти генерала Л. Н. Энгельгардта усадьба перешла во владение его старшей дочери. Баратынский взял на себя заботы по управлению имением и с увлечением занялся сельским хозяйством. В 1841- 1842 гг. на месте старого дома был выстроен новый, сохранившийся до наших дней. Двухэтажный усадебный дом был построен по чертежам и под непосредственным наблюдением Е.А. Баратынского, без обязательных для той эпохи мезонина и портика.

Деревянный дом облицован кирпичом и оштукатурен, его увенчивает восьмигранная башенка-фонарь с конической крышей. Он состоит из трех частей: двухэтажного основного здания, одноэтажной пристройки и примыкающей к ней двухэтажной башни.

«К этому времени, - пишет М.А. Ильин, - пора построек усадебных домов, украшенных портиками, миновала. На смену обширным усадьбам, столь частым в русской архитектуре исхода XVIII в., пришли небольшие и скромные усадебные здания с их семейными праздниками и неторопливой обыденной жизнью».



Удивительная архитектура, гармоничное сочетание деревянных и каменных строений, парк, церковь, хозяйственные постройки и сад, все органично вписывается в природный ландшафт, архитектура и природа, хороший образец для подражания…

Почему же нашим владельцам многогектарных приусадебных участков не взять в пример нашу историю, мы же так стремимся быть русскими, подчеркивая нашу необычайную духовность, при этом строя нелепые дворцы и замки, которые потом стыдливо прячутся за пятиметровым забором.



«Здесь все настолько просто и незатейливо, что, кажется, рука человека не прикасалась к этому уголку старого русского леса с его вековыми березами, зарослями кустарников и чуть видными дорожками-тропинками», - отмечает М.А. Ильин.

Главная часть дома в нижнем этаже пересечена пополам длинной сквозной комнатой - гостиной. Гостиная разделена на три части, два эркера и центральная часть для музицирования, из эркерных окон открываются прекрасные виды, с одной стороны - это поле, пруд и холмы в окружении леса, с другой стороны - парк с липовой аллеей, березы, дубы и сосны.

Кстати Мурановские холмы в 2005 году грозились продать под коттеджную застройку, буквально народным сопротивлением удалось пока сохранить природную красоту Мураново. Ежегодно с 2005 года проводился "Поэтический кросс", в 2011 году "доброжелатели" вспахали поле, ничего при этом не засеяв. После дождей все три холма превратились в непроходимое болото, сделав невозможным проведения спортивных мероприятий...Видимо, кто-то испугался возможных лозунгов, типа: "Ударим пробегом по беззаконию и разгильдяйству"...



Дом в Мураново удивительно уютен. В его комнатах нет никаких архитектурных ухищрений, никакой лепнины и прихотливых украшений. Основу его убранства составляют семейные портреты, гравюры, литографии и акварели, со вкусом подобранная мебель, фарфор и бронза. Все - не для балов и праздников, а для уютного и покойного семейного быта.

При Путятах и Тютчевых в Большой гостиной ставились любительские спектакли. Одна из арок перегораживалась занавесом, и за ним устраивалась сцена. Молодежь разыгрывала спектакли.

У центральной стены стоит диван красного дерева с глубоким, почти квадратным сиденьем и откидными полочками по бокам. Такие диваны, назывались crapaud - «жаба». Бархатная обивка украшена вышивкой по канве шерстью второй жены Тютчева Эрнестины Федоровны. Ее портрет можно увидеть на фотографии выше, как раз над этим самым диванчиком.
Сколько красивых женщин вокруг Федора Ивановича Тютчева и сколько драмы, две разбитые женские судьбы - Амалия Крюденер ("Я помню время золотое"), Элеонора фон Ботмер (первая жена - "Люблю глаза твои, мой друг," ), Клотильда фон Ботмер ("Я встретил вас и все былое..."), Эрнестина фон Дернберг (вторая жена), Елена Денисьева ("Денисьевский цикл").



Баратынскому суждено было прожить в Мураново только одну зиму. «Мы живем в глубочайшем уединении, - писал Баратынский матери из Муранова, - подмосковная зимой - убежище мира еще более глубокого, еще более абсолютного безмолвия, чем деревни внутренних губерний России». В 1843 году Баратынский с семьей выехал за границу и спустя год скоропостижно скончался в Италии.
Кабинет двух поэтов.
За этим столом Баратынский готовил к печати последний сборник своих стихотворений - «Сумерки», вышедший в 1842 году. На столе чернильница, бювар, печать и разные другие мелкие вещи, принадлежавшие поэту. Стол-бюро из карельской березы, это работа мурановских крепостных столяров. По семейному преданию, чертеж для него делал сам Баратынский.



В этой же комнате размещена перевезенная из Петербурга обстановка кабинета после смерти Ф.И. Тютчева в конце 1873 года. На письменном столе из красного дерева - чернильница, гусиное перо со следами чернил, бювар из потертой кожи, кожаный бумажник, под зеленым абажуром - стеариновые свечи, зажженные в последний раз самим Тютчевым.

В этом доме Федор Иванович Тютчев никогда не жил, но здесь собралась история его жизни, портреты, предметы, книги, письма, воссоздают картину его жизни, его творчества, его поэзии.
После смерти Федора Ивановича в Мураново были перевезены его личные вещи и обстановка из петербургской квартиры и из Овстута - брянской усадьбы Тютчевых. Именно тогда попала в усадьбу старинная мебель - изысканные образцы кресел, столов, секретеров преимущественно красного дерева наполнили комнаты. Оттуда был также привезен И. Ф. Тютчевым старинный дубовый паркет в гостиной и смежной с ней литературной комнате (кабинетом).







Столовая.
Необычное украшательство этой комнаты - ниша с двумя колоннами, которыми замаскированы двери в кухню и на лестницу, ведущую на верхний этаж, где расположены спальни.
Со времен Баратынского в этой комнате сохранился круглый раздвижной стол, под которым спряталось сорок ног. В нераздвинутом виде он невелик: за ним могли поместиться всего восемь-девять человек. На столе стоит супница 19 века, изготовленная Императорским фарфоровым заводом.



Большой буфет с богатой и несколько тяжеловатой резьбой, типичный для 50-х г.г. 19-го столетия, наполнен хрусталем и фарфором.



Высокое зеркало в раме из красного дерева с консолью - середина 19 века.



Библиотека.
Рядом со столовой - библиотечная комната с камином, разделенная аркой на две части, уставлена по стенам книжными шкафами красного дерева. В витрине у окна лежат автографы Пушкина, Тютчева, Боратынского и И. С. Аксакова и гусиное перо, последнее, которым писал при своей жизни поэт Тютчев. Библиотека состоит преимущественно из книг, принадлежавших Энгельгардту, Боратынскому, Путяте, Тютчеву и Аксакову, а также и последующим владельцам Муранова.







Перед камином экран с вставленным в него стеклом, своего рода ширма. Еще в начале 19-го века каминные экраны приобрели свою популярность, в холодное время года экраны служили защитой и дополняли интерьер, а летом ими заслоняли топку, тем самым скрывая пустоту в камине.



Пособие по правильной заточке и письме гусиными перьями.



Интересное массивное кресло из красного дерева в стиле ампир с золотой инкрустацией, обитое зеленой кожей. Судя по различным источника до пожара подобной мебели было больше, а еще в каждой комнате весели массивные бронзовые люстры, сейчас они заменены светильниками в виде шаров. Как сказали музейщики еще не вернулись с реставрации.



После смерти Баратынского усадьба перешла во владение младшей дочери Энгельгардтов, Софьи Львовны Путяты. Ее муж, Н.В. Путята, был известным в ту пору литератором. Путята встречался с A.C. Пушкиным, поддерживал дружеские отношения со многими творческими людьми. К нему в Мураново приезжали Н.В. Гоголь, В.Ф.Одоевский, Е.П.Ростопчина, С.Т.Аксаков, И.С.Аксаков, А.Н.Майков, Я.П. Полонский, болгарский поэт Иван Вазов, профессор С.А. Рачинский, все семейство Аксаковых, чье Абрамцево находилось в 8 верстах от Муранова. Существует предание, что Мураново посещал A.C. Пушкин, но говорят это всего лишь предание, поскольку свидетельств тому нет, а при обосновании музея в 1920-м году, а упоминания имя Пушкина сработало на сохранение усадьбы. Известно, что почитателем творчества Пушкина был сам Владимир Ильич, имя Александра Сергеевича, его слова встречаются в 31 томе из 55 томов Полного собрания сочинений В.И. Ленина, так что теперь можно только гадать, где тут правда, а где вымысел во имя спасения.

Конечно, посещение Пушкиным Мураново вполне могло быть, Боратынский встречался с Пушкиным нередко в течение шести лет - от 1826 г. до 1833 г., Пушкин мог навестить Мураново, которое принадлежало тогда А.Н.Энгельгардту. Кроме того, в 1928 году Путята буквально спас его от двадцать второй дуэли с французским послом в Петербурге Лагрене.

В начале 1840-х годов с Путятами познакомился вернувшийся в Россию после многолетнего пребывания за границей Ф.И. Тютчев. В 1869 году это знакомство скрепилось родственными узами: младший сын поэта Иван Федорович женился на единственной дочери Путяты Ольге Николаевне. О.Н.Тютчева (урожденная Путята) стала последней владелицей Муранова. Она умерла в 1920 году в возрасте 80 лет.





Особенно хочется отметить фарфоровую коллекцию музея, ей особенно гордятся. В витринах под стеклом можно увидеть многочисленные изделия из фарфора, фаянса и стекла: супница Императорского завода начала XIX века, блюдо завода Гребенщикова 1740-х годов, мейсенские сервизы на одну персону "Эгоист" и на двоих "Тет-а-тет".







Фаянсовая композиция Франца Гарднера "Судья и крестьяне". В сумке у судьи припрятана взятка, которую принесли покорные крестьяне.





А теперь на выход прямо в парк, наслаждаться тишиной вековых деревьев.











Возвращаемся к теме усадьбы, два года назад в нашем журнале был пост "Спасское-Лутовиново - душа России", возможно кому-то будет снова интересно.

russian style, история в деталях, усадьба, Архитектура

Previous post Next post
Up