Вина перед родителями

May 12, 2014 22:01

С детского сада мы постоянно слышим о чувстве долга, и иногда берём на себя слишком много. Иногда кажется, что нас самих нет, есть только список обя- зательств по отношению к окружаю- щим. О том, как легко испортить себе жизнь во имя мнимого счастья близких, рассказывает Валентина Москаленко.
Недавно я, как системный семейный пси- хотерапевт, принимала женщину 36 лет. Мы работали над ее жалобами на жиз- ненные проблемы, на отсутствие энергии, и после некоторого длительного знаком- ства я попросила ее поговорить с мамой. Женщина спросила маму, как та ее рожа- ла и что происходило после рождения. Мама рассказала, что роды проходили тя- жело и долго, три дня, она была вся изму- чена, а о первых месяцах жизни мама не сказала ни единого слова радости. «Ты так кричала, так нас всех мучила, покоя нам не давала». А сейчас передо мной сидит женщина во всех смыслах положитель- ная, с хорошим образованием и работой, которая сызмальства знала, что досталась своим родителям трудно, чувствовала себя за это виноватой и не знала, как ис- купить свою вину. И когда папа серьезно заболел, она ничего лучшего не придумала, как выйти замуж в 19 лет за человека абсолютно неподходя- щего. Она говорит: «Где-то в глубине души у меня была мысль, что если я пострадаю, то другим будет от этого лучше. Может, папе станет лучше, или мама порадуется». И так она мучилась в своем браке 8 лет. Ко- нечно, никак это ее родителям не помогло: папа умер от инфаркта миокарда, потому что всегда был слаб сердцем, мама как жа- ловалась, что ей все в жизни достается с трудом, от рождения дочки до любой ме- лочи, так и продолжала жаловаться.
Есть такие матери, которые всю жизнь играют роль жертвы, а дочерям навязы- вают чувство вины. Моя клиентка уже давно разошлась со своим мужем, но с тех пор она боится вновь создать семью: «Я буду снова угождать, я буду уборщицей, поварихой, кем угодно, но не сама собой». И мне кажется, что, как самое заветное, она боится родить, потому что мама ей сообщила об очень трудных родах. Мы работали над этим, чувство вины немно- го «рассосалось». Чувство вины нужно лечить, оно спо- собно загнать человека не только в про- блемный брак, но и в болезни, депрессию. Вообще так можно всю свою жизнь по- ложить на какую-то недостойную цель, потому что «кругом виновата». К тому же, виноватым человеком легче управлять. Эта семья, о которой я говорила, внеш- не со всех сторон благополучна: родите- ли между собой ладили, дочку любили, в походы ходили, книжки вместе читали, а чувство вины как поселилось, так и оста- лось внутри. Дети вообще склонны брать на себя вину. Когда родители разводятся, ребенок это знает, как бы они ни старались скрыть от него свои ссоры. У нас, среди психотера- певтов, даже есть такая поговорка: «Дети и собаки знают все». Даже собака чув- ствует внутрисемейную атмосферу, когда что-то не так. Когда родители разводятся, у ребенка первая мысль: «Это из-за меня». Он начинает судорожно думать, что он может сделать, чтобы это предотвратить.
Иногда он начинает хорошо учиться, помогать по хозяйству, а иногда, наоборот, начинает куролесить вплоть до детской комнаты милиции. А самое страшное - ребенок может серьезно заболеть. Здесь вопрос не почему он заболел, а за- чем он заболел. Ответ всегда такой - что- бы помочь семье. Тогда родители сплачи- ваются, они вынуждены вместе ходить в школу, к инспектору, склонять голову над постелью больного. Получается, что ребенок из чувства вины делает либо хорошие поступки, либо со- всем плохие, чтобы привлечь внимание родителей. Мысль всегда одна и та же: «Наверное, это из-за меня, я виноват». Особенно до 6 лет, когда логическое мыш- ление у них развито не сильно, а домини- рует эмоциональное. Вспоминается одна женщина, которая проходит у меня личную терапию. Ей 40 лет, и она жалуется, что у нее всю жизнь болит голова, каждый день. Когда я спра- шивала о ее семье, она сказала, что вы- росла под аккомпанемент двух фраз: «ты должна» и «как тебе не стыдно». Конечно, она выросла с чувством вины за то, что она какая-то «неправильная». Я своим клиентам говорю, что 75 про- центов «долженствований» можно вы- бросить из головы без ущерба для отно- шений. «Должна» - это слишком резкое слово, агрессивное. Даже когда я его го- ворю в отношении самой себя, я в этот момент грубо с собой обращаюсь. Я ста- раюсь заменить это слово утверждениями «я могу», «я хочу», «я буду делать». Мо- жет, кто-то любит мыть посуду, а мне не особо нравится это делать, но я буду это делать. Если говорить себе, что я должна это делать - я сразу чувствую себя посу- домойкой

психология, дети

Previous post Next post
Up