Дети и деньги: по какому тарифу платить будем?

May 12, 2014 21:58

  Жизнь человека сложно представить без денег. Сами по себе деньги нейтральны - бумага, металл... Но они являются ресурсом, который может обеспечить многие желанные вещи - отдых, путешествия, комфорт, безопасность, интересные занятия... Наши, порой непростые, отношения с деньгами влияют и на отношение к людям, на взаимоотношения в собственной семье, и конечно, на воспитание детей.
 Мы можем даже не объяснять словами, что значат для нас деньги, дети все считывают без слов, в повседневных делах и разговорах. Для малышей деньги не имеют той ценности, как для взрослых. Им не важно, что в руках - купюра или монетка - это все «денежка».
 Дети постарше уже знают ценность денег - на них можно купить разные приятные вещи. Но цену денег ребенок узнает гораздо позже, когда научится сам их зарабатывать и тратить. Многие родители стремятся научить ребенка обращаться с финансами, выдавая ему карманные деньги - и это оправдано с опреде- ленного возраста. А иногда ребенка приучают к деньгам, оплачивая домашние дела и хоро- шую учебу. Казалось бы, цель преследуется благая - научить ребенка ценить свой труд, привить стремление зарабатывать своим тру- дом, понимать ценность и цену денег, разумно ими распоряжаться. В вопросах воспитания деньги не всегда лучший помощник. Да, нужно и важно учить ребенка обращаться с деньгами,разумно их расходовать, а когда подрастет, то и зарабатывать посильным трудом. Но оплачивать учебу, приличное поведение или выполнение домашних дел не стоит - так советуют психологи. На это есть несколько причин: 1. Ребенок учится не ради знаний, а для оценки. Если учебное рвение ребенка стимулировать, оценивая его успехи в твердой валюте, то ребенок будет проявлять чудеса изворотли- вости, чтобы заслужить оценку, а не усвоить новую информацию. В моей практике был случай, когда родители решили оплачивать все отметки от «3» до «5», а за «1» и «2» брать штраф. Ребенок решил, что ему проще будет избежать двоек и не очень напрягаться, по- лучая большое количество троек. Ведь пять троек стоят столько же, сколько три пятерки. Кто в этом случае выиграл? Даже если ребенок не ищет легких путей и стремится заработать свою пятерку честным трудом, денежное воз- награждение тоже не на пользу. Поскольку до- бавляет напряжения, дополнительно нервиру- ет школьника. Появляется страх негативной отметки, а впоследствии может сформироваться страх оценки со стороны других людей. Кроме того, гораздо важнее научить ребенка не зарабаты- вать оценку, чтобы сдать зачет или экзамен, а искать информацию и умело ею пользоватьсяЕсли вам все же важно вознаграждать ребен- ка за хорошую учебу, то «премию» можно вы- давать за какой-либо новый этап в развитии, крупное достижение, победу на олимпиаде, соревновании или просто за освоенное новое для ребенка дело. 2. Кто отвечает за учебу? Если родители оплачивают хорошую учебу, то они берут на себя функцию контроля над успеваемостью. Это вам нужно, чтобы ребе- нок учился, это вам нужны его успехи, а он может ненавидеть школу, но заставлять себя получать хорошие отметки, чтобы вы платили деньги. Ребенок и не подумает брать контроль в свои руки. Чем это может обернуться в бу- дущем? Отсутствием инициативы, привычкой полагаться на чужое мнение и жить по указке сверху. Вы хотите именно этого? 3. Деньги или отношения? Сколько стоит забота? Оплачивая домашнюю работу, родители так- же сильно рискуют. Если в семье не принято платить маме за чистую посуду, приготовлен- ный ужин и выглаженную одежду, то не стоит оплачивать домашние дела, выполненные ре- бенком. В семье у каждого есть обязанности, домашняя работа распределяется между все- ми членами семьи. Даже малыши уже могут и должны помогать убирать свои игрушки. Ре- бенок постарше вполне способен купить хлеб, выбросить мусор или помыть посуду.
Ко мне однажды обратилась мама подростка. Она с гордостью рассказывала, что у нее нет проблем с сыном. Он хорошо учится, ведь она щедро оплачивает его пятерки. Он делает много домашней работы, все тарифицирова- но, оплата с учетом качества и скорости ис- полнения. Однажды мальчик пришел в гости к бабушке и предложил ей помыть посуду и полы, сбегать за продуктами и вынести мусор. Бабушка обрадовалась неожиданной помощи. А внук, закончив все дела, выставил счет. У бабушки от волнения поднялось давление. Так вот, мама подростка спрашивала на консуль- тации, что ей делать с бабушкой. Как убедить ее не портить воспитание. Никакие деньги не заменят родительской люб- ви, уважения, поддержки и понимания. Не за- менят искренних дружеских отношений, весе- лого смеха и интересных бесед. Даже если вы считаете, что премия за отличную учебу нуж- на, не забывайте просто на словах похвалить ребенка - ему важно признание. Кроме того альтернативой денежному вознаграждению может стать совместный поход в кино, театр или цирк, кафе, парк или загородная прогулка. Важно выбирать занятия интересные и ребен- ку и родителям. Любите и уважайте себя и своих детей и все у вас получится! Автор статьи - психолог Надежда Керова

психология, дети, Керова Надежда

Previous post Next post
Up