KELLY BUCKELEY, Ph.D. - DREAMS OF SOCIAL TRANSFORMATION Сновидения оказались достаточно полезными средствами в помощи процессам излечения, роста и обретения целостности индивидуумами. Но может ли изучение сновидения принести некую пользу обществу? Могут ли сновидения быть полезными в решении различных проблем общества: сексизма, криминальных, этнических и расовых конфликтов, деградации окружающей среды и ухудшения в образовании менее-привелегированных детей? Вопрос, который я хочу поднять, состоит в следующем: может ли изучение сновидений привнести что-то в процесс преобразования общества? Наиболее распространенный ответ на это вопрос состоит в том, что изучение сновидений помогает обществу тем, что помогает определенным индивидуумам познавать больше самих себя, то есть рост и созревание этих лиц расходится волнами по обществу, чем способствует повышению его благосостояния. Такой ответ вполне логичен, но неадекватен. Он отдает лишним психологизмом, "просачивающимся сверху вниз" социальным активизмом, особенно когда мы замечаем, что большинство людей занятых изучением сновидения относятся к среднему и выше среднего классам и являются белыми. Неужели это единственный возможный ответ? Нет, это не так. Существует ряд конкретных путей, благодаря которым изучение сновидений может вносить прямой, практичный и эффективный вклад в процесс развития общества - коренным образом меняя наше общество в целях создания более справедливого, более гармоничного, и более гуманного сообщества.
1. Работа со Сновидениями как Общественная Деятельность
Современное западное общество страдает столь большим количеством кризисов и проблем, что люди часто оказываются подавлены всеми проблемами сразу. Нам интересно, начат ли процесс разрешения всех этих проблем? В определенном смысле нам необходимо принять все этические сложности вызванные проблемами общества и действовать настолько практично и эффективно насколько возможно для решения данных проблем. Многие люди изучающие сновидения показали, что сновидения и работа со снами может оказать реальный и существенный вклад в общественную деятельность. Джейн Уайт Льюис [Jane White Lewis] продемонстрировала насколько сильно работа со сновидениями способна улучшить образование детей из гетто. Она вела курс о сновидениях в общественной средней школе в Нью-Хейвене [New Haven], штат Коннектикут. Джейн обнаружила, что поощрение ее учеников в привнесении сновидений в пространство ее класса способствовало стимулированию и сильному развитию их воображения. Учитывая то, что обычно общественные критики часто жалуются на чувства отчаяния и безысходности, которые мешают детям из бедных семей, работа Джейн оказалась достаточно мощной социальной терапией.
Другим примером подобного аспекта работы со сновидениями является исследование Мэрион Кадди [Marion Cuddy] и Кэти Белики [Kathy Belicki], которое показало, что изучение кошмаров способно помочь обществу ответить на ужасы сексуальных действий в отношении детей. Работа со сновидениями не только способна оказать значительную терапевтическую помощь жертвам подобного насилия, но также и предоставить обществу важную информацию о данной глубоко беспокоящей и горячо обсуждаемой проблеме. Мэрион и Кэти обнаружили, что жертвы сексуального насилия в детстве страдают от кошмаров со схожими отличительными образами и эмоциями. Их исследование сильной связи кошмаров и сексуального насилия имеет непосредственно отношение к серьезным дебатам в нашем обществе о том, является ли подобное насилие "реальным" или же оно есть лишь продукт "ложной памяти".
Два других примера уходят еще далее от стандартных границ психологии. Херб Шредер [Her Schroeder], научный сотрудник Службы Лесов США, указал на практическую значимость снов для решения экологических проблем. Он утверждает, что нам не стоит постоянно интерпретировать сновидческие образы животных, деревьев, озер и др. как символы нашей "внутренней сущности" - подобные образы могут также отображать внешнюю природу и могут указывать на наши (обычно проблемные) взаимоотношения с окружающей средой. Работа Херба показывает то, что сновидения с образами природы способны стать средством возобновления нашей живой связи с природой.
Бет Элерт [Bette Ehlert] обнаружила потенциал работы со сновидениями в контексте реформы системы исправительных учреждений. Бет вела сновидческие группы в некоторых исправительных учреждениях Нью-Мексико и обнаружила, что сновидения несут в себе очень четкий символический контекст конкретного преступления правонарушителя, корни данного действия в его (обычно полной травм) личной истории, и значение преступления для его/её личного развития и реабилитации. Работа Бет обещает углубить наше понимание причин происхождения преступлений, помочь сохранить преступников от повторения их преступлений, и, возможно, предложить возможные способы предотвращения преступлений.
Эти примеры доказывают, что изучение сновидений способно вывести нас вне того, что Мартин Лютер Кинг назвал "параличем анализа", к по-настоящему практичным и конкретным ответам на наиболее актуальные общественные проблемы.
2. Сновидения и Дилоги с "Другими" Культурами
Одной из главных задач, вставших перед Западным обществом, в новом тысячелетии является вопрос существования в мультикультуральном мире, мире множества различных культур, религий и социальных систем. Изучение сновидений может сыграть важную роль в том, чтобы помочь нам понять и хорошо относиться к "другим". Я помечаю "нашу" культуру и "другую" культуру кавычками, чтобы выделить очень относительный характер данных терминов. Сновидения представляют собой идеальный мост для кросс-культурного общения. С одной стороны, сновидения являются универсальным опытом, который объединяет всех людей не зависимо от их культурной принадлежности. В тоже время, с другой стороны, сновидения очерчены определенным культурным миром сновидца, что означает следующее - изучение сновидений других людей является отличным путем понимания их культуры.
Многие исследователи сновидений начинали с путешествия по этому мосту, делясь сновидениями с людьми из различных культур. Джейн Гакенбах [Jayne Gackenbach] провела потрясающую работы с индейцми Кри [Cree] из Северной Альберты обучая их Западным теориям сновидения и, в свою очередь, обучаясь их подходам к работе со снами, показывая что сновидения могут оказаться удивительным средством налаживания контакта, несмотря на культурные различия. Опыт Джейн создал надежду того, что кросс-культурный дележ сновидениями может оказаться средством разрешения некоторых конфликтов, которые рождаются между "современными" и "коренными" культурами.
Энтони Шафтон [Anthony Shafton] проводит важное исследование роли сновидений в Афро-Американской культуре, в котором поднимает серьезные вопросы относительно трудноуловимых расовых предубеждений, встроеных в наши основные теории и практики работы со сновидениями. Он обнаружил, что афро-американцы, как правило, выражают, деляться, анализируют и используют свои сновидения способами, которые "отклоняются" от норм установленных ведущими психологами, большинство из которых белые. Если мы станем более осознанны относительно этих предубеждений, то, как предлагает Энтони Шафтон, мы сможем открыть силу сновидений, направленную на большее межрасовое понимание.
Работы Джейн, Энтони и множества антропологов, которые сейчас изучают сновидения, открывают удивительно ценные открытия, которые могут быть сделаны в результате кросс-культурального исследования сновидений. Эти открытия имеют непосредственное отношение к задаче нашего общества понимать и лучше относиться к людям различных этнических, религиозных и политических взглядов.
3. Сновидения, Духовность и Современный Мир
Множество общественных комментаторов утверждают, что современное западное общество страдает от глубоко ценностного кризиса, который можно описать только как духовный кризис. К ним относятся, к примеру, Белла [Bellah], Рикер [Ricoeur], Рифф [Rieff] и Бергер [Berger].
Впечатляющий подъем современной науки подорвал веру многих людей в традиционные религиозные ценности, но, в тоже время, современная наука не предоставила альтернативных ценностей, которые бы обеспечили людей нравственным руководством и духовной целостностью. Духовный вакуум, созданный "триумфом" современной науки над религией привел к угрожающему росту религиозного фундаментализма. Наше общество отчаянно нуждается в "пост-критической" духовности, которая способна обеспечить богатым экзистенциальным смыслом, не отвергающим законные добродетели науки и рациональности. В чем, опять же, изучения сновидений способна оказаться отличным ресурсом. Такие люди как: Мортон Келси [Morton Kelsey], Джон Сэнфорд [John Sanford], Луи Савари [Louis Savary], Джеймс Холл [James Hall] и Джереми Тейлор [Jeremy Taylor] - все они показали, то изучение сновидений способно дать людям подходящее духовное руководство. Сновидения способны оживить убеждения людей уже принадлежащих к религиозной традиции, но также они способны предложить новые ценные открытия людям, которые не являются условно "религиозными". Исследования духовных измерений сновидений не означает отказа от открытий современной науки. Как я утверждаю в "Нетронутой Природе Сновидений", современные научные исследования сновидений, на самом деле, поддерживают и признают идею духовного значения сновидений.
Такие исследователи сновидений как Кальвин Холл [Calvin Hall], Джей Аллан Хобсон [J. Allan Hobson] и Гари Хант [Harry Hunt] показывают что смысловая наполненность сновидений связана с яркими метафоричными образами, генерирующимися в процессе создания сновидения - данное открытие полностью соответствует словам ведущих представителей религий о том, что религиозные или духовные знания первоначально предстают в виде ярких метафоричных образов. Смотрите, например, работы Пола Рикера [Paul Ricouer], Дона Браунинга [Don Browning], Салли Макфаг [Sallie McFague], Дэвида Трейси [David Tracy] и Джорджа Лакоффа [George Lakoff]. Таким образом, научные исследования подтверждают то, чему мировые религиозные традиции учили все время - что сновидения являются исходным источником метафорических образов (которые я называю изначальными образами), которые вдохновляют, поддерживают и развивают человеческую духовность. Исследования сновидений открывают путь к духовности, которая, возможно, преодолевая старые споры "религии против науки", поможет направить нас в неясном и пугающем грядущем.
4. Сновидения и Критические Размышления о "Нашей" Культуре
Работа над преодолением социальных проблем требует практических действий, но она также требует анализа глубинных культурных предположений, предубеждений и предрассудков, которые создали эти проблемы. Без подобного культурного анализа усилия направленные на общественные изменения нацелены лишь на симптомы, но не на причины. Изучение сновидений способно предоставить подобный анализ, потому что определенные пути подхода к сновидениям современной западной культуры, раскрывают многое об основах и базовых ценностях нашей культуры, о том, что Фредрик Джеймсон [Fredric Jameson] назвал "политическим бессознательным". К примеру, Джованна Кинг [Johanna King] показала каким образом "нарциссизм" определяет западный подход ко снам, сосредоточивая нас на внутреннем, "субъективном" смысле в наших сновидениях и игнорируя внешний, "объективный" аспект реальности. Исследования Джованны поднимают важный вопрос о нарциссизме современной западной культуры как культурной тенденции сокращения сложных социальных проблем к вопросам индивидуального поведения. Например, тенденция рассматривать СПИД как вызванным гомосексуальным сексом, кризис с наркотиками видеть вызванным людьми неспособными "просто сказать нет", безработицу объяснять ленью, а сексуальные домогательства объяснять провокационной одеждой. Похожим образом, Керол Шриер Руппрехт [Carol Schreir Rupprecht] исследовала обычно скрытые, но абсолютно шокирующие эффект гендерных и классовых различий в обучении снам (on dream education?) в колледжах и университетах США. Результаты ее исследования предоставляют нам новые понимания повсеместно распространенных влияний подобных неравенств в современной западной культуре. И мое исследование сновидений людей во время президентских выборов 1992 года показывают нам насколько сложны связи между "личной" и "политической" сферами жизни. Пока наше общество стремиться выделить личный мир индивидуального из общего мира сообщества, я обнаружил что сновидения людей отображают тесную связь между личным опытом (например, смена работы, супружеская верность) и их политическими предпочтениями (например, смена правительства или доверие политикам). Исследования, проведенные Джованной, Кэрол и мной являются свидетельствами того, как изучения сновидений способны предложить отличный взгляд на "политическое бессознательное" современного Запада.
К тому же, это лишь некоторые из способов того, как изучение сновидений способно внести вклад в процесс общественного преобразования. Ничего из написанного не означает, что сновидения могут быть "решением" проблем мира. Однако, в тревожной реальности мира после Холодной Войны нет универсальных решений социальных проблем. Ни свободный рынок, ни Библия, ни компьютеры - желание одного магического решения должно уступить творческим усилиям по разработке множества инструментов решения социальных проблем. Изучение сновидений уже предоставляет некоторые из этих инструментов. Мы можем надеяться, что будущее развитие исследований сновидений привнесет еще больший вклад в процесс общественного преобразования.