Енисей: Красноярская ГЭС, судоподъёмник и путешествие на плоту

Jun 16, 2024 12:27



Сегодня завершаю красноярскую трилогию. Путешествовали по Енисею в сентябре и на этот раз рассказ посвящу этой водной артерии. Вообще я вырос на берегах Оби и поэтому не удержусь от сравнений. Две великие сибирские реки сильно отличаются. Если Обь течёт в основном через лесостепи, то Енисей окружают горные пейзажи (во всяком случае, там, где были мы). Русло зажато между твёрдыми скальными породами. Советские инженеры и в таких условиях (не меняя речной маршрут)  построили ГЭС. Побывали на её плотине, а потом несколько часов бороздили просторы водохранилища на плоту.



Итак, поехали! Около часа на машине из Красноярска и мы попадаем в Дивногорск - город, который вырос благодаря гидроэлектростанции.



Красноярская ГЭС - первая на Енисее и на момент создания самая мощная в мире. Такие виды открываются с плотины.



Утренний туман скрывает отроги Восточного Саяна...



Впечатляет облик кранов, которые поднимают задвижки для сброса воды. Часто их сравнивают с имперскими шагоходами из "Звёздных войн".



Вид на плотину с левого берега.



Красноярская ГЭС - единственная в стране, оснащённая гигантским судоподъемником. Обратите внимание на линию, которая под углом спускается к реке. Это и есть уникальное сооружение.



Огромный лифт способен поднять на 100-метровую высоту, а потом спустить обратно - яхту, сухогруз или баржу. Сейчас платформа на верхней точке.



А когда подъехали, была уже внизу...



Небольшое пояснение. Любая плотина для судов препятствие непреодолимое. Поэтому вместе с ГЭС для их прохода обычно строят систему шлюзов.  Но в этом случае река перекрыта бетонной конструкцией в 124 метра. А шлюзы протянулись бы на 40 километров - от города энергетиков Дивногорска до краевой столицы. Вместо них советские инженеры создали подъёмник.



Суда перемещаются, находясь на плаву - говоря по простому, в гигантском бассейне на колёсах. Сейчас внутри 30-метровый теплоход "Чайка". При необходимости поместится и более габаритный речной транспорт.



Нижний подходной канал. Важная деталь - мы увидели подъёмник в действии. Это происходит не так часто. Перед тем, как приехать сюда, смотрел посты про это сооружение. И все они сопровождались фотографиями неработающего подъёмника.



Створки поднимаются. С минуты на минуту начнётся движение механизма.



Из под воды появилась нижняя часть "бассейна на колёсах".



Если быть точным, то механизм приводится в движение не колёсами, а шестерёнками. Вот они появились из-под воды.



Вместе с заходом в судовозную камеру подъём длится полтора часа. Совсем скоро "Чайка" продолжит путь своим ходом уже по водохранилищу.



На водохранилище, которое расположено выше плотины, вскоре перебазировались и мы. Эту часть реки ещё называют Красноярским морем.



Мы пересели на плот. И зашли на этом транспорте в Бирюсинский залив. Лично мне название хорошо знакомо. В детстве дома был холодильник "Бирюса", а теперь одноимённая посудомойка.



Вообще Бирюса - это река. Когда появилось водохранилище, затопило пойму не только Енисея, но и его притоков. Поучился  большой залив.



Пещера Мамонтова, одно из знаковых мест залива. Очертания грота видно за сотни метров.



Название объясняется просто: исследователи обнаружили здесь останки древних животных.



Побережье Бирюсинского залива пронизывают десятки пещер. Вода на протяжении тысячелетий проникает в земные трещины и проделывает замысловатые ходы.



После создания ГЭС река скрыла разветвлённые подземные лабиринты. Эта пещера осталась на поверхности, но время от времени подтапливает и её.



Выбираемся наружу и вновь заводим двигатель.







Чистейшая вода, воздух, очень красивый лес.  Нетронутая сибирская природа!







Вокруг поросшие таёжными зарослями живописные скалы. У одной из них подходим к берегу, чтобы рассмотреть Царские ворота.



Созданные природой ворота местные жители называют Триумфальной аркой Бирюсинского залива. Говорят, когда-то это была огромная пещера, которая очень давно обвалилась.



Мы под аркой, такие отсюда открываются виды...









Это было  в сентябре, а совсем недавно (в мае) вновь побывал на берегах Енисея, правда гораздо выше по течению. И как только позволит время, обязательно расскажу об этой поездке.



Финальный снимок сделан в Дивногорске. Остановились, чтобы посмотреть набережную.

Сибирь

Previous post Next post
Up