Сегодня завершаю красноярскую трилогию. Путешествовали по Енисею в сентябре и на этот раз рассказ посвящу этой водной артерии. Вообще я вырос на берегах Оби и поэтому не удержусь от сравнений. Две великие сибирские реки сильно отличаются. Если Обь течёт в основном через лесостепи, то Енисей окружают горные пейзажи (во всяком случае, там, где были мы). Русло зажато между твёрдыми скальными породами. Советские инженеры и в таких условиях (не меняя речной маршрут) построили ГЭС. Побывали на её плотине, а потом несколько часов бороздили просторы водохранилища на плоту.
Итак, поехали! Около часа на машине из Красноярска и мы попадаем в Дивногорск - город, который вырос благодаря гидроэлектростанции.
Красноярская ГЭС - первая на Енисее и на момент создания самая мощная в мире. Такие виды открываются с плотины.
Утренний туман скрывает отроги Восточного Саяна...
Впечатляет облик кранов, которые поднимают задвижки для сброса воды. Часто их сравнивают с имперскими шагоходами из "Звёздных войн".
Вид на плотину с левого берега.
Красноярская ГЭС - единственная в стране, оснащённая гигантским судоподъемником. Обратите внимание на линию, которая под углом спускается к реке. Это и есть уникальное сооружение.
Огромный лифт способен поднять на 100-метровую высоту, а потом спустить обратно - яхту, сухогруз или баржу. Сейчас платформа на верхней точке.
А когда подъехали, была уже внизу...
Небольшое пояснение. Любая плотина для судов препятствие непреодолимое. Поэтому вместе с ГЭС для их прохода обычно строят систему шлюзов. Но в этом случае река перекрыта бетонной конструкцией в 124 метра. А шлюзы протянулись бы на 40 километров - от города энергетиков Дивногорска до краевой столицы. Вместо них советские инженеры создали подъёмник.
Суда перемещаются, находясь на плаву - говоря по простому, в гигантском бассейне на колёсах. Сейчас внутри 30-метровый теплоход "Чайка". При необходимости поместится и более габаритный речной транспорт.
Нижний подходной канал. Важная деталь - мы увидели подъёмник в действии. Это происходит не так часто. Перед тем, как приехать сюда, смотрел посты про это сооружение. И все они сопровождались фотографиями неработающего подъёмника.
Створки поднимаются. С минуты на минуту начнётся движение механизма.
Из под воды появилась нижняя часть "бассейна на колёсах".
Если быть точным, то механизм приводится в движение не колёсами, а шестерёнками. Вот они появились из-под воды.
Вместе с заходом в судовозную камеру подъём длится полтора часа. Совсем скоро "Чайка" продолжит путь своим ходом уже по водохранилищу.
На водохранилище, которое расположено выше плотины, вскоре перебазировались и мы. Эту часть реки ещё называют Красноярским морем.
Мы пересели на плот. И зашли на этом транспорте в Бирюсинский залив. Лично мне название хорошо знакомо. В детстве дома был холодильник "Бирюса", а теперь одноимённая посудомойка.
Вообще Бирюса - это река. Когда появилось водохранилище, затопило пойму не только Енисея, но и его притоков. Поучился большой залив.
Пещера Мамонтова, одно из знаковых мест залива. Очертания грота видно за сотни метров.
Название объясняется просто: исследователи обнаружили здесь останки древних животных.
Побережье Бирюсинского залива пронизывают десятки пещер. Вода на протяжении тысячелетий проникает в земные трещины и проделывает замысловатые ходы.
После создания ГЭС река скрыла разветвлённые подземные лабиринты. Эта пещера осталась на поверхности, но время от времени подтапливает и её.
Выбираемся наружу и вновь заводим двигатель.
Чистейшая вода, воздух, очень красивый лес. Нетронутая сибирская природа!
Вокруг поросшие таёжными зарослями живописные скалы. У одной из них подходим к берегу, чтобы рассмотреть Царские ворота.
Созданные природой ворота местные жители называют Триумфальной аркой Бирюсинского залива. Говорят, когда-то это была огромная пещера, которая очень давно обвалилась.
Мы под аркой, такие отсюда открываются виды...
Это было в сентябре, а совсем недавно (в мае) вновь побывал на берегах Енисея, правда гораздо выше по течению. И как только позволит время, обязательно расскажу об этой поездке.
Финальный снимок сделан в Дивногорске. Остановились, чтобы посмотреть набережную.