"Ну, это не Монголия" - теперь говорю себе я, когда случется какая-то лажа на трассе. А еще я вернулся в те края и на те дороги, где проезжал без малого пять лет назад. Это интересный опыт и интересные ощущения. Подробнее - под катом.
День 40. Лучший монгольский стоп
Утро явно лучше, чем вчера - снег еще лежит, но уже не падает, светит солнышко, и вообще все круто. За исключением того, что нам пробираться еще 300 км по дорогам Монголии… Я внутренне готовлюсь заводить для каждого водителя шарманку «бунго бакхвэ», но, видимо, мироздание решает, что хватит с нас приключений. На двух машинах легко добираемся от города до поворота на Дархан, стоим там десяток секунд и ловим англоговорящего молодого монгола прямо до славного города Дархана - второго по величине города в Монголии.
Парень оказывается клевым, вот только сначала решает «пошутить» - когда мы укладываем рюкзаки в багажник дает по газам на секунду. Это всего лишь «шутка», но я с трудом подавляю в себе желание показать шутнику всю глубину своих познаний английской матерной лексики…
Дорога от Батора до Дархана - рай земной и оазис цивилизации, по сравнению с дорогами западной и центральной Монголии. По всей ее длине есть асфальт, через каждые несколько десятков километров видны чистенькие села и, о чудо, нормальные заправки. Как бы это не звучало, но чувствуется близость РФ. На ночь решаем упасть в Дархане, здраво рассудив, что на границу может уйти много времени (о, насколько это оказалось правдой…). Сам город и правда хорош, в чем-то даже лучше, чем столица. Глаз отдыхает на наконец-то появившейся зелени, а душа трепещет от вида трассы с асфальтом, указателями и фурами. От Дархана остаются одни из лучших впечатлений за всю Монголию.
День 41. Граница на замке
Рано утром выползаем на трассу и застаем там дикий ветер. Когда я говорю дикий, то я имею в виду сбивающий с ног даже под рюкзаком, поднимающий вихри пыли и всячески мешающий стопить. Героически мерзнем, рассказываем остановившимся монголам про «бакхвэ», уезжаем относительно быстро до Сухэ-Батора. В Сухэ-Баторе градусов на 10 холоднее, чем в Дархане, дождь. Охреневшие от погоды, выискиваем что-то похожее на кафе или хотя бы заправку с туалетом, находим посреди промзоны очень злачного вида «отель» с очень злачного вида монголо-бурятками на «ресепшене»… и тут свершается ЧУДО! Специально ради нас открывают бар, который, обычно, открывается вечером, подают горячий кофе, а на вопрос о стоимости отвечают - не надо денег, мы угощаем.
Теперь я понимаю, откуда взялась информация про хороший монгольский стоп. Действительно если прокатиться по трассе Улан-Удэ - Улан-Батор, то создается очень приятное впечатление, как от дороги, так и от местных.
Утепляемся по максимуму (опять), стопим машину до границы и наблюдаем картину еще более унылую, чем в Нижнем Ларсе. Дождь со снегом, переход только на машине, в очереди одни монголы очень торгашеского вида и все, конечно же, хотят денег (причем немалых) за перевоз. Спустя минут 5 мы оказываемся в очень неловкой ситуации: все в очереди уже знают, что у нас бакхвэ, а ехать как-то надо. Благо, случается очередное за день ЧУДО, и какая-то тетенька зовет к себе в машину, объясняя на ломаном русском, что перевезет бесплатно.
На границе творится какой-то гребаный ад. Скорость пропуска - одна машина за полчаса, монголы постоянно пересаживаются из машины в машину, дают друг другу какие-то деньги, перекладывают товары. С нами в машине сначала ехал мальчик школьного возраста, потом он куда-то делся, в салон залезла какая-то тетка с калькулятором и стала требовать за что-то денег, потом она тоже пропала… Все это при полном равнодушии водителя… На границе оказывается, что «наш» водитель - еще и одна из немногих грамотных в очереди, так как она помогает всем заполнять декларации и объясняться с погранцами. Погранцы с российской стороны адово шманают монголов, говорят нам «хэллоу», принимая за иностранцев, а при ответе «день добрый» на лице женщины-пограничника расцветает широчайшая улыбка. У нас даже не досматривают вещи, видимо, так радуясь нам-котикам среди всех этих торгашей.
Перед нами на въезде было 5 машин, границу мы прошли почти за 6 часов.
По ту сторону границы такое ощущение, что шагнул через портал в другую реальность. Сразу начинается хороший асфальт, фонари вдоль дороги, выглядывает солнце, появляется зеленая трава и лес. Для меня это выглядит, как сцена из «Кто подставил кролика Роджера» при въезде в Мульттаун, только что деревья не поют и не танцуют. В прекраснейшем настроении пьем кофе на заправке, выходим на трассу, ловим машину до Гусиноозерска, по пути заезжаем к храму Белой Тары и слушаем местные легенды, от Гусиноозерска стопи машину в Улан-Удэ, прямо под нужный нам подъезд. Люблю российский автостоп!
День 42-43. Буддизм по-бурятски и знакомые все флаги
На вписке в Улан-Удэ наконец-то можно выдохнуть. Свои люди из бардовско-ролевой тусовки, знакомые темы для разговоров, горячая вода и вай-фай, что еще нужно для счастья? В городе смотрим на 7-ми метровую голову Ленина, гуляем по местному Арбату, едим позы и в один из дней выбираемся в Иволгинский дацан - крупнейший центр российского буддизма.
Иволгинский дацан - место крайне интересное. С одной стороны - это буддизм-буддизм, куча храмов, толпы живущих и обучающихся тут монахов и все такое. С другой - очень туристическое место с рынком с сувенирами. И никто никому не мешает, после совершения круга очищения по периметру комплекса ты просто попадаешь на рынок, где можно купить хадак, магнитик или что-то-на-удачу. Забавный момент: храмы, молельные барабаны и все прочее сделано из дерева, как и почти все тут в Сибири. Получается такой себе буддизм с привкусом бересты. Я обхожу все барабанчики, совершаю простирание в одном из храмов, освящаю свой синий хадак. Очищаю карму на дальнейшую поездку, в общем :)
День 44. «Вот мы с Олегом Медведевым…»
Утро, солнце, до Иркутска меньше 500 км по федеральной трассе. Наконец-то асфальт, трафик, заправки с магазинами и прочие милые сердцу стопщика вещи! Только выходим на трассу - тут же останавливается ГАЗель и подвозит на 90 км. Тут уже все понимают, кто мы такие, это безумно радует (да, у меня все еще моральная травма после Монголии).
Чуть после полудня мы уже стоим\идем по деревянным деревням, висим где-то час, но после Монголии - это такая незначительная фигня… А потом останавливается иномарка, водитель закидывает наши рюкзаки в багажник и мы едем до Иркутска под русский и зарубежный рок. Сам Саша - походник, альпинист и лыжник со стажем, много рассказывает про покоренные вершины по всему миру (во время поездки у него как раз звонит телефон - друзья зовут на Эльбрус сходить), а потом выдает: «а вот, помню, мы с товарищем Олегом Медведевым…». Оказывается, он таки тусил и с Медведевым (Медведев тут вообще везде тусил, как потом оказалось :)), и с Арефьевой… в общем, контакт налажен, беседа беседуется, километры летят.
Узнав, что мы собираемся на пару дней на Байкал, Саша звонит своему товарищу, который владеет сетью турбаз и хостелов. В итоге нам подгоняют «по знакомству и рекомендации» за сущие копейки комнату на пару ночей в отеле на берегу Байкала, но об этом дальше.
День 45-48. Снова здравствуй, сибирское море
В Иркутске меня накрывает ностальгией. Я вспоминаю, как без пары месяцев пять лет назад добирался сюда одиночным автостопом от Харькова, и это казалось чем-то невероятным, краем мира, мега-поездкой… Сейчас для меня Иркутск - это уже почти дома, всего-то чуть больше 6 тысяч км по оживленной трассе. За последние 5 лет у меня в значительной степени изменилось отношение к автостопу, к миру, к себе…
То ли Иркутск сильно изменился за 5 лет, то ли я гулял по плохой погоде и не самым интересным районам, но в этот раз город мне нравится гораздо больше. Да, он небольшой, но зеленый (наконец-то, зелень!), с кучей милых деревянных домиков.
День выдыхаем\разгребаемся с работой в Иркутске, на следующий день выдвигаемся на Байкал. Утром этого же дня идет снег. Снег в середине мая, Карл! Суровая сибирская погода, мать ее. Садимся на автобус до Листвянки (тратить день на добиралово до Ольхона откровенно влом), час езды, и вот он - славное море священный Байкал! Тут еще холодно пасмурно и мало туристов, но это и неплохо, в каком-то смысле. Мы карабкаемся по «собачьей тропе» в скалах на берегу, бродим по лесу, сидим на берегу в центре мира. Это не метафора, Байкал реально находится в центре материка ) В очередной раз приходит осознание, что вот этим краям глубоко срать на границы, революции, признанные и непризнанные республики, евровидения, «гейропы»… Байкал и тайга были, есть и будут.
Забавно спускаться через ту же расщелину на тот же пляжик, что и 5 лет назад. Вспоминать свои мысли и эмоции в то время. Во второй половине третьего дня на Байкале кидаем прощальный взгляд на озеро и едем обратно в Иркутск. В 6 утра подъем и выход на трассу, до Красноярска более 1000 км по тайге. Дальше, то есть ближе, до самого Омска уже все знакомые места. Дали будэ…