Кровью и железом

Feb 22, 2016 14:27


"Нет и нет, мне не до смеха,
Нет окна и дверь размыта,
Ведь пытать меня приехал
Сам Великий Инквизитор.
Инквизитор наседает,
Подбирает инструмент,
"Ты скажи мне все, что знаешь,
Полегчает и тебе."
Пикник



Именно с инквизитора и описания его рабочего процесса начинается трилогия Первый Закон от Джо Аберкромби. Книга, начавшаяся болью, кровью и пытками, ими же и заканчивается. Чем же тогда она отличается произведений Джорджа Мартина? Сейчас расскажу.

Действительно, в процессе чтения Аберкромби постоянно сравниваешь с Мартином. Тоже историческое фентези, с большим перевесом в историчном и маленькой долей фентези (до третьей книги). Тоже все плохо и становится еще хуже, все страдают, мир жесток, бывший друг может воткнуть кинжал в спину, а преданность измеряется глубиной кошелька. А еще есть король Севера, который идет войной на цивилизованные Срединные земли, заручившись поддержкой черной магии. Ничего не напоминает?

Я бы мог сказать, что потом сходство исчезает, но это не так. Просто перестаешь проводить для себя параллели. Потому что это совсем другой мир и совсем другая история.

Чем хорош Аберкромби? В первую очередь, персонажами. Я давно не видел таких объемных и многогранных героев, а также такого мастерского раскрытия и изменения их характеров в процессе повествования. При том, что набор персонажей, поначалу, абсолютно классический. Вот Занд дан Глокта - бывший герой войны, сейчас изуродованный калека на службе Инквизиции, забывший, что такое сострадание и живущий в вечной боли. Вот Баяз - первый из магов, великий манипулятор, делатель королей, мудрейший из смертных. А вот Логен Девятипалый - северный варвар, умеющий только убивать. Или Джезаль дан Луфар - напыщенный болван из королевской гвардии, умеющий только играть в карты, пить и разбивать сердца женщинам. Но как же меняются персонажи уже ко второй книге! Нет, злодей не становится героем, а варвар - мудрецом. Но каждое значимое или незначительное событие меняет что-то в персонажах, изменяет их ход мыслей, влияет на характер. Наблюдать за этим - сплошное удовольствие.

В отличие от Мартина, персонажи у Аберкромби не мрут, аки мухи. Нет, чудесных спасений не будет, но и умрут не все. Секса тоже значительно меньше.

Что касается мира... Он не шибко оригинальный и служит, скорее, фоном для развития персонажей. Есть благополучные Срединные земли, дикий и холодный Север, горячий рабовладельческий Юг, неизведанные загадочные земли на окраинах мира, горцы в горах, демоны в аду и все такое. Магия уходит из мира, поэтому сверхъестественных существ в мире не осталось, а проявления магии единичные. Только великий маг Баяз периодически творит мощное колдунство, да едоки с юга демонстрируют нечеловеческие силы.

Финал у трилогии относительно открытый. Да, Главный Враг побежден, но какой ценой. И это ли был главный враг? И как жить дальше, ведь после Главной Победы почему-то не пришло счастье всем и сразу, а осталось очень много обиженных.

По итогам: Аберкромби хорош, очень хорош. Для тех, кто устал от дофигамагической фентезятины и ельфов-орков, как бальзам на душу. Написано качественно, без лишней чернухи и порнухи, читается легко. Трилогию Первого Закона я прочитал запоем, подумываю взяться за другие произведения автора. А пока... Гордость и предубеждение... и зомби!

типа рецензии, книгоедство

Previous post Next post
Up