Целое море рельс

Feb 20, 2016 20:29


"Этот поезд в огне, и нам не на что больше жать.
Этот поезд в огне, и нам некуда больше бежать.
Эта земля была нашей, пока мы не увязли в борьбе.
Она умрет, если будет ничьей, пора вернуть эту землю себе."
Аквариум

Новую книгу обожаемого мною Чайны Мьевиля "Рельсоморе" (в отечественном переводе, почему-то "Рельсы") я прочитал еще месяц назад, до поездки в Питер. Но вот только сейчас дошли руки написать ИМХО про эту прекрасную во всех отношениях вещь.


Поезд трогается...

Начало у книги довольно простенькое и ближе к таким мягким вещам Мьевиля, как Нон-Лондон. Есть мир, очевидно, после глобальной экологической катастрофы. Мир, в котором земля отравлена, а все, живущее в ней тяготеет к убийству. Гигантские кроты, барсуки-убийцы, очень хищные крысы и прочая недружелюбная фауна. По земле еще в незапамятные времена проложены безопасные пути - рельсы, много рельс, целое море рельс. Где-то остались острова и островки безопасной земли, между которыми курсируют поезда, паровозы, парусные локомотивы. Никто уже не помнит, откуда взялись рельсы. За ними приглядывают механические "ангелы", по ним рассекают лихие пираты и кротобои. Действие книги начинается как раз на одном из таких кротобоев, капитан которого одержима Большим Белым Кротом...

Тут стоит заметить, что отсылка к Моби Дику - лишь одна из немногих в книге. Мьевиль делает изящные реверансы Стругацким, Ле Гуин, Дефо и еще нескольким десяткам писателей. Кое-где это очевидно, а где-то - почти незаметно. Для тех, кому интересно найти все пасхалки, в конце книги есть список благодарностей.

Поезд набирает ход...

Примерно первую треть книги кажется, что это такой себе постапокалиптический Пятнадцатилетний капитан или другие подростковые приключения. Нет никаких глубоких сюжетов, оригинальных поворотов и философских размышлений. Просто мальчик с китобойного поезда узнает, что где-то есть...земля без рельс. Точнее, с одними единственными путями, которые ведут в Рай. И под отравленными верхними небесами, где ведут бесконечную войну существа из других миров, по отравленной земле, в которой можно найти инопланетные артефакты, оставленные после неземных "пикников на обочине" начинается Приключение. И тут ты понимаешь, что мир сложнее, чем кажется.

Великих откровений и вотэтоповоротов в книге не будет до самого конца. Будет парочка очень интересных моментов, ряд грустных, ряд веселых...

Поезд останавливается...

Концовку книги можно описать одной фразой: "За проезд всегда надо платить". Как по мне, эта книга Чайны намного сильнее предпоследнего Посольского города, но ближе, все-таки, к Нон-Лондону, чем к Вокзалу потерянных снов, который лично я считаю шедевром. А еще это одна из самых легких и, внезапно, светлых (насколько это вообще применимо к творчеству писателя) книг Мьевиля. Написана хорошо, читается легко, запоминается надолго. Очень рекомендую.

типа рецензии, книгоедство

Previous post Next post
Up