"Модная" концептуальность футбола

Sep 21, 2024 23:30



Думаю, что если бы не заголовок, то вряд ли бы кто догадался, что на верхней фотографии изображена спортивная форма футбольного клуба. Не мерчендайз на сувенирную продажу, а именно форма.
Феномен достаточно интересный, поэтому давайте разберемся, чтo за тренд, зачем и почемy

Начать нужно, наверное, с создателя. А это небольшой, но амбициозный итальянский бренд Ezeta, который в последние несколько лет буквально произвел фурор в мире футбольной одежды. В России это, возможно, было не очень замечено из-за западных санкций на российский спорт, в связи с чем все эти международные новости стали даже не слегка, а сильно пофиг.
Ezeta была основана в 2017 году как EZ Design и изначально занималась созданием так называемых концептуальных пакетов по заказу крупных футбольных клубов, но в 2020 году основатели решили вывести футбольный дизайн на новый уровень
EZ Design претерпела ребрендинг и начала создавать не просто концепции, а уже осязаемые продукты в виде, например, спортивной формы. При этом ставку бренд сделал на небогатые команды из низших и средних лиг, для которых специальные дизайнерские сделки не были рутинной деятельностью


Первая спонсорская сделка Ezeta была с футбольной командой S.S. Lazio Calcio a 8, а конечный продукт выглядел вот так

С 2021 по 2023 год Ezeta не только подписала значительное количество контрактов с мелкими футбольными клубами, но и начала продавать совместную продукцию по всему миру, при этом футболки уходили влет.

В 2024 году Ezeta изменила дизайн собственного логотипа, подав всем сигнал, что собираеся стать крупным игроком на междунардном рынке. Кроме того, рекламные компании футбольной формы начали напоминать нечто с подиумов известных недель мод и обложек крупнейших гламурных модных изданий.А уж какой интересной и поистине имперской стала концептуальность! Мимо совсем никак не пройти!

Коллаборация Ezeta с командой Latina Calcio 1932



Дизайн футболок не только по-настоящему уникален, но и пропитан античной историей

При создании дизайна  футболок Latina Calcio 1932 года Ezeta опиралась на греческую мифологию и, в частности, на Улисса, более известного в наши дни под римским именем Одиссей.
Во время событий, описываемых в "Одиссеe" Гомера Улисс встретил волшебницу Цирцею, которая жила на острове Ээа, известном сегодня как Мыс Чирчео. Расположенный в провинции Латина (Италия), этот уникальный и знаковый остров является исторической и природной достопримечательностью всего побережья Тирренского моря.



Слева мыс Чирчео, ранее известный как остров Ээа. Справа изображение Цирцеи

Цирцея известна в греческой мифологии своей способностью превращать людей в животных с помощью зелий, заклинаний и волшебной палочки. Символ соблазнения и женской силы, она часто ассоциировалась с образом опасной и роковой женщины.
Гомер рассказывает о встрече Улисса и волшебницы Цирцеи в десятой книге "Одиссеи", в эпизоде, изображенном на знаменитой вазе V века до нашей эры, приписываемой Персефоне.



Слева ваза, изображающая события "Одиссеи" 5 век до нашей эры. Справа футболка Latina Calcio 1932. Модель - это Улисс, он же Одиссей

И именно этой вазой дизайнеры и вдохновились, позаимствовав греческие геометрическиe и цветочные узоры, украшающие поверхность вазы.

Если кто подзабыл "Одиссею" и для понимания коцепции и картинок.
Проживавшая на острове Эеа нимфа-чародейка Цирцея, она же Кирка, была дочерью самого бога солнца - Гелиоса и океаниды Персы. Очаровательная красавица могла творить какие угодно волшебства (кстати, не менее известная волшебница Медея приходилась Кирке родной племянницей). Когда, отправившись на разведку и углубившись в густые леса острова, товарищи Одиссея достигли дворца Кирки, они просто остолбенели.
На фоне тёмной зелени листвы беломраморный замок казался жилищем богов. По его плоским крышам, волоча за собой роскошные хвосты, неспешно разгуливали павлины. Совершенно ручные и ласковые львы и волки бегали по дорожкам садов. А из окон дворца, прерывая крики павлинов, доносилось дивное пение.





Но коварна оказалась хозяйка дворца. Пригласила она прибывших войти внутрь, угостила вином с соком волшебной травы и обратила их в свиней. Для большего истязания Кирка оставила людям разум. Загнали товарищей Одиссея в хлев и бросили в корыто жёлуди.
Ну и так далее. Одиссей там потом почти всех спас


Коллаборация Ezeta с командой Boreale Calcio



Униформа Boreale Calcio  была вдохновлена ​​​​битвой у Мильвийского моста и монограммой Христа

28 октября 312 года - судьбоносная дата в истории Римской империи и христианства. В этот день в битве у Мульвийского моста, что в нескольких километрах от Рима, цезарь Константин разгромил своего соперника в борьбе за престол Максенция и утвердился в качестве единоличного лидера на западе Римской империи. Сегодня победу Константина воспринимают не просто как эпизод гражданской войны, пусть и решающий, ее рассматривают как победу христианства над язычеством. Через год после победы над Максенцием Константин издал Миланский эдикт, провозглашающий христианство государственной религией Римской империи.



Джулио Романо. Битва у Мульвийского моста. Роспись Апостольского дворца в Ватикане.



На двух цветовых вариантах униформы Boreale Calcio изображена знаменитая картина Джулио Романо "Битва у Мильвийского моста" - в виде панели на груди



Битва интересна и другим: оба ее участника накануне решающей схватки попали в плен божественных предзнаменований.

Максенций стал жертвой магии дат - он решился вступить в бой со своим конкурентом 28 октября, потому что именно в этот день в 306 году преторианская гвардия провозгласила его императором. Подкрепить же уверенность в удачном исходе кампании Максенций решил, ознакомившись с древними пророчествами - Книгами сивилл, которые сообщали, что 28 октября защитники Рима одержат верх над врагами. Это была удачная формулировка: Максенций как раз находился в Риме, а Константин шел на него войной из Галлии. Не побрезговал "защитник Рима" и привычными языческими ритуалами - гаданиями на внутренностях животных.



Футболка специального выпуска "In Hoc Signo Vinces" 2023-2024 годов вдохновлена ​​монограммой Христа Символ виден по всему дизайну в каждом квадрате, где крест изображает щит.

У Константина была своя магическая история. За несколько часов до битвы, на закате, он увидел в небе божественный знак: "составившееся из света и лежавшее на солнце знамение креста с надписью: "сим побеждай!". Современные ученые считают, что Константин стал свидетелем редкого атмосферного явления, которое носит название солнечный столб, однако небесному кресту, разумеется, была представлена иная трактовка.



"Это зрелище объяло ужасом как его самого, так и все войско, которое, само не зная куда, следовало за ним и продолжало созерцать явившееся чудо. Константин находился, однако же, в недоумении и говорил сам себе: что бы значило такое явление? Но между тем как он думал и долго размышлял о нем, наступила ночь. Тогда во сне явился ему Христос Божий с виденным на небе знамением и повелел, сделав знамя, подобное этому виденному на небе, употреблять его для защиты от нападения врагов", - отмечает отец церковной истории Евсевий Кесарийский.
Наутро Константин приказал срезать с легионных штандартов привычных золотых орлов и заменить их монограммой имени Христа. Так родился лабарум, с которым ходили в бой поздние римские и византийские императоры, а у Константина после случая на закате появилась несокрушимая вера в то, что в битве за Рим именно он одержит победу.



Футболки с лабарумом

Коллаборация Ezeta с командой Ostia Mare



Команда Ostia Mare играет в Остии - это современный город, расположенный вблизи Рима на берегу моря, он также называется Лидо-ди-Остия, формально это район Рима.
Но вот в античные времена Остия была римским городом в Лациуме, в устье Тибра,  главной гаванью Древнего Рима и традиционно считалась первой римской колонией.
Футболки клуба Ostia Mare, выполненные в оттенках фиолетового и красного, были вдохновлены  мозаикой Вакха и Ариадны, а желтые и белые футболки были вдохновлены Муниципальным дворцом Остии.

Дизайнеры Ezeta  исследовали значение пурпурного цвета (традиционные домашние цвета Ostia Mare) в древности и нашли связь с божеством Вакха, богом сбора винограда. В археологическом парке Остии есть древняя мозаика, изображающая миф о Вакхе и Ариадне, датируемая эпохой Адриана (117-138 гг. н. э.).  И именно отсюда черпали вдохновение дизайнеры.



Миф об Ариадне был чрезвычайно популярен в античном искусстве. Существует большое количество различных вариантов этого сюжета, я без понятия, что там в Остии, поэтому посмотрим на вариант из "Метаморфоз" Овидия.
Ариадна была критской принцессой, дочерью царя Миноса и Пазифаи, сестрой Минотавра. Влюбившись в героя Тесея, она спасла его, дав клубок ниток, чтобы он, убив чудовище, смог выбраться из лабиринта. Отсюда выражение "нить Ариадны". По пути в Афины застигнутые бурей Тесей и Ариадна высадились на острове Наксос, где Тесей Ариадну и бросил. Античные герои, хоть и герои, но в основном с мечами, а вот в отношении влюбленных женщин часто были ну совсем не герои.После этого к Ариадне явился сам Бог растительности, виноградарства и виноделия Вакх, похитил девушку и вступил с ней в брак на острове Лемнос



Что касается Муниципального дворца, то он находится в административном центре Остии и был построен между 1924 и 1926 годами. Архитектор, спроектировавший здание, - Винченцо Фазоло, и он объединил средневековые элементы с классическим венецианским стилем. Знаковые элементы внутри вдохновлены римской мифологией: Посейдон (бог моря и океанов); Гиппокамп (мифологическое морское животное, наполовину лошадь, наполовину рыба); Капитолийская волчица (которая олицетворяет тесную связь с Римом); Колосья пшеницы (потому что Остия была основана Анкусом Марцием, чтобы стать древним морским портом Рима и импортировать в Рим [в основном] пшеницу из всех провинций Римской империи).



Ezeta решила объединить все эти элементы и создать знаковый геометрический узор по всей футболке. В дизайнe используется полоса на груди. Золотисто-желтый цвет футболки вдохновлен  цветом пшеницы и оттенком желтого во дворе муниципального здания.




В принципе, тренд понятный.

С одной стороны, он показывает ассимиляцию различных видов шоу-бизнеса друг в друга, в данном случае это спорт и мода.

А с другой стороны мы видим интересные культурные вещи, когда из аморфной и безликой массы поглощенного глобализмом начинают вылезать ростки вот такого национального - своего рода культурный код. То есть концептуальная повестка, предлагаемая глобальными ТНК на местном уровне замещается вот такими местными патриотическими и историческими концепциями. В Италии это очень заметно. Помните, недавно было про Ferragamo? Эти странные музейные коллаборации

одежда, ЕС, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up