Фильм "Форт Росс: В поисках приключений" - это фильм-фэнтези с перемещениями во времени.
Фильм такой очень легкий и псевдоисторический, в сторону "Трех мушкетеров", "Гардемаринов" и даже "Пиратов Карибского моря". Но сюжет необычный и исторически незатасканный, поэтому предлагаю интервью художников по костюмам Дмитрия Андреева и Владимира Никифорова, как создавались образы данного фильма
Исторический костюм в кино
Дмитрий Андреев: В школе-студии МХАТ, где я получил достаточно хорошее классическое образование, нас научили ценить и любить именно исторический костюм. Мы занимались в запасниках Государственного исторического музея, в запасниках Кремля, ездили в музеи в Петербург. То есть нам давали специальные знания - я знаю, как раньше кроили, как обрабатывали швы, - и прививали вкус. Современный костюм мне не очень интересен, за малым исключением. Если нам предлагают современные картины, мы стараемся зацепиться или за какую-то интересную идею или за какое-то необычное задание. Но в основном все же беремся за исторические проекты. В фильме "Форт Росс" действие разбито на два периода: наши дни и 1820 год. Начало XIX века я еще никогда не делал, поэтому было интересно попробовать, поднять материалы, "взрыхлить" ту эпоху.
Максим Матвеев - Дмитрий, тележурналист
Владимир Никифоров: Нам интересно придумывать костюм. Ведь современный костюм, в общем-то, не придумаешь - есть марки, бренды. А нас привлекают "марки" и "бренды" другого времени, сама История, мы в ней больше понимаем, поэтому с ней и работаем. В "Форте Росс" современный костюм - он специфический. Нужно было придумать, как органичней перевести персонажей из нашего времени в ту эпоху, чтобы современный костюм вписался в начало XIX века.
Максим Матвеев - Дмитрий, тележурналист
Костюм приключенческого фильма
Дмитрий Андреев: В "Форте Росс" все определяет жанр - приключенческое кино. В соответствии с ним это абсолютно костюмная картина, то есть в ней все должно быть ярким, впечатляющим, сочным, интересным по фактурам, цвету. Это были для нас основополагающие моменты.
Кадр со съемки фильма
Источники для воссоздания костюма другой эпохи
Дмитрий Андреев: Мы пользуемся историческими исследованиями, воспоминаниями, мемуарами, тем более что в "Форте Росс" действуют реальные персонажи: Николай I, Бенкендорф, Иван Кусков (основатель Форта Росс ). Потом обращаемся к живописи, модным журналам, исследуем кроильные материалы того времени. То есть потихоньку исследуем необходимый базис. Кроме того, поскольку в фильме военная форма присутствует в огромном количестве, у нас был консультант по военной форме, Сергей Попов, историк, один из членов редколлегии исторического журнала "Старый Цейхгауз".
Основное действие в фильме происходит в XIX веке, незадолго до восстания декабристов. Большое внимание в нем было уделено "состариванию" костюмов, так чтобы герои смотрелись достоверно. К примеру, капитана пиратов в исполнении Михаила Горевого, лейтенант русских моряков обзывает "грязнулей", так что костюм просто обязан был соответствовать этому эпитету. Для этого фильма были арендованы некоторые костюмы из фильма "Парфюмер", и остальные костюмы пришлось подогнать стилистически к ним.
Выставка "Дмитрий Андреев. Закройщик иллюзий" в Музее Кино. Главный пират. 1820. "Форт Росс. В поисках приключений". Мундир, кюлоты, жилет, сорочка, чулки, ботинки, двууголка. Сукно, лет, металл, хлопок, фетр. Крестьянка. 1820. "Форт Росс. В поисках приключений" Сорочка, две нижние юбки, верхняя юбка, кафтан, чепец, фартук, шейный платок. Шерсть, сукно, хлопок, лен, металл
Дмитрий Андреев: Это просто крестьянка, которая ничем не должна была выделяться. Ее одежда скроена по образцам фильма "Парфюмер". С начала 2000-х гг., когда на экраны вышел фильм "Пираты Карибского моря", "Парфюмер", все стали уделять много внимания "фактурности" костюмов. Мы "фактурили" практически каждый костюм в стилистике "Парфюмера".
Историческая достоверность
Дмитрий Андреев: В "Форте Росс" очень сложная история была с гардемаринами, потому что в нашем фильме это придуманные персонажи - в действительности их не могло быть в Калифорнии. То есть отчасти мы допускали вольности. К примеру, форма у нас была гардемаринская, но с минимальными допусками, отчасти придуманная, такой микс. Конечно же, на наше вольное решение найдется тысяча критиков, которые скажут, что так не было. В советские времена этих людей называли "народными мстителями". Они писали студиям, а художников по костюмам за "промахи" лишали премии. Сегодня нам портит жизнь Интернет. Но в случае "Форта Росс", я считаю, допущения оправданы. У нас же свои законы - законы приключенческого жанра. Вспомните романы Дюма - бессмысленно же говорить о том, кто с кем из его романов в действительности мог или не мог встречаться. Как говорит наша коллега: "Хотите увидеть подлинный исторический костюм? Сходите в музей".
Владимир Никифоров: Главное не точность в том, как это было, а точность, к примеру, в силуэтах и в целом в духе того времени. Конечно, важно, попасть в цвет. Но если мы не попадаем, значит нам это нужно. Следуя законам изображения в кино, мы должны думать о цветовой целостности на экране, поэтому не всегда необходимо в точности воспроизводить тот или иной цвет костюма. Для нас действуют законы не исторического костюма и реконструкции, а законы художественного фильма. Кино - это "искусство допусков".
Дмитрий Андреев: Допуски нужны в кино, хотя бы ради художественного смысла. И кстати, у нас были ожесточенные споры по этому поводу. Наш консультант говорил ни в коем случае не делать то, то и то. С этим списком мы пришли к Юрию Морозу, на что он возразил, что у нас приключенческое кино, придуманное. Но все же мы отстаивали и отстояли какие-то исторические вещи. То есть нам порой приходится лавировать между достоверностью и условностью.
Владимир Никифоров: Но вообще у нас есть такая как бы поговорка: "Если зритель начинает искать ошибки в костюме, значит, кино скучное". Да и какой бы ни был костюм, если он органично вписывается в атмосферу фильма, его никто критично рассматривать не будет.
Дмитрий Андреев: Один наряд из XVIII века был создан для фильма, но, к сожалению, этот эпизод не вошел в кино. Это домашний, повседневный костюм Екатерины II. Мы решили отойти от привычного ее образа, знакомого нам по портретам Левицкого, Боровиковского, решили сделать ее на гребне модной волны. Потом я нашел шляпу и получился прогулочный костюм
Выставка "Дмитрий Андреев. Закройщик иллюзий" в Музее Кино. Слева: Наталья Суркова в роли Екатерины II, Юрий Оленников. Справа: Прогулочное платье Екатерины II. 1787 г. Юбка, корсаж, верхнее распашное платье, две нижние юбки, косынка "фишю", бархатка, медальон на бархатной ленте. Шелк, хлопок, металл, стразы, антикварные лента и кружево. Шляпка: солома, шелк, синель, перо страуса.
Сотрудничество с режиссером
Дмитрий Андреев: С Юрием Павловичем Морозом мы познакомились на картине "Братья Карамазовы", серьезное кино, которое я ставлю на одно из первых мест в нашем послужном списке. Тогда Юрий Павлович нам сразу сказал, что в историческом костюме он мало что понимает, и нам, как художникам, доверяет. Мы обозначили какие-то основополагающие, важные для режиссера моменты: цветовые нюансы, акценты. После он просто не вмешивался в нашу работу, мы действовали на доверии. Вот и на "Форте Росс" специальных задач перед нами и не ставилось. Мы плыли в одну сторону и нам, в принципе, было все понятно. Дело в том, что сценарий картины настолько внятный, что там понятно, как и что надо делать. Но со стороны режиссера подобное доверие, конечно, очень приятно.
Владимир Никифоров: Тут дело в том, что существует разное кино. Мы работаем с костюмом, и наша задача - быть проводником между режиссером и актером. То есть мы создаем образ, который в дальнейшем будет использовать режиссер. И тут очень тонкий момент - сделать так, чтобы и актер поверил в свой костюм, и режиссер поверил в этот костюм.
Сотрудничество с актером
Дмитрий Андреев: Обычно, мы сначала встречаемся с актером за чашкой кофе или чего-нибудь покрепче, обсуждаем роль, ее развитие. Самое главное происходит во время примерок, когда мы начинаем визуально лепить образ, а общение приобретает зримый, конкретный смысл. Ищем линию плеча, силуэт, цвет. Я рассказываю про костюм, про эпоху, как в этом живут, ходят, сидят, ложатся, что и куда кладут, допустим, монокль, платочек. То есть я стараюсь сделать так, чтобы актер чувствовал себя в этом костюме как своей шкуре.
Владимир Никифоров: Но при этом каждый костюм мы как бы примеряем на себя. Вообще же при работе с актером, как и с режиссером, главное - разговоры, умение слушать и убеждать. Актер предлагает что-то в драматическом плане, говорит, удобно ли ему. Причем иногда даже необходимо, чтобы актеру было неудобно. Кем бы ни был актер, известным человеком или просто артистом массовых сцен, мы стараемся вести себя с ним очень благожелательно. Ведь у каждого из них свой характер, свои амбиции. И чем доверительней мы общаемся, тем выигрышнее смотрится в кадре и костюм, и актер.
Проблемы, с которыми сталкивается художник по костюмам
Дмитрий Андреев: По поводу нынешнего поколения актеров, да простят они меня. Как правило, молодые не умеют носить костюм, видимо, потому что сцендвижению не учат, а это же важно - какой должен быть шаг, поворот головы, в какой руке перчатки держать, как снять цилиндр, как в кринолине присесть. Многие, к сожалению, если речь идет об исторической картине, очень мало погружаются в эпоху. Конечно, сегодня ритм работы такой - актеры скачут с площадки на площадку. Но из-за этого в итоге формируется поверхностный взгляд на роли, исчезает органика. Мало кто сегодня работает как, скажем, Иннокентий Михайлович Смоктуновский. По воспоминаниям моих коллег, готовясь к роли Гамлета, Мышкина или Карла V, он приходил в библиотеку, изучал книги по истории костюма, сам постигал эпоху.
Владимир Никифоров: У нас есть такое понятие - "доигрывать костюмом". Актеры старой школы зачастую сами создавали свой образ, который не нужно было "доигрывать".
Дмитрий Андреев: Когда говорят, что костюм такой хороший, что в нем и играть ничего не надо - это на самом деле минус для нашей профессии, ведь это значит, что мы за актера рассказали его историю, "лишили его работы". То есть задача костюма - помогать актеру, что-то в нем подчеркивать или наоборот, заставлять его себя преодолевать, но ни в коему случае - не подменять.
Российские актеры и иностранные
Дмитрий Андреев: Зарубежные актеры и наши - это зачастую Небо и Земля. Зарубежные, как правило, все умеют носить костюм, относятся к нему и к нашей работе с уважением и даже трепетом.
Лайа Коста - Люсия
Владимир Никифоров: У нас почему-то нет такого отношения. Костюмный департамент в России воспринимается как подсобный. В Европе художники кино - это соратники, равноправные творцы. Там актеры понимают, что от художника по костюмам зависит, как они будут играть и выглядеть в кадре. В "Форте Росс" в этом плане нам особенно повезло с испанской актрисой Лайей Коста. Она очень быстро приняла и восприняла наш костюм.
Лайа Коста - Люсия
Дмитрий Андреев: Конечно же эта проблема связана с актерской школой. Не секрет, что у нас сегодня трудности с педагогами, да и в целом с культурой, с требованиями к самим себе.
Владимир Никифоров: На мой взгляд, сейчас сложилась ориентация на сериальный формат: актер быстро вошел, на крупном плане быстро что-то отговорил. А детали, движение и другие вещи, необходимые для полнометражного кино в обучении опускаются - это при таком формате не нужно.
Опыт и образование
Дмитрий Андреев: Среди моих коллег есть несколько человек, которые нашему делу не учились, высшие учебные заведения по профилю не заканчивали. То есть для них главное был опыт, опыт и еще раз опыт. Я же закончил специальное учебное заведение, и считаю, мне повезло, поскольку иногда мне не нужно было "придумывать велосипед", я уже знал, как те или иные вещи надо делать. В этом смысле я скорее сторонник высшего образования. У меня в свое время был большой провал - на третьем курсе я пошел работать по специальности, художником-технологом в театр Станиславского и Немировича-Данченко. В итоге я прилично потерял в образовании, зато приобрел большой технический и производственный опыт.
Отсюда Отсюда