Сегодня поговорим о советском модном дефиле: как его проводили и как оно проходило
К сожалению, тема еще недостаточно изучена исследователями. Небольшие по объему, но очень эмоциональные воспоминания об этом действе можно найти в книге Аллы Щипакиной "Мода в СССР. Советский Кузнецкий, 14". Правда, она описывает те модные показы, которые либо проводила сама, либо наблюдала, будучи искусствоведом ОДМО (Общесоюзного дома моделей одежды) - и, соответственно, относятся они к более поздним временам: середине 1960-х и 1970-м годам.
Витрина ОДМО с выставленными в ней манекенами... и живой манекенщицей между ними
Мне кажется разумным опираться и на исследования Сергея Журавлёва, в частности, на статью "Демонстрационный зал ГУМа в середине 1950-х - 1970-е годы", несмотря на то, что в статье рассмотрены проблемы не ОДМО, а фактически конкурирующей организации. Известно, что Отдел мод с Демзалом были открыты в ГУМе в 1954 году по инициативе Анастаса Микояна, министра торговли (а не легкой промышленности), и две структуры - крупнейшие в своем роде - оказались конкурентами. Статья построена на интервью бывших сотрудниц - манекенщиц и художников - работавших в отделе в эпоху "оттепели". Потому здесь озвучены некоторые личные, но тем и интересные, мелочи и подробности работы.
В качестве иллюстративного материала я использую кадры из документального фильма 1956 года "Мода сезона", снятого с участием моделей (и, видимо, манекенщиц) ОДМО.
Знаменитый зал ОДМО, манекенщица на подиуме.
Как пишет Журавлёв, и как уточняют в своих интервью искусствоведы ОДМО, система проведения модного показа в СССР не подразумевала участия гримеров и парикмахеров. Манекенщицы красились и причесывались сами, помогая друг другу. При этом, респондентки Журавлёва отмечают, что достать косметику на рубеже 1950-х - 1960-х годов было непросто, и некоторые умелицы "химичили" ее сами.
Манекенщица "при полном параде"
Несмотря на то, что чуть ли не на каждом партсобрании отдела мод ГУМа звучала критика внешнего вида манекенщиц - старые коммунистки опускались до фраз вроде "у них дешевый шик и легкомысленный вид", сами манекенщицы во время интервью автору статьи в 2008 году так и не смогли вспомнить, чтоб кто-то из них "вульгарно красился".
Ходить манекенщиц тоже никто не учил. Только в 1967 году в Демзале ГУМа были введены занятия по ритмике и хореографии для новеньких девушек. До этого они учились всему сами: копировали более опытных коллег, внимательно смотрели, как двигаются заграничные манекенщицы, приезжавшие в ГУМ с показами иностранных коллекций, смотрели иллюстрации в модных журналах и копировали позы.
В фильме видно, что каждая манекенщица использует свой рисунок показа. Одни ходят по прямой, другие по диагонали. Кто-то лучше, кто-то хуже вращается; повороты сопровождаются правильными балетными поворотами головы
Понятно, что данный показ срежиссирован для фильма. Но среди зрителей мы видим членов худсовета. Они ведут записи и вообще сидят на особых местах.
Манекенщица демонстрирует пальто с шарфом из новой шерстяной ткани
Как и в реальной жизни, в фильме показ комментирует искусствовед ОДМО. Эту должность в своё время занимали авторы двух хороших книг по истории советской модной индустрии - Алла Щипакина и Ирен Андреева.
Искусствовед зачитывает описание модели с кафедры
Обычно искусствовед озвучивал автора модели, ткань, особенности кроя. Как пишет Андреева, после своего первого показа она получила много замечаний: нельзя было говорить "подол" - надо "низ модели"; нельзя говорить "фасон" - надо "модель" и так далее. Но сам показ прошел под апплодисменты: публика тоже не знала, что "подол" и "фасон" - это неправильно.
Показ мог быть довольно длинным: до 70 моделей, и проходить с небольшой паузой.
В отличие от платьев и пальто, которые шились непосредственно на манекенщицу, аксессуары - пояса, сумочки, перчатки - были общими. Туфли могли быть на пару размеров больше или меньше, но, если выбора не было, манекенщица их надевала и спускалась на подиум (не факт, что и в ОДМО, но в ГУМе это было так).
Модные показы в Демзале ГУМа в конце 1950-х - 1960-м году проходили по два-три раза в день, то есть увидеть программу могло до тысячи человек ежедневно. Впоследствии интерес к этим показам стал падать.
В ОДМО в 1960-х - 1970-х годах сотрудники тоже скeптически относились к показам: это была лишняя нагрузка на всех, уже не приносившая никакой выгоды.
Но в то время, когда был снят этот фильм, демонстрация мод в ГУМе и на Кузнецком действительно пользовалась популярностью.
Отсюда Click to view
Дефиле на Кузнецком мосту показано в конце фильма, на 14 минуте