Как создавались костюмы к сериалу «Тобол» (2020)

Jul 29, 2021 00:30




Съемки фильма "Тобол", вышедшего на экраны в 2019 году, и последовавшего за ним 8-серийного сериала, - это большой амбициозный проект режиссера Игоря Зайцева и российского писателя Алексея Иванова - последний является не только автором сценария, но и романа, по которому создавалась картина. "Тобол" - эпопея: для грандиозного исторического полотна и подготовка была масштабной и продолжительной.
Снимали все на натуре, и не где-нибудь, а на реальных просторах Тобольского района: чтобы добраться туда, артисты сначала летели на самолете из Москвы около четырех часов, а затем ехали на машине из Тюмени еще три с половиной часа до Тобольска - зато там развернулись настоящие поселения первой половины 18 века. Для работы выбрали несколько живописных мест - деревня Панушкова на берегу речки Аремзянки, Чувашский мыс, сам Тобольск и Тобольский кремль, берег реки Иртыш. Сцены, действие которых происходит в строящемся Петербурге, тоже снимали в Тобольске: Иртыш "сыграл" Неву!

Историческими консультантами фильма "Тобол" выступили руководительница Тюменского музейного комплекса Светлана Сидорова и сотрудники Тобольского Музея-Заповедника.

Создатели сериала "Тобол" постарались максимально достоверно воссоздать атмосферу эпохи правления Петра I, в том числе - костюмы персонажей. При этом у каждого есть зимний и летний гардероб: события в сериале растянулись на 10 лет.

Художники по костюмам Владимир Никифоров и Дмитрий Андреев получили за свою работу премию "Золотой орел".

Уникальность костюмов в том, что они сшиты по лекалам XVIII века, скрупулезно подобраны ткани, а пуговицы изготовлены по слепкам старых пуговиц из музеев Москвы и Петербурга. Костюмы получились красивыми и исторически достоверными.



Актрису Юлию Макарову, сполнившую роль Марии Ремезовой, особенно восхитили сарафаны, на которых пуговицы были сделаны вручную.

Пуговицы для фильма "Тобол" стоили около 1 млн руб. По словам генерального продюсера картины Олега Урушева, создатели в реквизите "приближались к исторической достоверности", например,  К изготовлению пуговиц для костюмов были привлечены "новосибирские умельцы". На одном костюме может быть до 50 штук пуговиц.

Чтобы уместить костюмы героев сериала "Тобол", потребовалось десять комнат!



Только у Петра Великого в сериале пять костюмов. Их все пошили по сохранившимся костюмам Петра I



Дмитрий Дюжев настраивался на роль Петра I по-своему: зная, что при исполинском росте у государя был 39-й размер ноги и оттого проблемы с ходьбой, Дюжев попросить сшить ему обувь на несколько размеров меньше. Дело в том, что у Петра I была маленькая нога, и царь для солидности носил большие ботфорты, надевая их на туфли.



Дмитрий Дюжев.: "Для артиста сыграть царя - это большое испытание, тем более, Петра I. Мне интересно было бы переночевать в кровати Петра I, вообще понять, как это - спать в положении полусидя. Хотелось почувствовать энергетику человека - что он видел, когда засыпал и просыпался. В силу личной фантазии сложил образ Петра I - многогранной неоднозначной личности, трудоголика, очень решительного человека. Но каждый дубль был для меня как экзамен"

Незабываема Екатерина Гусева в роли императрицы Екатерины Образ императрицы в пышных царских нарядах нам знаком по сохранившимся портретам.


Слева Неизвестный художник "Портрет императрицы Екатерины I с арапчонком" Вторая четверть XVIII века Русский музей. Справа Екатерина Гусева в роли Екатерины



Слева Екатерина Гусева в роли императрицы Екатерины, справа  Иван Григорьевич Адольский?  "Портрет Екатерины I с арапчонком" Вторая четверть XVIII века Русский музей

Костюм в красном с золотом - это отсылка к имперской власти, что означает высокий социальный статус. У Екатерины были портреты в одежде  насыщенного красного оттенка, красным было и ее коронационноое платье с вышивкой серебром.



Коронационное платье Екатерины I с вышивкой серебром

Силуэт известных платьев Екатерины в ее одежде в фильме сохранен. В то время носили кринолины на широких обручах и рукава могли быть как открытыми до локтя, так и закрытыми. Корсаж, который имеет имитацию шнуровки золотой тесьмой, в начале 1700 годов не был актуален, это скорее мода 1740-х годов,  Но художники создают образ, а не занимаются реконструкцией, так что сделали красиво и по-императорски.


Слева  Ж.-М. Натье "Портрет Екатерины I". 1717 год. Справа неизвестный художник "Портрет императрицы Екатерины I" 1720-е гг. Московский Кремль. Силуэты платьев

На известных портретах Екатерины I, на рукавах ее платьев были белые кружевные рукава. Художники по коостюмам "Тобола" решили использовать золотые кружева. Золотые кружева использованы и для головного убора императрицы под названием фонтанж. Я об этом писала отдельный пост с историей, что это такое, где фонтанж появился, когда в России в моду вошел и на каких русских гравюрах с Екатериной его можно попытаться разглядеть. Модные фонтанжи в сериале "Тобол" (2020)

В фильме много запомнившихся и понравившихся зрителям образов.

Агата Муцениеце сыграла роль Бригитты Кристины, жены пленного шведского солдата Михаэля Цимса. Ее наряд запомнился наличием целых пяти юбок.

Агата Муцениеце: "На нас было по четыре юбки, пятая надевалась под низ. И они прекрасно впитывали все, что было на земле, становились тяжелыми и неподъемными. Но в этом был свой кайф, потому что ты понимаешь, как чувствовали себя люди в то время".



Головной убор Бригитты чем-то похож на русский северный повойник. В  скандинавских странах тоогда была распространена рубаха со сборками,причем часто носили две рубахи одновременно. Еще была традиция носить кожаный корсаж, зашнурованный спереди и с привязанными руками. Рукава привязывали потому, что были они узкими, а корсаж - прилегающим, и надеть платье сразу со всеми такими узкими деталями было невозможно. У Бригитты костюм в этом отношении несколькo стилизованный, на рубахе сделана оборочка, а рукава не оособо узкие, для современнoгo, видимо, удобства.



Бригитта появляется в кадре и в полноценной верхней одежде, которая до конца XIX века шилась мехом внутрь и покрывалась сукном или шелком, в зависимости от социального статуса женщины. Поскольку Бригитта невысокого социального класса, на ней традиционный тулупчик. Но вот капюшона  в те времена еще не было.

Еще один интересный персонаж у актрисы Ян Гэ, играющей Айкони / Хомани - хантыйку, влюбленную в пленного шведского офицера Вольфганга Черни



Она появляется в традиционной русской одежде уже будучи служанкой в доме Ремезова.



Такие сарафаны как у нее  носили до конца XIX века крестьянки в старообрядческих северных губерниях. Косоклинный сарафан, к нему надета рубаха с очень длинными рукавами, которые собраны складками от локтя до запястья. По сути, это один из самых архаичных вариантов русского традиционного костюма, из тех, что дожили до ХХ века.



А вот меховой наряд Ян Гэ уже остяцкий (Остяки - это старое название современных хантов). На фотографиях XIX века, сделанных исследователями этнографических экспедиций, остяцкие женщины одеты в подобную одежду, где часть меха была вывернута наружу. Остяцкая одежда была покрыта узорами. Здесь мы видим, что вышивку заменили надетым сверху восточным халатом, подбитым разноцветным шелком, Что касается татуировок на лице, на изображениях тех времен татуировок нет, но и избражений не так много.

Камиль Ларин гениально сыграл бухарского купца ходжи Касыма, художники по костюмам специально для его роли шили шелковые бухарские халаты.





Для создания костюмов к фильму пришлось разобраться и в устройстве и конструкции настоящих восточных доспехов, поскольку в них там одета армия джунгар




Изготавливал эти доспехи кожевенник Евгений Сокол,  у которого уже был опыт работы в кино, когда он шил доспехи для массовки "Викинга"

Перед командой Евгения стояла непростая задача: одеть 40 человек всего за два с половиной месяца. Получив референсы от художников по костюмам Дмитрия Андреева и Владимира Никифорова, Сокол с коллегами принялся за работу. Для создания костюмов пришлось разобраться в устройстве и конструкции настоящих восточных доспехов.  В итоге сделанные для фильма костюмы получились не только красивыми, но и исторически достоверными. После съёмок часть доспехов передали в Тобольский музей, где их можно теперь посмотреть.



Джунгары

Доспех джунгарского зайсана Онхудая ( зайсан или зайсанг  - от китайского титула "цзай-сян" -канцлер, великий визирь.; должность у монголов, бурят, калмыков) был интереснее и сложнее остальных.



Доспех джунгарского зайсана Онхудая

Сокол лично ездил на площадку, снимал мерки с каждого актёра, подгонял костюмы, а еще лично на себе и на всех сотрудниках проверял каждое изделие, прежде чем его отдавать.



Евгений Сокол примеряет в своей мастерской доспехи для "Тобола"

Задача стояла всё-таки не просто сделать костюмы, а сделать рабочий инструмент для актёров. И, чтобы они потом могли сыграть хорошо, их инструмент тоже должен быть удобным!



Доспех должен быть удобным, а то мало ли что...

Доспехи создавались полностью вручную. Для этого мастера изучили не только исторические примеры, которые удалось найти в музеях и книгах, но и освоили старинные техники плетения и сборки этой брони - чтобы получалось быстро, надёжно и красиво. А также нашли и стали работать с кожей такой выделки, которая практически не пользуется в современном производстве.





Пояса для воинов делали из сыромяти - самой прочной кожи!

Вся художественная фурнитура, которую использовали для создания доспехов, была сделана специально под эти костюмы. Только клёпки решили использовать современные. Чтобы не было видно их серийное происхождение, сам процесс их постановки был изменён: из полуавтоматического с применением матриц на полностью ручной. Это сделало вид каждого крепления уникальным.



Вообще, работа над этими костюмами потребовала применения больше исторических инструментов, нежели современных. Чаще использовали ремнерезы, придуманные мастерами-кожевенниками сотни лет назад, чем более поздние приспособления и устройства.

Ну и последнее, почти анекдот.
Для такого проекта мало сделать исторически подлинные костюмы, нужно еще и найти правильные лица, ну или хотя бы правильно их загримировать: ведь сибиряки 18 столетия - совершенно уникальный физиономический тип. Художник по гриму Наталья Горина рассказала, что в массовке использовали жителей Тобольска и окрестных селений, и  все должно было выглядеть натурально, потому что артистов (даже из толпы) много снимали крупными планами.  Конфуз вышел с бородами - широким сибирским лицам столичная накладная растительность была мала, поэтому кое-кто разрешил состричь настоящую бороду и употребить ради искусства.
               

Гримерная "Тобола" с накладными бородами

Отсюда Отсюда   Отсюда Отсюда   Здесь много фото из мастерской, где делали доспехи

костюм, Россия, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up