Модные фонтанжи в сериале "Тобол" (2020)

Jan 25, 2021 00:30



Костюм Екатерины из фильма и Портрет Екатерины I художника  Ж.-М. Натье (1717 г)

В показанном в 2020 году на телевидении сериале "Тобол" внимание привлекли очень необычные прически и головные уборы, как на Екатерине, так и на придворных дамах.  Раньше в фильмах про петровское время дам в таких головных уборах не показывали, да и парадные портреты Екатерины мы привыкли видеть совсем другими.

Над  костюмами для фильма и сериала "Тобол", действие которого происходит в 1714-1716 годах, работали три года. Художники по костюмам  Дмитрий Андреев и  Владимир Никифоров внимательно изучили гардероб Петра I, хранящийся в "Эрмитаже", а также другие сохранившгиеся предметы одежды начала XVIII века.. Предметов таких, однако, осталось  не так уж много, поэтому некоторые идеи были взяты из моды того времени, в том числе показанной на малоизвестных гравюрах, которые народ обычно пристально не рассматривает
Именно к такой идее относится использование на съемках фильма фонтанжа -  дамской высокой причёски эпохи Людовика XIV  (1643 - 1715) и одноимённого чепца, состоящего из ряда накрахмаленных кружев, между которыми распределены пряди волос, который укреплялся при помощи шпилек и проволочных конструкций.



Фрагмент гравюры А. Ф. Зубова "Свадьба Петра I и Катерины Алексеевны в 1712 году", 1712 г.

Я специально обрезала, чтобы было получше видно, какие у дам на головах интересные сооружения. Впрочем, даже в таком обрезанном виде разглядеть что-то тяжело, очень уж детали мелкие.

Так что же такое фонтанж?

Фонтанж - это творение рук одной из фавориток Людовика XIV Анжелики де Скорай де Руссиль, герцогини де Фонтанж. Однажды во время охоты она нечаянно растрепала  волосы, и, чтобы длинные локоны не мешали ей охотиться, оторвала от одежды кусок кружева и подвязала им волосы. Людовику нововведение понравилось, и он попросил свою фаворитку всегда его носить.

Tак родилась новая мода. На следующий день почти все дамы явились ко двору с такими же "фонтанжами". Вначале это была именно прическа, довольно низкая и похожая на обычный хвост. Случилось это все в конце 1670-х годов

Впоследствие развилось два направления - фонтанж как прическа и фонтанж как кружевной чепец на каркасе



Слева прическа фонтанж, в которую вплетены кружевныe ленты, справа головной убор фонтанж с каркасом - отсюда

Cо временем кружева стали завязывать все более художественно, начали использовать каркас, а сами кружева сильно крахмалить,  превращая их в  головной убор.  Фонтанжи  становились всё выше и причудливее и начали достигать 50-60 сантиметров в высоту.

Портретов самой герцогини де Фонтанж с изобретенным ей подвязанным кружевом "хвостом" не сохранилось. Прически в этом посте рассматриваться не будут, только "чепцы"

Мода на фонтанжи продержалась в Европе более 30 лет и несколько раз слегка менялась



Эволюция фонтанжа - отсюда

При этом надо сказать, что хотя по-русски это и называется фонтанж, но на самом деле по-настоящему высокий "чепец" состоит из двух частей - фонтанжа и фреланжа  (не уверена, что правильно это произнесла frelange, но гребень, в общем)

Технически, фонтанжи - это ленточные дуги, которые поддерживают фреланж (гребень).  Фреланж держится на проволочном каркасе, который называется комод (commode)


Слева:  Ян дер Ваарт. Портрет королевы Марии II., 1688 г., из коллекции Национальной портретной галереи (Лондон)
Справа: Hеизвестный художник. Портрет Элеоноры Джеймс, 1690-е, из коллекции Национальной портретной галереи (Лондон)

Чуть ли не единственным сохранившимся примером такого головного убора, где можно посмотреть технологию изготовления, является модная кукла 1690-х годов Леди Клэпхэм. Там как раз вот такие фонтанжи, фреланжи и комоды.



Куклы Lord & Lady Clapham из V&A's collections, 1690-е годы

В России фонтанжи начали входить в моду только в середине 90-х годов XVII века, причем носили их преимущественно  жёны и дочери иностранцев.

В 1697-1698 годах Петр совершил путешествие в Европу в составе Великого посольства, где во время неформальной, но очень важной для будущей международной политики России встречи имел возможность лицезреть сие сооружение на головe курфюрстины Ганноверской


Слева:  Портрет Софии Ганноверской, принцессы пфальцской работы Andreas Scheits, после 1698  года
Справа: Портрет Софии Ганноверской работы неизвестного художника 1700-ые годы
Вернувшись в Москву, Петр приказным порядком ввел западный дресс-код для знати, в том числе фонтанжи для женщин
"[Пётр] заставил  … женщин вместо телогрей [носить] - бостроги, юбки, шлафроки и самары, а вместо подколков - фонтанжами и корнетами голову украшать". (князь Щербатов)

В 1700 году жена первого санкт-петербургского коменданта Анастасия Яковлевны Нарышкина, которая согласно указу о ношении европейского платья должна была строго следовать моде, одной из первых надела модное головное украшение, а позже была даже запечетлена в нем на портрете,



Неизвестный художник. Портрет Анастасии Яковлевны Нарышкиной с детьми Александрой и Татьяной, между 1709 и 1715 гг. Третьяковская галерея

Впервые фонтанж упоминается в России в описи имущества царевны Натальи, родной сестры Петра, а расцвет моды пришелся скорей всего на конец 1700- начало 1710-x, во многом благодаря Екатерине, большой моднице, которая в одном из писем к Петру просит его привезти ей из Парижа "кружива на фантаж". По крайней мере на гравюрах Зубова 1710 и 1712 года абсолютно все присутствующие дамы изображены с фонтанжами

Причем в самой Европе мода на фонтанжи как-раз в это время закончилась, и на смену им пришла  маленькая, гладкая причёска с рядами ниспадающих на плечи локонов, как у англичанки герцогини Шрусбери, которая  в 1713 году появилась на торжественном приёме в Версале без фонтанжа, представ  перед Людовиком XIV  с гладко зачесанными волосами.

В России мода на фонтанж продержалась до середины 20-х годов XVIII века, однако носили его по преимуществу, пожилые дамы, Сама Екатерина в 20-е годы носила гладкую прическу по моде герцогини Шрусбери. И именно с такой прической мы ее благодаря многочисленным портретам и представляем, а совсем не с фонтанжем на голове



Слева портрет герцогини Шрусбери, неизвестный художник
Справа портрет Екатерины I, неизвестный художник

В сериале "Тобол", действие которого происходит как раз на пике популярности фонтанжа в России (1714-1716), мы эти фонтанжи видим неоднократно, и не только на Екатерине, но и на других дамах.
.



На Екатерине и придворных дамах на ассамблее  фонтанжи золотистого цвета, но есть и другие цветовые варианты, например, вот такой черный



Но вот форма однотипная, как массовый пошив какой-то. И похожа эта форма на моду конца 1680-х- начала 1690-х годов, я специально разместила портреты королевы Марии II и Элеоноры Джеймс

Даже не верится, что все русские знатные женщины ходили в одинаковых фонтанжах, да еще на 20 лет устаревших, а ведь даже на портрете Нарышкиной фонтанж значительно более модный.

Думаю, что это из-за гравюр. Они мелкие, фигуры людей там мелкие, прорисовать все детали невозможно, лица различить невозможно, поэтому всех присутствующих изображают по примерно одним лекалам,

Вот еще один пример, тоже гравюру обрезала, чтобы можно было головы поближе рассмотреть.
.

Фрагмент гравюры  Зубова А.Ф. "Свадьба карлика Якима Волкова 14 ноября 1710 г. во дворце князя А.Д. Меншикова в Петербурге", 1711 год

Все, что видно, - это что на голове какая-то башня.

В общем, смотрели художники по костюмам, смотрели на это, да и придумали вот такое. Какую технологию изготовления они использовали, я не знаю.



И хотя лично мне Екатерина и ее образ в сериале ужасно не нравятся (почему она вообще рыжая?), но вот конкретно за фонтанжи художникам надо сказать спасибо, они стали пионерами в изображении такой моды в кино.

Я даже западные фильмы про время Людовика XIV слегка погуглила. Не рискуют нынешние художники по костюмам с фонтанжами, совсем не рискуют.

*******************************************************

Уже после того, как я написала этот пост и вот-вот готова была его опубликовать, вспомнила вдруг, где еще я видела на головах дам петровского времени нечто высокое-высокое, но в виде париков, а не фонтанжа. В фильме "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" (1976 год)
.[Сказ про то, как царь Петр арапа женил]














.

Более того, там еще и корабль на голову одной даме водрузили. С кораблями - это, скорее мода времен Марии Ануанетты и Французской революции, то есть конец XVIII века. А парики не знаю, откуда взялись. Возможно, что художники именно так интерпретировали то, что нарисовано на гравюрах Зубова.

Так что все-таки получается, что кружевные "чепчики" фонтанжи в "Тоболе" появились впервые

история, Россия, шоу-бизнес

Previous post Next post
Up