Макаренко. Воспитание советской гопоты

Dec 10, 2017 16:47

Добрые читатели, конечно же, поспешат напомнить мне, что из воспитанников основоположника советский педагогики получались вполне себе успешные люди, работавших на благо страны. Были, вроде, даже ученые..

Охотно допускаю, что такая часть воспитанников имела хорошую генетику и первоначальное семейное воспитание и образование. ..

Однако, гражданская война, разруха, обездоленные дети и подростки ("издержки революции", как говорила Н.Крупская, тоже педагог), сбивались в банды, занимались воровством и прочей асоциальной деятельностью также виртуозно, как и в дальнейшем "приносили пользу Родине".

Не погрешу против истины, если скажу, что войны устраивали государства и с целью истребления самых лучших, неординарных людей. Хорошо, если они успевали оставить потомство с такими же задатками.

Целью государства было поставить людей с такими качествами на службу себе.
Понятием "патриотизма" тогда еще не манипулировали.
Себе, не Родине - не обольщайтесь!

А совместить эти понятия в юных головах - была задача педагогики. Воспитанием переворачивали шкалу ценностей - с родовых на искусственно изобретенных.

На детей делали ставку многие - от Гитлера до.. Ходорковского, включая Суркова с его нашистами да молодогвардейцами.. - несть числа.

«Дети - наше будущее» - у советского лозунга того времени в свете этого появляется обнаженный смысл..
В детстве читала и перечитывала литературные свидетельства тех лет "Педагогическую поэму", «Республику Шкид», с каждым новым чтением, проявлялись новые пласты и новые вопросы..
*

Макаренко.. как-то странно, но его чествовали исключительно евреи. С чего бы?
Уже при жизни А. С. Макаренко его деятельность и труды как воспитателя и педагога получили высокую оценку Л. Арагона, А. Барбюса, Д. Бернала, У. Бронфенбреннера, А. Валлона, В. Галля, А. Зегерс, Я. Корчака, С. Френе и других деятелей культуры и образования..
...Большое значение для Макаренко имело понимание и поддержка его опыта воспитания и перевоспитания буквально с первых лет деятельности Колонии им. М.Горького со стороны рук. НКВД Украины Всеволода Апполинариевича Балицкого [1892 или 1893-1937]. Именно благодаря последнему Макаренко после снятия с руководства Колонии им. Горького продолжил руководить схожим учреждением (Коммуной им. Ф. Э. Дзержинского) уже в составе НКВД (А. С. Макаренко был назначен руководить Коммуной в декабре 1927 г., то есть в течение полугода совмещал обе должности: в Коммуне и в Колонии).

Достоверно известно и то, что осенью 1936 г. по прямому указанию Балицкого фамилию Макаренко вычеркнули из списка лиц, уже оговорённых в ходе допроса по делу бывшего начальника Макаренко по отд. трудовых колоний Украины Л. С. Ахматова, как троцкистов. http://makarenko-museum.ru/lib/Science/Hillig/knp6...lig_Goetz_ASM_and_Balitsky.pdf ( был троцкистом А.С. Макаренко)

Среди наиболее известных последователей и продолжателей деятельности А. С. Макаренко из его воспитанников нужно назвать в первую очередь Алексея Григорьевича Явлинского  (1915-1981, отца известного политического деятеля Г. А. Явлинского)... калёным железом выжигал антисемитизм в своих колониях.
Главным менеджером колоний Макаренко стал Борис Клямер... Макаренко жаловался на чиновников, которые обвиняли его -
«Мы этот ваш жандармский опыт прихлопнем. Нужно строить соцвос (социалистическое воспитание), а не застенок».

Теперешние критики системы Макаренко называют ее «чекистской».

Между тем, труды Макаренко были переведены на многие европейские языки, и его система воспитания доказала свою эффективность в отсталых странах (каким был СССР в 1920-30-е). Он считал, что евреи - это важный положительный элемент в перевоспитании криминальной среды.

Макаренко не смог справиться с воспитанием девочек в колонии,
поскольку оказался не слишком нравственно чистоплотным человеком по отношению к женщинам - сюда входит и увоз чужой жены, попадьи, и интрижки с молодыми работницами колонии, находящимися в подчинении у Макаренко.

И связь с инспекторшей Наробраза (которая-таки подзабрала Макаренко себе под каблук)
*

image Click to view


*
Ежели опыт его поддерживали невыразимые, то было бы странным, если б его труды не были распространены по Европе. Представленный фильм также снят в привычных традициях официоза. Документальные кадры дают представление об эпохе.

Педагоги не слишком доверяли генетике, способности человека передавать свою "внутреннюю культуру", свой культурный код потомству, а потому отдавали предпочтение именно воспитанию - сотвАрении человека дисциплинированного, исполнительному, с коллективистским сознанием. Неустрашимого борца за светлое будущее..

А вот в воспитание как способ исправления "дурной наследственности", верили. И исправляли "социально опасных", "морально -дефективных"

Это были первые попытки сделать "человека служебного".

революция, аналитика, гражданская_война, персоны, советское время, идеологии, воспитание, дети

Previous post Next post
Up