О гибкости соцреализма

Nov 10, 2014 22:46




Искусство в СССР было подцензурно и раболепно. Диктатура-с. Но и у цензуры бывали проколы. А прокол цензуры - прикол соцреализма! Ниже - подборка картин советских художников стиля соцреализм, увиденная свежим взглядом.

В 1885 г. была такая Морозовская стачка, на фабрике капиталиста Морозова в Орехово-Зуево. На тот момент - стачки, профсоюзы, партии и всякая оппозиция в стране были запрещены. Но народ все равно вышел. В СССР, который заявлял о себе как о "государстве рабочих и крестьян", это событие всячески пропагандировали. Ниже - 2 картины написанные в сталинский период про эту стачку. Почувствуйте разницу!

Георгий Савицкий. "Совещание рабочих перед морозовской стачкой".



Нормальное совещание. Штоф водки, рюмки. Мужик за столом справа (со сжатым кулаком) - вожак, предлагает план, все слушают. Тот что за ним (крайний справа) накатывает еще рюмашку. Дед слева ( в красной рубахе) сидит с выражением :"Ох @%# твою мать!"
А вот вторая картина.

Иван Владимиров. "Морозовские ткачи обсуждают требования накануне стачки (1885 г.)".



Композиция, в целом, та же - вожак со списком, мужики-работяги. Но на столе - только чай! Молодец художник. Классовая борьба это ж борьба с капиталистами, а не со штофом водки.

Еще пара чудных картин, автор - Александр Дейнека, классик соцреализма.

Алексендр Дейнека. "Душ". 1937 г.



Сначала идея была такая - спортсмены в душе, один сидит, остальные моются. Потом Дейнеке картина не понравилась и он отрезал правый фрагмент, с мужиком, который наклонился. А из левого фрагмента чуть позже, во время войны, автор сделал отдельную картину, с другим названием.

Александр Дейнека. "После боя". 1944 г.



То есть это уже не спортсмены, это солдаты, 1944 год. Принимают душ после боя с немцами. Кабинки, горячая вода, все удобства. Вот как на фронте воевали-то!
Пока Дейнека упражнялся со своими мужиками в душе, другие художники пытались изобразить советских женщин. Особенно яркие образы создал питерский соцреалист Александр Самохвалов.

Александр Самохвалов. "Метростроевка со сверлом". 1937 г.



Правда, она с отбойным молотком, а не сверлом. Но не важно.

Александр Самохвалов. "Метростроевка, несущая арматуру", 1932



Александр Самохвалов. "Женщина (работница) с напильником". 1929 г.



Помимо перечисленного (отбойные молотки, напильники, арматура), там у него еще есть - с лопатой, лебедкой, бетономешалкой, ну в общем весь спектр женского равноправия.
Еще один важный аспект соцреализма - портреты вождей. Дело выгодное (для художника), но нужно иметь политическое чутье, особенно во времена тов. Сталина.

Константин Юон. "Первое появление В.И.Ленина на заседании Петросовета в Смольном 25 октября 1917 г." 1927 г.



Ленин провозглашает Советскую власть - кульминационный момент революции. Сзади Ленина, в президиуме - его соратники.
В том числе: верхний ряд (справа налево) - Антонов-Овсеенко;
Каменев (в пенсне); четвертый справа - Сталин, радостно аплодирует;
рядом с ним - Троцкий с характерной бородкой; еще левее через одного - Рыков, высунулся посмотреть на Ильича.
В общем, одни враги народа.
Каменев - левый уклонист (расстрелян вместе с женой), Рыков - правый (аналогично), Антонов-Овсеенко - троцкист и шпион (и тоже вышка, и ему, и жене), ну и главный враг Троцкий - известное дело, ледорубом по голове.
Довольно интересно выписана публика непосредственно перед трибуной Ильича:



Какие-то странные народные массы перед трибуной. Короче... картину пришлось переписывать.
Получилось вот что:

Константин Юон. "Выступление В.И.Ленина в Смольном".1935 г.



Всего прошло 8 лет, а как многое изменилось! Президиум сократился до 4 человек (справа налево): Молотов, Урицкий, Дзержинский, Сталин.Народ перед трибуной тоже поправили - теперь там сугубо русские лица в картузах и кепках. У Ленина стал выше лоб, да и сам он как-то возмужал, накачался что ли?
А художник в 1947 г. стал лауретом Сталинской премии первой степени в области литературы и искусства.
Да, много врагов народа было... Что там Президиум!
Идут, бывало, пионеры в лес по грибы. А там - агенты Госдепа английские шпионы!

С. Светлов. "Пионеры поймали английского шпиона".1939 год



Или вот:

М.Антонов. "Разоблачение врага народа в цеху". 1938.



А лица-то!



Не только в цеху, даже дома надо быть начеку. Враги народа - они такие...

Н.Чебатков. "Павлик Морозов". 1959 г.



Но пришло время - и партия нашла в себе силы разоблачить и самого товарища Сталина, главного борца с врагами народа. И тогда Министерство Правды опять взялось за работу.

Вячеслав Мариупольский. "Вожатая". 1949 г.



Он же. "Вожатая". Конец 1950х гг.



Портрет вождя заменили. Да и взгляд у вожатой как-то подобрел что ли...

Сергей Григорьев. "Прием в комсомол". 1949 г.
Соцреализм во всей красе. Комсомольцы принимают нового бойца в свои ряды. Пытают, что да как.
Сзади - старший товарищ от партии в военном френче. За ним - самый старший товарищ, в виде бюста.
Смотрит на девчонку прищурясь.



Он же. "Прием в комсомол". 1958 г.



Все на месте, только бюст пропал.

Ну и напоследок еще один классик соцреализма - Гелий Коржев, в советские времена - ударный работник Министерства Правды.

Гелий Коржев. "Поднимающий знамя". 1963
Там целый триптих у него был , назывался "Коммунисты". Это центральная часть.



Гелий Коржев умер в 2012 г. Он дожил до краха СССР, увидел 1991 год, когда знамя таки упало.

Гелий Коржев. "Свалка". 2007 г.



Я думаю, две эти картины, поскольку их написал один и тот же автор (но с разницей в 47 лет), надо объединить в одну и показывать вместе. Вот 1960 год (слева), а вот - 2007 (справа).




Источник

живопись, советское время, искусство ли?

Previous post Next post
Up