За полтора века своего существования джинсы перестали быть просто дешевой рабочей униформой; сегодня это не только удобная повседневная одежда для людей любого возраста и пола, но и предмет вдохновения для многих модных дизайнеров.
Предыстория современных джинсов уходит своими корнями на несколько веков назад, в Европу. Считается, что слово «джинсы» (jean) пошло от названия города Генуя, где местные моряки с удовольствием носили прочные хлопчатобумажные брюки; позже штаны из этого материала стали в больших количествах производить в Англии. Слово «деним», обозначающее более прочную джинсовую ткань, пришло из Франции, где еще в шестнадцатом веке использовали ткань из города Ним, которая такденим, и называлась «serge de Nimes» (denim); в ее состав входили шелк и шерсть.
Американские ткачи из местного хлопка производили очень похожую на деним ткань, отличавшуюся высокой износостойкостью; постепенно хлопку, недостатка в котором в стране не было, удалось вытеснить из состава ткани другие составляющие. Изначально из джинсы шили более легкую одежду, а деним использовался для производства рабочей одежды, где требовалась повышенная прочность.
Большинство рабов на плантациях носили подобные штаны из хлопка, но, наверное, не совсем правильно называть их джинсами; появлению того, что сегодня мы называем «джинсы», мир обязан молодому немецкому иммигранту по имени Ливай Страусс.
Изначально Страусс, приехавший в Калифорнию в разгар Золотой лихорадки, думал заработать на продаже ткани для палаток и повозок, но оказалось, что золотоискателям гораздо больше нужны были обычные рабочие брюки. Тогда молодой немец решил шить из имевшегося у него материала штаны, которые вскоре стали пользоваться успехом у старателей.
Имя еще одного человека, чей вклад в создание джинсов также весьма значителен, известно несколько меньше, нежели промышленника Страусса, однако его роль в истории одного из самых популярных в мире продуктов также велика - это портной из Невады Джекоб Дэвис; несмотря на то, что бизнес по производству и продаже штанов Страусс начинал самостоятельно, сотрудничество с Дэвисом обеспечило значительное увеличение продаж и стремительный рост компании.
Приехавший в США из Латвии, Дэвис независимо от Страусса решил важный вопрос, как при изготовлении штанов обеспечить достаточную прочность карманов, а именно придумал скреплять нужные места металлическими заклепками. Идея обещала принести огромную прибыль, но, конечно, при условии, что никто, кроме Дэвиса, не смог бы ею воспользоваться. Чтобы обезопасить себя от подобных неурядиц, изобретателю следовало получить патент, но у него банально не было на это денег (требуемая сумма в шестьдесят восемь долларов полтора века назад была доступна далеко не всем). Тогда Дэвис решил предложить Страуссу сотрудничество, от которого предприимчивый коммерсант не мог отказаться.
Пожалуй, отсчет истории джинсов следует вести с 20 мая 1873 года, когда Джекоб Дэвис и Ливай Страусс получили патент №139121 на новый способ крепления карманов; с тех пор джинсы начали свое победное шествие по миру.
Стоит заметить, что первоначально продукция компании называлась «waist overalls», что можно перевести как «комбинезон до пояса»; слово «джинсы», появившееся в молодежном сленге в двадцатых-тридцатых годах прошлого века, для обозначения своих штанов было предложено компанией Levi Strauss несколько позже, в шестидесятых.
Страусс был первым, но далеко не единственным производителем джинсов в США; вскоре, вдохновленные все более растущим успехом новых штанов, стали появляться его многочисленные конкуренты - знаменитые Lee, Wrangler и другие.
Несмотря на растущую популярность, джинсы долгое время являлись рабочей одеждой; потребовалось много лет, прежде чем они появились на рынке в качестве одежды повседневной. Немалую роль в этом сыграл Голливуд - бравые ковбои, мелькавшие на киноэкранах, были одеты в джинсы, и многие мужчины, стремясь быть похожими на мужественных покорителей равнин, стали использовать джинсы в качестве повседневной одежды.
Во время Второй Мировой войны джинсы были не только удобной одеждой для работников американских заводов и фабрик; несмотря на то, что в военное время продажи джинсов сократились, воевавшие в разных уголках планеты американские солдаты (а джинсы были частью официальной униформы, например, американского флота) смогли обеспечить популярной одежде поистине мировую рекламу.
В то время не только уменьшились объемы продаж джинсов; постепенно сократилось до необходимого минимума число заклепок (в частности, было решено отказаться от заклепок в паховой области, что объяснялось также и хорошей теплопроводностью используемого для заклепок металла) - в непростые военные годы необоснованное расходование металла было неразумным.
После окончания войны джинсы стали пользоваться все большим спросом. Их популярность среди молодежи, особенно после выхода на экраны таких лент, как «Бунтарь без причины» с популярнейшим Джеймсом Дином, где его герой был одет в джинсы, была огромна; несмотря на то, что человека в джинсах могли не пустить, например, в театр, а в некоторых школах носить этот вид одежды ученикам просто запрещали, подавляющее большинство американских подростков были просто без ума от джинсов.
История джинсовПопулярность джинсов продолжала расти и в последующие десятилетия, особенно с распространением культуры хиппи; многие «дети цветов», ценившие индивидуальность, старались сделать свои джинсы абсолютно неповторимыми с помощью различных узоров и украшений.
Вскоре на некогда исключительно рабочую одежду обратили внимание модные дизайнеры, и сегодня джинсовая одежда является важной частью коллекций многих известных модельеров; знаменитый Ив Сен-Лоран выражал свое восхищение джинсами и сожалел, что это не он их придумал.
Сегодня от множества фасонов и цветов джинсов буквально «разбегаются глаза», а стоимость дизайнерских джинсовых моделей превышает стоимость продаваемых в обычном магазине в разы. Джинсы носят мужчины и женщины, дети и старики, бедняки и богачи, музыканты и политики - и это лучшее доказательство любви к джинсам по всему миру.