Книги за год 2024. Август

Dec 19, 2024 00:37



1. Благоволительницы (Джонатан Литтелл) ★★★★★
Сложно писать об этой книге: во-первых, потому что она стала легендой сразу же после выхода, во-вторых, потому что моё собственное мнение о ней менялось несколько раз во время чтения и, в-третьих, конечно, из-за её темы. А тема максимально тяжёлая и до сих пор болезненная: преступления нацистов во Второй мировой войне, геноцид евреев, коллаборационизм и, наконец, обычная человеческая жестокость.
На самом деле, конечно, там намного больше тем, как в любой хорошей книге: и исследование механизма самооправдания, и вопрос о том, чем бездушные убийцы отличаются от обычных людей (и отличаются ли), и, наконец, про любовь там тоже есть - несколько извращённую, достаточно неприглядную, но всё же огромную и неутолимую любовь.
Повествование ведётся от лица нацистского офицера, стремительно взлетающего по карьерной лестнице. По службе он оказывается в самых горячих очагах войны, где наблюдает (и участвует тоже, но прежде всего всё-таки внимательно наблюдает) чудовищную жестокость, массовые убийства и зверства.
Я не зря употребляю очень много эмоционально нагруженных слов, описывая эту книгу: на самом деле, прочитав первую сотню страниц, я ощутила усталость от бесконечных убийств и зверств, описываемых автором. Да, невероятно возмутительно, подумала я, но сколько можно читать о страданиях? Происходящие практически беспрерывно, они перестают вызывать острый отклик, и остаётся только усталость и раздражение на автора.
Сейчас я думаю, что это именно тот эффект, которого автор хотел добиться. Потому что после первых, монотонно-мучительных, страниц книга меняет тональность и прирастает множеством оттенков. Мы узнаем о герое всё: его детство, мысли, симпатии, философию, стремления и страхи. А всё это и правда очень интересно: герой - крайне развитый и образованный человек, не чуждый искусству, любящий литературу и музыку, тонко и сложно чувствующий. Иногда невозможно не сочувствовать ему. Другое дело - попытаться понять, что именно отличает его, несомненно бездушное чудовище, от меня. Не образование, не способность ценить прекрасное, не острый и наблюдательный ум. Так что?


2. Little Hands Clapping (Dan Rhodes) ★★★★★
Эта книга - одна из самых неожиданных и восхитительных моих находок. Не успев ещё дочитать её до конца, я уже решила, что это будет лучшее, что я прочитала в этом году. Может, я и преувеличила, конечно, но не слишком: она печальная и смешная, причудливая, серьёзная и крайне нелепая одновременно. Мрачная, но с отчётливой весёлой безуминкой. Если с чем и сравнивать, то, может, с мультфильмами Тима Бёртона.
В одном сером-сером городе есть музей, посвящённый самоубийствам. Хозяйка музея питает надежду, что её детище послужит предостережением всем отчаявшимся и несчастным и поможет им передумать. Вместо этого чуть ли не все посетители музея находят в нём то, чего ищут: способ и решимость свести счёты с жизнью.
А теперь плохая новость: книга не переведена на русский. Настолько жаль, что не передать словами. Может, мне самой взять и перевести? Ну, по крайней мере, перечитывать я её точно буду.

3. Мой дедушка был вишней (Анджела Нанетти) ★★★
Одна из тех трогательных, добрых, человечных и простых историй, которые заставляют вас пару раз улыбнуться, пару раз взгрустнуть, а потом забываются.
Итальянская семья: мальчик, его родители, бабушки и дедушки (и домашняя гусыня). Кто-то умирает, кто-то ругается, кто-то ведёт себя возмутительно, кто-то его прощает, но в принципе все друг друга любят и вообще-то жизнь есть жизнь. Для детей младшего школьного возраста, пожалуй, неплохо.

4. Бог тревоги (Антон Секисов) ★★
Как по мне, такое не стоит называть литературой. Это скорее жанр сетевых баек, полушокирующих-полухвастливых былин о том, как “мы однажды тааак напились, что поехали в Питер, а там опять напились и таакоое творили! И встретили ещё того чувака, ну вы его все знаете, в той знаменитой группе ещё играет, ну и с ним напились тоже, а потом пошли все на набережную, и там напились ещё раз и подрались. Ах, Питер, Питер, почему же ты такой мрачный?”
В целом, напоминает тексты, которые пользовались популярностью в ЖЖ начала двухтысячных. Если вы ещё такого не читали, то может зайти на первый раз. Пара сотен страниц без особого сюжета о том, как автор-москвич, измученный невнятными терзаниями и смутными стремлениями, решает бросить всё и рвануть в Питер. И там… А впрочем, я уже выше написала. Дополнительную тошноту вызывает борзовато-развязный журналистский стиль.
Единственная польза, которую я вынесла из этой книги, - решение больше не читать такой современный “автофикшн”, пока ему не исполнится хотя бы пять-десять лет.

5. The Devil All the Time (Donald Ray Pollock) ★★★★
Американская глухомань 50-60-х годов. Мрак, грязь, цинизм, грубые нравы. Среди персонажей - семейная пара серийных убийц, проповедник-педофил, фанатик-живодёр и прочие, не менее отвратительные… гм… люди.
Вроде бы тягостная, беспросветная атмосфера, но при этом читается легко и интересно, и очень захватывает. Как будто рассматриваешь картины Босха. Это не просто жесть ради жести, чтобы пощекотать нервы, - нет, автору есть что сказать о человеческой натуре, и он говорит страстно, образно и выразительно.

6. Степь (Оксана Васякина) ★★
Ещё один образец современного российского автофикшна - бессюжетного, безысходного, унылого и бессмысленного. Героиня, взрослая женщина, встретившись после долгой разлуки со своим отцом, алкашом, мелким уркой и дальнобойщиком, путешествует вместе с ним через степь и по дороге вспоминает своё детство в 90-х. Детство было, простите, пиздец: папаша избивал мамашу, не просыхал, изредка брал дочку с собой на воровские сходки и пропадал по тюрьмам. Героиня же на протяжении всей книги пытается изобразить его таким заблудшим, но не совсем пропащим романтиком. Таким исконно-русским иванушкой-дурачком - дебиловатым и беспринципным, конечно, но зато глаза добрые-добрые.
Ну хз, мне показались крайне неприятными и сама героиня, и уж точно её отец. А приплетённые - явно для красоты и хоть какой-то литературности - выспреннии и напыщенные описания степи показались взятыми из не самых удачных школьных сочинений.
В отзывах к этой книге вижу множество восторгов тем, что “ооо, у меня тоже это было!”. Люди, очнитесь. У нас у всех “это” было - у всех, кто рос в 90-е. Это может быть фоном для книги, но сюжетом всей книги это быть, увы, не может.

Previous post Next post
Up