Дитя моря и звёзд. Семь

May 31, 2024 20:15


Семь

Труднее всего Стивену привыкнуть к тишине.

Он знает почему: они в вакууме. Их невидимые волшебные скафандры делают это незаметным, но за неосязаемым краем их силового поля воздуха нет. Скафандры позволяют общаться, посредством какого-то неведомого механизма передавая голоса людей, но звуки они не воспроизводят.

Проблема в том, что город не должен быть тихим. Он полон суеты и движения. Среди фигур, передвигающихся по улицам, есть даже люди.

В течение следующих дней Риииарр знакомит их с соседями. Ближайший из них - где-то в километре - робот, простой округлый цилиндр высотой примерно в метр, без видимых подвижных частей; судя по конструкции - родственник портмейстера, хотя Стивену не требуется предупреждения Ночной Волны, чтобы не спрашивать об этом. Ещё есть растение. Оно живёт на светлой стороне, в верхней части города, в здании, напоминающем теплицу, и представляет собой круглый пучок больших листьев метров в десять шириной. Оно предположительно разумно, хотя Стивен ни разу не слышал, чтобы оно разговаривало.

У робота есть план побега.



Ночная Волна находит слово “робот” ужасно смешным, потому что, похоже, не видит различий между людьми-машинами и теми, кого Стивен привык называть “людьми”. Но у робота нет имени, так что это слово остаётся за ним, по крайней мере, у Стивена в голове. Он попал на Снарл примерно тем же путём, что и Риииарр: что-то отказало в системе управления его корабля, и на остатке движущей силы он доставил робота к ближайшему объекту. Стивен не стал спрашивать, как давно это было.

Его план побега заключается в том, чтобы создать устройство, способное катапультировать его к ближайшей звезде. Эта звезда находится довольно близко, всего в паре световых лет отсюда; а это значит, путь займёт примерно сто тысяч лет.

- Серьёзно? - спрашивает Стивен.

- Это лучше, чем оставаться здесь, - отвечает робот.

У них с Ночной Волной завязывается невразумительный технический разговор о тяговом усилии. Стивен не следит за деталями, но похоже, что ни у одного из них в комплекте инструментов нет ничего, что помогло бы построить хоть подобие настоящего космического двигателя.

- Движение вблизи объекта - одно дело, - говорит робот. - А в открытом вакууме? Совсем другая музыка.

Он намеревается пролететь через удалённую звёздную систему, посылая сигнал бедствия в надежде, что кто-то услышит его и подберёт.

- Сожалею, что для вас это не подходит, - говорит робот. - Вы слишком тяжёлые. Плюс дыхание, пища и всё такое.

- Это безумие, - говорит Стивен Ночной Волне, как только они возвращаются домой. - Сто тысяч лет! Если он готов ждать так долго, почему бы не делать это здесь, где больше шансов, что тебя найдут!

- Потому что корабли же иногда сюда залетают, да? - отзывается Ночная Волна. - Ты прав. Это просто мечты, Стивен. Он никогда не улетит.

- Он как Риииарр, - вдруг добавляет Стивен. - Всё откладывает и откладывает свой план на потом, потому что это - единственное, что даёт ему силы жить…

- Именно.

Они движутся через район Города, целиком состоящий из наклонных столбов. Эти столбы расставлены без всякой видимой цели или системы, но иногда среди них попадаются узелки кубических зданий, из которых за их прогулкой равнодушно наблюдают трёхногие создания.

- Вы не сходите с ума, - говорит Стивен Ночной Волне. - Вы просто становитесь странными.

Ночная Волна мельком взглядывает на него.

- На какой выборке основано данное заключение?

- На достаточной, - бормочет Стивен.

- В принципе, ты не ошибаешься, - говорит она. - Это наш конструктивный недостаток.

Некоторое время они просто идут вперёд.

- Он не сможет, - говорит Ночная Волна наконец. - Это слишком похоже на смерть. Он не сможет заставить себя действительно прыгнуть.

Стивен вспоминает слова Риииарра: “Здесь все умирают, кто на это способен”. Его передёргивает.
____________________

Ещё есть зомби.

Белёк в целом невосприимчив к атмосфере отчаяния, царящей на Снарле. Она с удовольствием шныряет по пустым зданиям и исследует все странные закоулки и причудливые углы. Она зачарованно смотрит на Риииарра, и, стоит тому заглянуть к ним, неизменно наблюдает за ним, прячась у Стивена за спиной. К роботу она относится с безразличием; похоже, он просто не входит в круг её интересов, - связано ли это с его механическим происхождением или отсутствием подвижных частей и конечностей, Стивен так и не понял.

А вот зомби она явно недолюбливает, и Стивен не может её за это осуждать.

- Только представь, каково это, жить вечно, - говорит Ночная Волна. - И при этом в таком месте, где ничего никогда не происходит и ничто не имеет значения.

Они присели отдохнуть на краю площади, глядя на медленно бредущую мимо них толпу. Стивен покрепче прижимает к себе белька. Та смотрит вокруг со смесью упоения и ужаса.

- Они сумасшедшие? - спрашивает Стивен.

- Не о том спрашиваешь, - отзывается Ночная Волна. - Хорошо спроектированный разум не может сойти с ума. Но ему всё равно нужно упражняться. А эти делали одно и то же так долго, что им осталось лишь бесконечное повторение.

Один из трёхногих оказывается поблизости. Он медленно бредёт через площадь и останавливается на полпути, чтобы поглазеть на них. Потом поворачивается, идёт обратно и останавливается на полпути, чтобы поглазеть на них. Потом поворачивается и медленно бредёт через площадь…

- Они что, не устают? Не чувствуют голода? - спрашивает Стивен.

- Сон и приём пищи, вероятно, входят в привычную рутину, - отвечает Ночная Волна.

Они наблюдают ещё некоторое время.

- Думаю, я бы предпочёл умереть, - говорит Стивен.

- Ты и умрёшь, - отвечает Ночная Волна. Поймав на себе недовольный взгляд Стивена, она поясняет: - Твоё тело развивалось естественным путём, оно полно недостатков. Оно в конце концов откажет. Моё - нет.

До Стивена постепенно доходит ужас.

- Хочешь сказать… ты можешь со временем стать одной из этих? А она? - Белёк коротко скулит.

- Я могу, да, - безжизненно отвечает Ночная Волна. - А белёк… Не знаю. Её разум ещё не подвергся формированию, он до сих пор податлив.

Они сидят и смотрят на зомби.

- А что это вон тот делает? - говорит Стивен.

Один из трёхногих зомби стоит и смотрит на них, подобно многим другим, но при этом ведёт себя немного иначе. Он то и дело отводит взгляд, потом снова возвращает его к ним. Время от времени он делает несколько шажков вперёд.

- Не знаю, - говорит Ночная Волна. - И мне всё равно. Я хочу домой. Это место кошмар.

Когда они уходят, Стивен оглядывается. Одинокий наблюдатель неподвижно стоит и смотрит им вслед.
____________________

Риииарр время от времени заходит к ним поболтать. Несмотря на его непрекращающиеся кровожадные угрозы, Стивен постепенно понимает, что огромный хищник одинок и беспомощен.

Высоко над верхним городом возвышается башня. До верха добраться легко: Стивен ложится на землю и ставит ноги на стену башни, после чего низ для него меняется и дальше остаётся просто идти. Отсюда открывается отличный вид на Снарл: сплошные фиолетовые тени, блики и заброшенная, сюрреалистическая архитектура. Они сидят бок о бок на покатой крыше. На этот раз Стивен оставил белька дома с Ночной Волной.

- …добрая погоня, - говорит Риииарр. - Добыча убегала много дней. Она была умной и чуть было не ускользнула от меня, но никакая добыча не способна перехитрить мой блистательный ум. Она завела меня глубоко в лес, куда никто не забредает, потому что все боятся гигантских громовых птиц. Никто, кроме меня, не может противостоять их могучим крыльям, увенчанным острыми клинками, и даже для меня это лютая битва; но добыча прибежала прямо в их гнездо и укрылась между ног у огромного самца. Я, конечно же, последовал за ней и столкнулся нос к носу с разъярённой птицей…

Стивен перестаёт вслушиваться в остаток охотничьей истории Риииарра - честно говоря, не очень правдоподобной, - не забывая при этом вовремя кивать и издавать одобрительные звуки. К этому времени он понял, что, если продолжать подчёркивать, насколько слаба и ничтожна их троица по сравнению с Риииарром, тот держится спокойно и относительно дружелюбно. Конечно, сами его размеры внушают трепет, и Стивен не может не вздрагивать всякий раз, когда монстр делает резкое движение, но под дикой наружностью едва заметно, но отчётливо проступает цивилизованность, которая сводит на нет реальную угрозу. К тому же, Стивен постепенно проникается симпатией к гиганту.

- А кто построил город? - спрашивает он, когда тот заканчивает свой рассказ.

- Добыча, дичь, - пренебрежительно отвечает Риииарр. - Охотники не строят. Мы только убиваем.

- Зачем они его построили? - спрашивает Стивен. - Тут ведь никто не живёт.

Риииарр, поколебавшись, отвечает:

- Это покинутое логово. Однажды здесь была смерть. Больше нет.

- Сколько уже это место пустует?

- Дольше, чем моя жизнь, - отвечает тот. - Дольше, чем жизни всех, кого я знаю. Дольше, чем существуют такие, как я.

Он изучающе смотрит на Стивена из-под длинных ресниц и повторяет:

- Дольше, чем мой вид.

Он больше не говорит об убийствах. Это значит, что он расстроен. Стивену хочется узнать ещё, но ещё больше ему хочется сменить тему.

- Расскажи мне про свой вид, - просит он.

Монстр заметно оживляется.

- Мы известны повсюду, - говорит он. - Мы - Те, Кто Убивает. Эта галактика страшится одного звука нашего имени, а многие другие трепещут от нашей репутации! Наш мир с краю, на границе: это тихое место, мирное; охота там хороша, а добыча умна и коварна. Только величайшие из нас могут поймать её…

Он распространяется дальше, а Стивен тем временем смотрит на распростёртый перед ним Снарл. Он окидывает взглядом спираль, рог, состоящий из лоскутов города, весь залитый фиолетовым и ярко-синим светом. Снаружи рога - вселенная, пойманная в пурпурную паутину. Чистые белые звёзды вдалеке никогда ещё не казались такими желанными. Стивен вздыхает.

Следующая глава

Дитя моря и звёзд

Previous post Next post
Up