Язычник Лукиан об истоках столпничества

May 05, 2023 18:06





Православные статьи о происхождении подвига столпничества обыкновенно ограничиваются указанием на то, что этот подвиг появился и имел популярность в Сирии. Уже у преподобного Ефрема Сирина упоминается отшельник, избравший себе этот подвиг. Однако популярным он становится в V веке, когда его прославляет своим примером Симеон Столпник.

Но как сирийским отшельникам могла прийти в голову мысль о таком странном образе подвижничества? И почему именно сирийским отшельникам?

Ответ находим в неожиданном месте - в трактате II « О сирийской богине» язычника Лукиана*.



«Воздвигнутый на холме, который находится в самой середине города, храм окружен двойными стенами, из которых одна сооружена в древности, а другая - незадолго до нашего времени. Пропилеи храма повернуты в сторону северного ветра, высота их около ста саженей. В этих-то пропилеях и стоят фаллы высотой в тридцать саженей, сооруженные Дионисом. На один из этих фаллов два раза в год влезает человек и остается на его вершине в течение семи дней. Большинство объясняет такой обычай тем, что этот человек со своей высоты вступает в близкое общение с богами и испрашивает у них блага для всей Сирии. Благодаря этому боги внимают его мольбам с более близкого расстояния. Другие же думают, что это делается в честь Девкалиона и в память о потопе, когда люди спасались от воды на горах и на вершинах деревьев. Мне это последнее представляется мало вероятным; я думаю, что и этот обряд совершается в честь Диониса. Мое мнение подтверждается тем, что при посвящении фаллов Дионису, как известно, ставят на них человеческие фигурки из дерева; зачем это делается, я не могу объяснить, но мне кажется, что человек, влезающий на фалл, подражает этим деревянным человечкам. Взбирается же этот человек следующим образом. Обвязав себя и фалл небольшой веревкой, он постепенно поднимается по выступам фалла, на которые легко можно опереться кончиком ноги. По мере того как человек поднимается, он подтягивает к себе с обеих сторон веревку вроде того, как это делают возницы, натягивая вожжи. Если же кто-нибудь не видел, как это делается, но видел людей, взлезающих на пальмы в Аравии, Египте или в другой стране, тот поймет, о чем я говорю. Поднявшись наверх, человек спускает вниз другую, длинную веревку, заранее припасенную, и на ней подтягивает все, что ему нужно: дерево, одежды, орудия. С их помощью он устраивает себе шалаш, где и сидит, оставаясь на фалле в течение упомянутого числа дней. Многие приносят ему золото, серебро и медь, оставляют их в ящике неподалеку от него и, сказав свое имя, уходят. Человек, стоящий внизу, сообщает имена жертвующих верхнему, и тот творит за каждого молитву. Молясь, он ударяет в медный инструмент; приведенный в движение, он издает громкий и резкий звук. Человек этот совсем не спит; если же дремота одолеет его, то к нему влезает скорпион, пробуждает его и причиняет ему нестерпимую боль, - и это ему наказание за сон. Вот какое святое и благочестивое предание существует о скорпионе, но насколько оно достоверно, я не могу сказать. Мне лично кажется, что этому человеку мешает заснуть главным образом страх перед падением». (28-29)

Речь идёт об одной из форм поклонения богине-матери, или матери богов, которая под разными именами (Кибела, Астарта, Рея, Гера, Афродита и др.) почиталась по всех Римской Империи.



Изображение «божественной матери» на оборотной стороне древнеримской монеты.

Во времена апостольской проповеди центром поклонения (с 204 года до нашей эры) был Рим. Верховной жрицей культа почиталась жена императора. Кроме того, один из центров поклонения Кибеле был Тарс Киликийский - родной город апостола Павла. Во время миссионерских путешествий Павел конечно же не однажды сталкивался с членами этого культа.

Для иудеев и иудеохристиан Рима этот культ воплощал самые ужасные глубины язычества. Ведь его сопровождали культовые оргии мужчин со жрицами и так называемыми «галли»: поклонниками Кибелы, которые оскопляли себя, странным образом рассчитывая на то, что жертва продолжением рода может даровать личное бессмертие.

«Ибо есть скопцы, которые из чрева матернего родились так; и есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царства Небесного». Матфея 19:12

Об оскоплении Лукиан рассказывает так:

«В установленные дни толпа собирается в святилище, чтобы присутствовать при оргиях: множество галлов и священнослужителей, которых я уже назвал, справляют оргии, причем режут себе руки и бьют друг друга по спинам. Находящиеся тут же многочисленные музыканты играют на флейтах, бьют в тимпаны и поют боговдохновенные священные песни. Все это происходит вне храма, и никто из участников оргий в него не вступает.

В эти дни многие становятся галлами. В то время, как одни играют на флейтах и справляют оргии, на многих уже находит безумие, и, хотя пришли они сюда только как на зрелище, начинают делать следующее, - расскажу и о том, что они делают: юноша, которому надлежит совершить это, с громким криком сбрасывает свои одежды, выходит на середину и выхватывает меч; мечи эти постоянно находятся там, как я думаю, для этих целей. Оскопив себя мечом, юноша носится по всему городу, держа в руках то, что он отсек. И в какой бы дом он ни забросил это, оттуда он получает женские одежды и украшения. Вот все, что совершается во время оскопления.»

Когда апостол Павел в 1 главе к Римлянам описывает ужасные последствия для самих язычников обращения в идолопоклонство, то в воображении его адресатов вставала вполне конкретная картина поклонения Кибеле. В самом деле поклонники культа оскверняли тела оргиями, которые происходили в форме «противоестественного» употребления собственной сексуальности, под которой иудеи и иудеохристиане 1 века понимали такую растрату мужского семени, которая заведомо не может вести к зачатию вне зависимости от того гомо- или гетеросексуальный это акт**. Заправляли культом жрицы. Именно поэтому Павел не характерно для патриархальной культуры и Библейских традиций упоминает женщин, притом даже раньше, чем мужчин. А вот уродовали свои тела оскоплением и лишали себя продолжения рода мужчины. Поэтому говоря о наказании самих себя Павел упоминает только мужчин Римлянам 1:27).

Первые века христианства вообще проходили в контексте противоязыческой проповеди. И проповедь эта происходила не только словом, но и делом. Вспомните миссионрско-контрязыческие мотивы установления даты празднования Рождества Христова! Подвиг столпничества, помимо того, что являлся аскетическим упражнением, тоже был противоязыческим миссионерским актом. Христианские подвижники взяли внешнюю форму традиции, которая пользовалась уважением у местных язычников, вложили в неё христианское содержание и использовали для распространения христианства.

«Столпничество - это особый вид подвижничества, который включает в себя несколько подвигов. Это юродство (выглядит странно и безумно), отшельничество (столпник на столпе один), мученичество в подражание Христу (находится на некоем возвышении, на жаре, под дождем и так далее) и миссионерство (его все видят)». (Журнал «Фома»)

___
* Традиционно авторство приписывается Лукиану Самосатскому, но некоторые исследователи это оспаривают.

** Уже поздние читатели спроецировали на текст собственные предубеждения и истолковали «противоестественность» в Римлянам 1 гл. в духе гомофобии.

Previous post Next post
Up