Ранее я
знакомил читателей с одноимённой публикацией. Но то была версия для личного блога. Более полная и откровенная, с оценочным суждениями. Сегодня для сравнения выкладываю текст, который ушёл в печать: опубликован в литовском русскоязычном издании «
Экспресс-неделя» (№14 от 6 апреля 2023 года). Возможно читателю будет интересно, как каноны журналистики (и учёт аудитории - не без этого!) влияют на обработку материала.
Хочу ещё заметить, что главным спикером со стороны Константинопольского патриархата в первой редакции у меня был протоиерей Владимир Селявко. Однако главред попросила заменить его на кого-то иного. Так что в итоговой версии главный спикер бывший секретарь Виленской епархии РПЦ, а теперь клирик Вселенского патриархата протоиерей Виталий Моцкус.
Перед выходом публикации я уехал. Когда вернулся, номера были уже раскуплены. Так что удалось добыть экземпляр для «порфолио» только недавно (фото прилагаются).
___
Во время визита в Литву 20-22 марта 2023 года Константинопольский патриарх Варфоломей I подтвердил намерение создать здесь каноническую структуру своей кафедры. Накануне он восстановил в сане пятерых священников, которые были низвержены из него митрополитом Виленско-Литовской епархии Русской Православной Церкви (РПЦ) Иннокентием (Васильевым). Что происходит с Литовским православием? Попробуем разобраться.
НЕ СОЗДАНИЕ, А ВОССОЗДАНИЕ Литовско-Виленская епархия Российской Церкви учреждена в 1839 году, когда на соборе в Полоцке униатские епископы решили воссоединиться с православием. Литовские земли тогда были частью Российской Империи. Поэтому униатские приходы перешли в подчинение Московскому православию.
Впервые, однако, Литовская митрополия упоминается в списках Росписей епархиям Константинопольского престола, составленных при императоре Андронике II Палеологе (1282-1327 годы). Литовское православие с конца XIII - начала XIV века было под каноническим омофором Константинополя. Поэтому уместнее говорить о воссоздании структур Константинопольского патриархата (КП) на территории Литвы.
На Киевскую кафедру, в подчинение которой была передана Литовская епископия, иногда утверждались ставленники московского царя. Но до 1448 года, когда собор русских епископов самочинно избрал «митрополитом на всю Русь» Рязанского епископа Иону, само Московское православие находилось в подчинении Константинопольского патриархата. После учреждения в Москве патриаршества и в синодальный период Русской церкви шла борьба за власть над литовскими землями между Московской и Константинопольской кафедрами.
Между тем, сосуществование на одной политической территории разных юрисдикцией - практика православию известная. Так, в Германии одновременно присутствуют: Берлинская и Германская епархия РПЦ, Берлинская и Германская епархия РПЦЗ, Греческая митрополия Германии Константинопольского патриархата, Митрополия Германии Антиохийского патриархата.
НУЖЕН ЛИ ВСЕЛЕНСКИЙ ПАТРИАРХАТ В ЛИТВЕ? В апреле минувшего года Литовская епархия РПЦ провела крестный ход «за единство православной церкви в Литве», который собрал несколько сотен (по анализу аэрофотосъемки, опубликованной на сайте епархии) верующих со всей страны. В мае епархия организовала сбор подписей под письмом, в котором возможное появление структур иной поместной церкви именуется расколом. В письме, переданном президенту Гитанасу Науседе. говорится: «Обращаемся к общественности и властям с просьбой сделать все, чтобы не допустить нагнетания религиозной и межнациональной вражды».
Бывший секретарь Виленско-Литовской епархии РПЦ протоиерей Виталий Моцкус из числа священников, извергнутых из сана указом митрополита Иннокентия, а затем восстановленных Константинопольским патриархом и перешедших в Константинопольский патриархат. Он считает, что появление альтернативной юрисдикции не привело к расколу, а смягчило последствия уже возникшего, предоставив альтернативу литургической жизни для тех, кто не смог примирить совесть с принадлежностью к поместной Церкви, официально поддерживающей российское вторжение в Украину.
Протоиерей Виталий Моцкус, бывший канцлер Виленско-Литовской епархии РПЦ, бывший настоятель Пятницкой церкви
Литовская епархия тоже понимает трудное положение, в котором оказались верующие, осудившие российскую агрессию, в особенности - украинские беженцы. На пресс-конференции 30 марта епархия анонсировала создание на базе храма Пятницкой церкви в Вильнюсе «украинского» прихода, в котором будет разрешено не поминать патриарха Кирилла как «великого господина и отца», а также вносить в молитву об Украине прошение о победе украинского воинства.
Ранее, говоря о причинах низложения пятерых священников, епархия поясняла: «Церковный суд рассматривал деяния вышеупомянутых клириков исключительно в плоскости церковно-канонического права, и Литовская Православная Церковь это с самого начала подчеркивала. Антивоенная позиция бывших священников никак не отразилась на принятом решении. Более того - их отношение к войне ничем не отличается от позиции Литовской Православной Церкви. Бывшим клирикам прекрасно известно, что Литовская Православная Церковь осудила агрессию и войну против Украины».
Виталий Моцкус вспоминает, что был автором некоторых формулировок антивоенных заявлений епархии. Он рассказывает, что принимались они с большим сопротивлением внутри и под общественным давлением извне, что митрополиту Иннокентию пришлось успокаивать «своих»: мол, это для успокоения «внешних». Кроме того, Виталий отмечает, что осудить войну, еще не значит осудить действия патриарха и Церкви, от имени которой он выступает. «А скрывать в качестве исключения от слуха украинских беженцев отношение епархии к Кириллу как к «великому господину и отцу», - все равно что заверять в дружбе, припрятав камень за пазухой». Также никуда не исчез факт, что епархия продолжает быть структурной частью организации, которая, по мнению отца Виталия, преступна.
Беженка из Чернигова Елена - одна из спикеров упомянутой пресс-конференции - поделилась, что ее огорчают высказывания патриарха Кирилла и российского духовенства. Но в Литовской епархии она встретила по-настоящему искреннее сочувствие и помощь. Этого для нее достаточно, чтобы не обращать внимание на каноническую принадлежность. Она, однако, продолжает считать братьями и сестрами во Христе тех, совести которых этого мало, и кто нашел духовный приют поэтому в приходах КП.
РАСКОЛ ИЛИ АЛЬТЕРНАТИВА? Литовская епархия РПЦ не признала восстановление в сане священников: «Согласно церковным канонам, извергнутые из священного сана клирики не подлежат восстановлению и рукоположению. Кроме того, процедура церковного суда начинается и заканчивается внутри той Поместной Церкви, к которой принадлежит подсудимый… Бывшие клирики были извергнуты из священного сана за совершения ряда конкретных тяжких церковных преступлений».
Восстановленные в сане отцы парируют, что воспользовались нормой 9-го правила Четвертого Вселенского собора, позволяющей по желанию истца апеллировать к Константинопольской кафедре в тяжбах со своими архиереями.
Константинопольский патриархат в вердикте ссылается на принцип, который не отрицают канонисты РПЦ: «Приговоры суда о лишении священного сана, признанные Высшим Церковным Судом неправильными по существу или по форме, подлежат пересмотру и могут быть отменены за признанием их недействительными» (Православная энциклопедии под общей редакцией патриарха Московского). Он не вернул благодать священства, а признал недействительным лишение ее, поскольку осуждение «не исходило из церковных критериев».
Виталий Моцкус поясняет, что Константинополю была передана вся переписка с судом. Константинополь заключил, что осуждение было несправедливым и сопровождалось процессуальными нарушениями. Так, в ответ на просьбу конкретизировать обвинения, чтобы подготовиться к защите, обвиняемые получили ответ: «Суд это не место для дискуссий. Это место покаяния». А митрополичий указ о низвержении из сана подписан тем же числом, которым датирован приговор суда. Хотя согласно «Положению о церковном суде РПЦ» «решения епархиального суда… утверждаются епархиальным архиереем не ранее, чем через пятнадцать рабочих дней со дня их принятия».
Константинопольская кафедра сослалась также на канонические традиции, которые разрешают ей принимать иереев без отпускной грамоты прежнего архиерея. Как об этом пишет канонист и Антиохийский патриарх Федор Вальсамон: «Одному константинопольскому патриарху предоставляется принимать чужих клириков и без увольнительной грамоты рукоположившего их».
В публикациях со стороны РПЦ утверждается, что правила, на которые ссылаются перешедшие в КП отцы, подразумевают согласие на суд Константинопольской кафедры обеих сторон, поэтому вмешательство КП неправомерно.
ПРАВОСЛАВНЫЙ «КОНКОРДАТ»? Соглашение между правительством Литвы и Вселенским патриархатом обеспокоило общественность тем, что может нарушать принцип светскости государства и создавать ситуацию правового конфессионального неравенства.
Советник патриарха Кирилла протоиерей Николай Балашов сравнил соглашение с католической практикой церковно-государственных договоров - конкордатов. Он полагает, что в Литве недостаточно прихожан, которые могут обеспечить существование приходов КП, и «при помощи этого документа патриарх надеется обеспечить дальнейшую поддержку... учреждаемого им... экзархата за счет налогоплательщиков страны».
Протоиерей Виталий Моцкус поясняет, что документ не устанавливает привилегированного положения КП и не предполагает иной поддержки, помимо той, которая определена Литовским законодательством для всех традиционных религий. В тексте оговаривается, что стороны намерены расширять сотрудничество в рамках Литовского законодательства. Единственная помощь от государства - позволение служить в помещениях, находящихся в его собственности.
На вопрос, не собирается ли КП оспорить принадлежность зданий епархии РПЦ, собеседник заверил, что такие действия повредили бы самому КП, подтвердив обвинения в его адрес. По словам протоиерея Виталия, сейчас общины КП используют помещения на условиях аренды. Когда окрепнут - будут возводить собственные.
ЛИТОВСКАЯ ЕПАРХИЯ НА ПУТИ К САМОУПРАВЛЕНИЮ Весной минувшего года Литовская епархия инициировала процесс получения статуса самоуправляемой церкви. Священным Синодом РПЦ 27 мая 2022 года учреждена комиссия, которая занимается этим вопросом. Настаивая на своей фактической независимости от Москвы, епархия поясняет: «Принципиальная позиция Литовской Православной Церкви заключается в том, что церковный статус должен быть приведен в соответствие с реальным положением вещей». «Речь идет об особом статусе Церкви, близком к автономии», - уточняет пресс-служба.
Согласно главе XII «Устава РПЦ» самоуправляемые церкви имеют собственный Собор и Синод, который может избирать предстоятеля и архиереев из числа кандидатов, утвержденных Московским патриархом и Священным Синодом РПЦ. При этом решения Поместного и Архиерейского Соборов и Священного Синода РПЦ для самоуправляемой церкви являются обязательными, а высшей судебной инстанцией является суд Архиерейского Собора РПЦ.
Права и обязательства самоуправляемой церкви, однако, могут быть как расширены, так и ограничены патриаршим томосом.
Олег НАГОРНЫЙ