Что происходит с Литовским православием? (версия не для печати)

Mar 31, 2023 18:20


Писал давеча для Литовского русскоязычного издания «Экспресс-неделя» одноименную заголовку статью. Но журналистская этика, политика редакции и заданный объем не позволяют выражаться так же детально и откровенно, как это позволяет личный блог. А копнул глубоко, материала собрал немеряно и кое-какие аналитически мыслишки невольно посещают... Поэтому прошу текст ниже не воспринимать как формат для СМИ. Хотя в основе его одна из первых редакций того, что ушло в печать. Но редакция более откровенная, оценочная и дополненная. «Букафф» будет много. Так что пропускайте подзаголовки, которые не интересны.

* * *

Во время визита в Литву 20-22 марта 2023 года Константинопольский патриарх Варфоломей I подтвердил намерение создать здесь каноническую структуру Вселенской кафедры. Не задолго до этого он восстановил в сане пятерых местных священников, которые были низвержены из него митрополитом Виленско-Литовской епархии Русской Православной Церкви (РПЦ) Иннокентием (Васильевым). Что происходит с Литовским православием? Попробуем разобраться.

НЕ СОЗДАНИЕ, А ВОССОЗДАНИЕ



Пятницкую церковь хронисты 17 века называют первым каменным храмом истинного Бога, воздвигнутым в литовской столице и земле. А первая деревянная Пятницкая церковь построена в Вильнюсе в 1345 году. Под Константинопольским омофором.

Литовско-Виленская епархия Российской Церкви учреждена в 1839 году, когда на соборе в Полоцке униатскими епископами было принято решение о воссоединении с православием. После разделов Речи Посполитой (Республики Двух Народов) Литовские земли стали частью Российской Империи. Потому униатские приходы перешли в подчинение Московскому православию.



Тем не менее известно, что казнённые в 1347 году виленские мученики Антоний, Иоанн и Евстафий изначально были погребены при храме святителя Николая, который существовал как минимум со времен великого князя Гедемина. Впервые Литовская митрополия упоминается в нескольких списках Росписей епархиям Константинопольского престола, составленных при императоре Андронике II Палеологе (1282-1327 годы).

Таким образом, Литовское православие изначально было под каноническим омофором Константинополя: с конца XIII - начала XIV века. Поэтому уместнее говорить о воссоздании структур Константинопольского патриархата на территории Литвы.

Иногда на Киевскую кафедру, в подчинение которой была передана Литовская епископия, утверждались ставленники московского царя. Но до 1448 года, когда собор русских епископов самочинно избрал «митрополитом на всю Русь» Рязанского епископа Иону, само Московское православие находилось в подчинении Константинопольского патриархата. После учреждения в Москве патриаршества и в синодальный период истории Русской церкви шла сложная запутанная борьба за власть над литовскими землями между Московской и Константинопольской кафедрами.

Сегодня литовским верующим предлагается выбор между двумя сосуществующими юрисдикциями. Такая практика не нова. В Германии, например, одновременно сосуществуют: Берлинская и Германская епархия РПЦ, Берлинская и Германская епархия РПЦЗ, Греческая митрополия Германии Константинопольского патриархата, Митрополия Германии Антиохийского патриархата.

Вопрос идеологам РПЦ: сосуществание в Германии приходов РПЦ РПЦЗ, КПЦ и АПЦ знаменует ли собой раскол, разделение «единого Тела Церкви»?

ЗАЧЕМ ВСЕЛЕНСКИЙ ПАТРИАРХАТ В ЛИТВЕ?



Православные белорусы на встрече с Патриархом Константинопольским в Литве.

Восстановленный в сане в юрисдикции Константинопольского патриархата протоиерей Владимир Селявко поясняет мотивы, побудившие искать альтернативу: «Если кратко, то идеологическая накаченность РПЦ, откровенное участие в войне против Украины со стороны патриарха и замалчивание голосов священников, которые это критиковали, сделали пребывание в РПЦ невозможным. Слишком глубокий был конфликт с совестью».

С конфликтом совести столкнулись и миряне, оказавшиеся в моральном подполье в поместной Церкви, официально поддерживающей войну. Тяжелее всего в храмах Московского патриархата, пожалуй, чувствуют себя беженцы из Украины, вынужденные соучаствовать в воспевании патриарха Кирилла как «великого господина и отца». В то время как на их Родине даже находящаяся в Московской юрисдикции Украинская Православная Церковь прекратила его поминовение.

Приход Константинопольского патриархата в Литву создал каноническую альтернативу для литургический жизни православных, чувствующих конфликт с совестью в храмах РПЦ.

Виленско-Литовская епархия РПЦ отрицает, что мотивом поиска альтернативной юрисдикции мог быть конфликт с совестью: «Церковный суд рассматривал деяния вышеупомянутых клириков исключительно в плоскости церковно-канонического права, и Литовская Православная Церковь это с самого начала подчеркивала. Антивоенная позиция бывших священников никак не отразилась на принятом решении. Более того - их отношение к войне ничем не отличается от позиции Литовской Православной Церкви. Бывшим клирикам прекрасно известно, что Литовская Православная Церковь осудила агрессию и войну против Украины уже на следующий день после ее начала - 25 февраля 2022 года. В марте и апреле прошлого года митрополит Иннокентий выступил с официальными заявлениями по этому поводу... Нападение на Украину было осуждено на всех уровнях - священноначалия, духовенства и мирян. Соответствующие обращения с тысячами подписей были переданы президенту Литовской Республики. Полную поддержку позиции священноначалия выразило также Всеобщее собрание Литовской Православной Церкви».

На пресс-коференции 30 марта Литовская епархия РПЦ сделала еще один шаг, чтобы избежать оттока украинских беженцев и антивоенно настроенных прихожан в приходы КП: она анонсировала создание «украинского» прихода на базе храма Параскевы Пятницы в Вильнюсе. Служить на украинском языке там будет священник из Харькова. Ему разрешено не поминать патриарха и даже редактировать текст молитвы об Украине, добавляя прошения о защитниках ее и победе. Однако в других приходах епархии такие порывы запрещены под страхом прещения.

Протоиерей КП Владимир Селявко возражает, что суть конфликта - в обличении соучастия в войне именно патриарха Кирилла, который представляя голос всей РПЦ поддерживает и нравственно ее оправдывает: «В отношении «совпадения позиции епархии и пятерых священников касательно войны в Украине» - откровенное лукавство. Они осудили войну, но не осудили высказывание патриарха Кирилла. Их заявление говорит лишь о том, что митрополит имеет другую точку зрения, отличающуюся от точки зрения патриарха Кирилла. «Разные точки зрения» могут быть в отношении философских концепций или еще чего, не очень принципиального, а тут военное преступление против Украины и всего человечества, в котором принимает участие глава РПЦ. Фраза митр. Иннокентия «у нас разные точки зрения» в контексте войны, совершенно ни о чем. И нас они стали репрессировать именно за критику патриарха и нежелание замалчивать его преступление».

Ныне протоиерей КП, а ранее клирик и секретарь Виленской епархии РПЦ Виталий Моцкус вспоминает, что был автором некоторых формулировок антивоенных заявлений епархии. Он рассказывает, что принимались они с большим сопротивлением внутри и под общественным давлением извне, что до последнего митрополит не хотел упоминать в заявлениях Россию, обойтись какими-нибудь более обтекаемыми формулировками, что митрополиту Иннокентию пришлось успокаивать «своих»: мол, это только для успокоения «внешних». Кроме того, Виталий отмечает, что осудить войну, еще не значит осудить действия патриарха и Церкви, от имени которой он выступает. «А скрывать в качестве исключения от слуха украинских беженцев отношение епархии к Кириллу как к «великому господину и отцу», - все равно что заверять в дружбе, припрятав камень за пазухой». Также никуда не исчез факт, что епархия продолжает быть структурной частью организации, которая, по мнению отца Виталия, преступна.

РАСКОЛ ИЛИ КАНОНИЧЕСКАЯ АЛЬТЕРНАТИВА?



Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и патриарх Константинопольский Варфоломей на встрече в Стамбуле, 31 августа 2018 года.

Я не буду очередной раз воспроизводить тут хронологию начала репрессий против низложенных и оправданных отцов, перешедших в юрисдикцию КП. Мое расследование событий близко к тому пониманию, которое изложено в публикации: «Семеро смелых. Православные священники Литвы - против войны в Украине».

Дополню лишь некоторыми деталями и событиями, случившимися после написания той публикации.

Когда Московский патриархат в лице патриарха Кирилла не только не осудил, но и поддержал Российское вторжение, на это остро отреагировали некоторые местные приходские общины (особенно национальные) и их священники. Несколько священников обратились к митрополиту с просьбой разрешить не поминать патриарха, либо удовлетворить поданное тогда же прошение о выводе за штат. Изначально митрополит Иннокентий был настроен на компромисс. После пастырского совещания с его благословения не поминать патриарха на территории своего храма получили два священника. Однако через несколько недель их прошение о выводе за штат внезапно удовлетворили, призвав к покаянию.

Вместе с ними от должностей отстранили протоиерея Виталия Моцкуса - благочинного вильнюсской епархии, настоятеля Пречистенского собора, секретаря епархиальной комиссии, - который прошения о выводе за штат не писал и придерживался дисциплины, продолжая поминать патриарха, но на пастырском совещании поддержал идею, что в данных обстоятельствах следует от поминовения отказаться.

Должности Виталия Моцкуса получил Амвросий, епископ Тракайский. Он же стал основным обвинителем отцов в непослушании правящему архиерею, подготовке раскола и прочих вещах, которые перечисляются в заявлениях на сайте епархии, но не уточняются конкретными действиями или высказываниями, которые показались Виленской епархии преступными. Даже на мой журналистский запрос по этому поводу епархия конкретизировать «преступления» своих бывших клириков не стала, отписав, что все что ни хотели сказать, сказано в заявлениях на сайте.

Аналитики прочили Амвросию Тракайскому должность нового митрополита Литовского после того, как Иннокентий в связи с 75-летием подаст прошение о почислении на покой. Однако прошение митрополита Иннокентия не удовлетворили, продлив пребывание на кафедре. А епископ Амвросий начал лишаться полученных должностей. Чем это вызвано доподлинно неизвестно.

Хронологически можно предположить, что изменение компромиссной позиции, которой держался митрополит Иннокентий (и которая соответствует в целом его характеру и манере ведения дел, о которой свидетельствуют знающего его отцы) связана с учреждением в РПЦ 24 марта 2022 года «Управления Московской Патриархии по делам епархий в странах ближнего зарубежья». Возможно проводником политики устрашения нового управления и стал епископ Амвросий. Однако и Москва, и Иннокентий разочаровались в нем, убедившись, что Амвросий не справился с задачей и потерял контроль над ситуацией.

Прелюбопытно, что в судилище над отцами Амвросий сочетал и функцию обвинителя, и должность председателя суда, на которую его аккурат накануне назначили вместо протоиерея Владимира Синицына. На просьбу обвиняемых хотя бы в этом процессе заменить председательствующего, ибо как рассчитывать на объективность, если судит чуть ли не самый (а может и самый) активный обвинитель, митрополит Иннокентий ответствовал, что в этом нет нужды, ибо владыке Амвросию он вполне доверяет.

Так незаметно мы подступились к вопросу о правосудности извержения из сана.

Виленско-Литовская епархия РПЦ так объясняет, почему не признала восстановление в сане низложенных священников аппеляционным судом Константинопольского патриархата: «Согласно церковным канонам, извергнутые из священного сана клирики не подлежат восстановлению и рукоположению. Кроме того, процедура церковного суда начинается и заканчивается внутри той Поместной Церкви, к которой принадлежит подсудимый».

Восстановленные в сане отцы парируют, что в своей тяжбе с митрополитом воспользовались нормой 9-го правила Четвертого Вселенского собора, который установил за Константинопольской кафедрой роль третейского суда: «...A если епископ или клирик имеет разногласия с митрополитом этой области, то пусть обращается или к экзарху диоцеза, или к престолу царствующего Константинополя и судится перед ним». То есть, каноны позволяют истцу на свое усмотрение подать жалобу на правящего архиерея патриарху Константинопольскому.

Константинопольский патриархат не оспаривает, что «извержение из священного сана является не дисциплинарным, а мистическим актом, он окончателен и бесповоротен». Он даже не входит в дискуссию по этому поводу. Ибо руководствуется соображением, которое, в свою очередь, не отрицают канонисты РПЦ: «Приговоры суда о лишении священного сана, признанные Высшим Церковным Судом неправильными по существу или по форме, подлежат пересмотру и могут быть отменены за признанием их недействительными» (Извержение из сана // Православная энциклопедии под общей редакцией патриарха Московского).

Константинопольский патриархат по сути не вернул благодать священства, а признал недействительным лишение ее, ссылаясь на то, что осуждение «не исходило из церковных критериев» (из официального заявления Вселенского патриархата).

Виталий Моцкус поясняет, что Константинополю была передана вся переписка с судом епархии. Константинополь заключил, что осуждение было несправедливым и сопровождалось процессуальными нарушениями. Например, в ответ на просьбу конкретизировать обвинения, чтобы подготовиться к защите, обвиняемые получили ответ: «Суд это не место для дискуссий. Это место покаяния». (После этого, кстати, они окончательно поняли, что их уже назначили виновными, а потому тратить время на присуствие на этом спектакле бессмысленно.)

«Никаких обвинений с доказательствами, кроме общих лозунгов никто так и не предоставил. Говорят, что на суде были какие-то свидетели из числа духовенства - могу лишь сказать, что это лжесвидетельства, но даже их нам заранее не предоставили, как не предоставили и конкретных обвинений. Это был не суд, а расправа, чтоб и других напугать», - подтверждает протоиерей Владимир Селявко.

Попытки добиться в контексте журналистского запроса хотя бы одного-двух примеров конкретных преступных деяний или высказываний отцов, а также понять какие именно действия их, когда они уже были запрещены в служении, побудили сие наказание заменить на извержение из сана, уперлись в стену епархиального «священномолчания».

Некоторую тайну «свидетельских показаний» приоткрыл протоиерей Виталий Моцкус. По дошедшим до него сведениям, ему в вину ставились регулярные беседы с прихожанами, в который он касался иногда и вопросов истории Церкви, упоминая в числе прочих и Константинопольскую церковь. Это, видимо, подавалось так, что таким хитрым образом он психологически готовил прихожан к приходу Константинопольского патриархата...

Признаться, когда я прочел на официальном сайте епархии: «Их деятельность была подробно рассмотрена церковным судом, который подтвердил следующие факты... Каждый из пунктов этого списка подтвержден конкретными действиями и публичными высказываниями бывших клириков, а также свидетельскими показаниями», то ожидал, что будет легко получить примеры конкретных проступков и высказываний. Но «твердо доказанные» обвинения растекались как песок сквозь пальцы журналистской проверки.

Чтобы не быть голословным. Попытки воплотить обвинительные лозунги во что-то конкретное и наглядное для недоумевающих мирян епархия предприняла в газете «Православная Литва». В выпуске №7 за март 2023 года в статье: «О «восстановлении» извергнутых из священного сана бывших клириков» (по моим данным, авторства зам. главреда епископа Амвросия; публикация продублирована на сайте епархии) читаем: «О глубине духовного падения бывшего канцлера и настоятеля столичного кафедрального собора Виталия Моцкуса говорит и его участие в низкопробном телешоу «Какаду» (LNK), где он под улюлюканье ведущих на полном серьезе заявил о намерении священноначалия Виленско-Литовской епархии передать литовские храмы и прочую недвижимость… Москве. Комментарии, как говорится, излишни».

Но, комментарии не излишни. Упомянутое шоу специализируется на юмористических интервью, наподобие «Вечернего Урганта». Поэтому прежде чем утверждать, что кто-то там что-то высказал на полном серьезе, нужно трижды подумать. Во-вторых, выясняется, что Виталия Моцкуса тогда спросили, если сейчас храмы из собственности их общин Литовская епархия хочет получить в свою собственность, не может ли она в дальнейшем передать их в собственность Московской патриархии. (Так епархия, видимо, превентивно пытается спасти приходы вместе с храмами от перехода в КП.) Отец Виталий ответствовал, что не знает, можно ли это по Литовскому законодательству. Ему сказали, что можно. Тогда он сказал, что раз так, то такое возможно. Вот как выглядит оригинальное событие, которое в пересказе епархии превращается в облеченное в желчную лексику обвинение: «он под улюлюканье ведущих на полном серьезе заявил о намерении священноначалия Виленско-Литовской епархии передать литовские храмы и прочую недвижимость… Москве». Вот теперь комментарии излишни!

Итак, отцы в апелляции воспользовались каноническими нормами; процессуальные нарушения суда над ними «по форме» легко подтверждаются документально; обвинения по сути епархия не в состоянии конкретизировать во что-то, выдерживающее хотя бы журналистскую проверку; Константинопольскому патриархату была передана вся переписка обвиняемых с судом епархии и другие касающиеся дела материалы - он не был введен в заблуждение (как пишется в заявлениях епархии), а самостоятельно рассматривал дело в течение нескольких месяцев прежде, чем вынести вердикт.

Принимая восстановленных в свою юрисдикцию без отпускной грамоты, Константинопольский патриарх сослался на канонические традиции, которые хотя не разрешают принимать священников без разрешения прежнего архиерея, однако делают исключение для Константинопольской кафедры. Как об этом пишет в комментарии к 10-му правилу Седьмого Вселенского собора выдающийся канонист и Антиохийский патриарх Федор Вальсамон: «Одному константинопольскому патриарху предоставляется принимать чужих клириков и без увольнительной грамоты рукоположившего их».

В публикациях со стороны РПЦ есть, конечно, брюзжания на тему, что апелляция не правомочна, ибо нормы, на которые ссылаются отцы, предполагают согласие обоих сторон. Понятно, что у 9-го правила Халкидонского собора не было бы вообще смысла, если бы наряду с желанием истца требовалось согласие ответчика. Ведь смысл третейского суда в том, чтобы «разруливать» ситуации, когда истец сомневается в объективности, не коррумпированности местного суда. Ну а какой ответчик даст согласие на рассмотрение дела третейским судом, когда знает, что с местным патриархом у него «все на мази» и тут он точно выиграет, а выиграет ли в суде независимом - большой вопрос!

Или фантазия на тему, что речь о споре первой инстанции, а не об апелляции. Что абсурдно. Ибо если есть необходимость жаловаться на митрополита выше, уже ясно, что спор прошел разбирательство на епархиальном уровне и закончился не в пользу истца. Это же правило ранее устанавливает принцип субординации уровней разбирательств, не позволяя перепрыгивать «через голову». При этом текст правила никак не уточняет, что из него должны быть исключены апелляционные слушания. То есть такая трактовка - чистый домысел.

ЗАЧЕМ ЛИТОВСКОЙ ЕПАРХИИ ВЫДУМКА О РАСКОЛЕ?



Это очень просто. В природе не существует вменяемых разумных аргументов, которыми можно объяснить европейскому человеку, что наличие законного выбора - это дурно. Но ведь хочется сохранить монополию на кошельки литовских православных! А еще есть страх потерять вместе с переходом общин собственность. Остается одно - отпугнуть паству от конкурентов такой страшилкой, никчемность которой сложно распознать.

А в каноническом праве рядовой прихожанин РПЦ разбирается примерно также как среднестатистический китайский турист в литовском языке. В этой сфере он полностью зависим от мнения тех, кому положено в этом разбираться. Расчет на то, что миряне не критично поверят «компетентной» официальной позиции Литовской епархии.

А ЧТО МИРЯНЕ?



Воскресная служба священников Константинопольского патриархата в храме бывшей Лукишской тюрьмы. G. Skaraitienės / BNS nuotr.

На днях пожилая пара передаст в общественное пользование свою солидную богословскую библиотеку, накопленную за многие годы жизни в вере. Думаете такой грамотный контингент легко напугать «голым королем» риторики о расколе? Эта пара является прихожанами Константинопольского патриархата.

И на встречах до реабилитации репрессированных отцов, и сейчас на богослужениях я вижу десятки людей, которые не могут заговорить свою совесть лицемерно-косметическими усилиями Литовской епархии РПЦ. Ну, не понимаем мы, как филиал преступной организации может быть не преступен, если четко не отмежевался от преступных действий своего «центра».

В условиях отсутствия канонической альтернативы многие приходили в храмы РПЦ вынужденно - лишь для участия в таинствах. При этом посещали обедницы (не путать с обедней!) низвергнутых отцов. А некоторые и вовсе покинули Церковь.

Теперь мы ясно сознаем, что под омофором Константинопольской Церкви ведем литургическую жизнь в точно такой же канонической части Единой Церкви Христовой, какой являются все поместные церкви мирового православия, включая РПЦ.

Впрочем, есть и такие, кому заклинаний Литовской епархии хватает. На пресс-коференции 30 марта мне удалось задать вопрос беженке из Чернигова Елене. И она рассказала, что ее орогчают позиция патриарха Кирилла и высказывания российского духовенства. Но искренего сочувствия и помощи, которые она встретила в Литовской епархии, для нее достаточно, чтобы не обращать внимание на каноническую принадлежность. Елена, однако, продолжает считать братьями и сестрами во Христе тех, совести которых этого мало, и кто нашел духовный приют поэтому в приходах КП.

Таким образом, сосуществование канонических альтернатив само по себе не вносит раскол в православное общество. Мы, миряне, готовы отнестись без осуждения друг ко другу: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он или падает. И будет восставлен, ибо силён Бог восставить его». (Римлянам 14:4) У каждого свои обстотельства, уровень духовной зрелости и чуткости... Не наше дело лезть в потемки и просветы чужой души!

Источник раскола в литовском православном сообществе те, кто нагнетает страх и неприязнь к каноническому конкуренту. К сожалению, мне встречались рассказы священников и мирян о том, что в некоторых приходах Литовской епархии верующих Константинопольского патриархата не только называют безблагодатными раскольниками, но и пророчат, что вскоре мы (прихожане КП) придем выгонять их насильно из храмов, безжалостно избивая и калеча. Мол, будьте готовы мученически постоять за веру! При этом в параллель приводятся насильственные захваты церквей УПЦ в воюющей Украине со стороны сторонников ПЦУ. Чтобы сочинить такую байку в стране устойчивой демократии и законности или поверить в нее, нужно пребывать к каком-то «русскомирном» информационном пузыре, выдутом по всем канонам сектантской психологии осажденной крепости.

Такое нагнетание, однако, противоречит собственной пропаганде, утверждающей с другой стороны, что нас так мало, что даже прокормить приходы КП не сможем (об этом чуть ниже). Как же мы семеро (условно), да решимся да супротив многих тысяч?!

ПРАВОСЛАВНЫЙ «КОНКОРДАТ»?



Премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните и патриарх Константинопольский Варфоломей I. Источник изображения: lrt.lt

Соглашение между правительством Литвы и Вселенским патриархатом обеспокоило, говорят, общественность тем, что может нарушать принцип светскости государства и создавать ситуацию правового конфессионального неравенства.

Советник патриарха Кирилла протоиерей Николай Балашов сравнил соглашение с католической практикой церковно-государственных договоров - конкордатов. Он полагает, что в Литве недостаточно прихожан, которые могут обеспечить существование приходов КП, и «при помощи этого документа патриарх надеется обеспечить дальнейшую поддержку... учреждаемого им... экзархата за счет налогоплательщиков страны».

Протоиерей Виталий Моцкус поясняет, что документ не устанавливает привилегированного положения КП и не предполагает иной поддержки, помимо той, которая определена Литовским законодательством для всех традиционных религий. В тексте оговаривается, что стороны намерены расширять сотрудничество в рамках Литовского законодательства. Единственная помощь от государства - позволение служить в помещениях, находящихся в его собственности.

На вопрос, не собирается ли КП оспорить принадлежность зданий епархии РПЦ, собеседник заверил, что такие действия повредили бы самому КП, подтвердив обвинения в его адрес. По словам протоиерея Виталия, сейчас общины КП используют помещения на условиях аренды. Когда окрепнут - будут возводить собственные.

ЛИТОВСКАЯ ЕПАРХИЯ НА ПУТИ К САМОУПРАВЛЕНИЮ



Патиарх Московский Кирилл возводит в сан митрополита архиепископа Виленского и Литовского Иннокентия. 20 ноября 2016 года.

Литовская епархия под давлением общественности настаивает, что не зависима от Москвы, сохраняя с ней «только каноническую связь». Уже интересно для православного уха! А что может быть теснее и важнее канонической связи?! Но расчет на не свдущего в каноническом праве литовского обывателя.

Весной минувшего года Литовская епархия инициировала процесс получения статуса самоуправляемой церкви. Священным Синодом РПЦ 27 мая 2022 года учреждена комиссия, которая занимается этим вопросом. Настаивая на своей фактической независимости от Москвы, епархия поясняет: «Принципиальная позиция Литовской Православной Церкви заключается в том, что церковный статус должен быть приведен в соответствие с реальным положением вещей». «Речь идет об особом статусе Церкви, близком к автономии», - уточняет пресс-служба.

Покрутившись в журналистском сообществе, могу засвидетельствовать, что такая обманка не работает. Литовские журналисты очень быстро пронбхали, что положение самоуправляемой Церкви регулируется главой XII «Устава РПЦ». И в ее пункты скорее подтверждают, что и после сего исторического акта литовская дочка РПЦ останется в ее распоряжении.

Да, самоуправляемые церкви имеют собственный Собор и Синод, который может избирать предстоятеля и архиереев из числа кандидатов. Но утвержденных Московским патриархом и Священным Синодом РПЦ! При этом решения Поместного и Архиерейского Соборов и Священного Синода РПЦ для самоуправляемой церкви являются обязательными, а высшей судебной инстанцией является суд Архиерейского Собора РПЦ.

Даже утверждать и ликвидоровать собственные епархии, изменять их границы самоуправляемая Литовская церковь сможет только с согласования с Москвой. Так что, обманка литовским обществом не защитана, и уже защитана не будет. Возможно даже, поняв это Москва заморозит процесс «самостийнизации» Литовской епархии.

Стоит упомянуть также о еще одной обманке литовской епархии РПЦ для общества на эту же тему. В Минюсте она зарегистрирована как Архиепископия. И в официальных документах и заявлениях регулярно так себя именует, а также - Литовской Правосавной Церковью/ Православной Церковью Литвы. Но канонически это самозванство. Согласно уставу РПЦ это просто радовая Виленско-Литовская епархия. Ни больше, ни меньше.

КУДА ВСЕ ИДЕТ?

На мой, конечно же предвзятый и субъективный, взгляд, литовская епрахия РПЦ пока не вполне осознала, что находится в процессе маргинализации.

В тоже время отцы Константинопольского патриархата все чаще воспринимаются на всех уровнях общества как более аутентичный источник, выражающий православное миросозерцание.

И дело не в том, что существует некий русофобско-антиправославный заговор мировых сил, готовящих приход антихриста, и воплощенных в коллективном Западе. А в том, что литовское общество не такое глупое, каким его считают «архи-стратеги» пиара из Литовской епархии РПЦ, оно хорошо чувствует показуху и фальш, и не любит, когда ему лгут и держат за дурака.

Литва, Константинопольский патриархат, Виленско-Литовская епархия, раскол, КПЦ, РПЦ

Previous post Next post
Up