Законспектировала себе важное и интересное, но не всё.
ЧАСТЬ 1
Постсекулярная эпоха сменилась новым интересом к религии - так называемое "Return of Religion". Непосредственным импульсам стал политизированный ислам. США переживает евангелический бум. Пример - Left Behind - книга с 25-миллионным тиражом. Индуизм претерпевает возрождение. Католицизм хоть и плетется в хвосте, однако, делает определенные успехи.
На этот феномен в худ. среде обращалось мало внимания, сейчас эта ситуация быстро исправляется. Число художников, работающих с религиозными темами и образами всё больше растёт. Огромное число работ и хороших работ. Чем-то напоминает Соц-Арт, это такая ироничная работа с господствующей идеологией.
Сумма впечатлений по теме, впечатлений собранный за два года во время работы над выставкой.
Что произошло в религией? Религия с которой мы имеем дело сегодня - это та же самая религия, что и в досекулярную эпоху или другая религия, какая трансформацией в секулярную эпоху с религией произошла?
Второй вопрос - если говорить о возвращение религии, то о возвращении куда? На этот вопрос можно ответить только одним образом - возвращение в медиа, в медиальный мейнстрим. Почему и как религиозные практики компатибельны с медиа?
Первое что бросается в глаза - религия стала фундаменталистской. Любая религия имеет духовную составляющую и материальную составляющую. Всегда существовала оппозиция «Дух или буква», т.е. чему мы следуем - духу или букве. Если говорить о той традиции, которая установилась в 19 веке, а именно её мы и имеет в виду, когда мы говорим о религии и наши представления о религии, это представления, в основном сформировавшиеся в 19 века. 19 век - век прогресса, субъективности, индивидуализма. Поэтому религия тоже приобрела характер индивидуального, субъективного отношения в богу, а также духовного прогресса человечества, в котором религия принимает участие, играет роль или даже является движущей силой этого прогрессе.
В этом смысле материальная форма (буква, ритуал) рассматривалась, как то, что должно быть отброшено. И этим возник кризис в 20 веком. 20 век был веком материализма. «Бог умер, - сказал Нитше...Весь цикл рефлексии 19 века оказался неуместным. Дух умер, но что осталось - буква. К ним как раз и обращаются сейчас те, кто стремится возродить религию в постматериалистический период. Т.е. это должна быть религия стоящая на плодах материализма. Т.е. если мы текстуально и точно воспроизводим букву, букву текста или ритуал, то мы попадаем в религиозную традицию, в независимости от того, что мы по этому поводу думаем.
Ссылка на Катехизис по поводу священника-сатаниста и силы Святых Даров.
Религия есть не вера, а есть практика, а что люди по этому поводу думают - это другой вопрос.
Пример с незнанием арабского языка европейскими мусульманами. Скачивание арабских текстов - религиозная практика.
Религия как материальная практика - база постсекулярной религиозной парадигмы.
Пример с евангелических сообществ в США, не маркирующих никак свою религиозную принадлежность. Кроме того, что это чисто материальная практика, это практика ещё и очень демократическая, т.к. В основе её лежит требование понимать Коран или Библию буквально.
Буквальное понимание текста элиминирует иерархию, традицию, контроль над верующим.
Возможность непосредственно соотнести с текстом уравнивает всех её адептов.
Пример с Лютеранской церковью.
Демократизации религии является революционным актом.
ЧАСТЬ 2
Фундаментализм всегда революционен. Ре-волюция. Таковы же были секулярные революции 19 века, 20 века. Маркс и Руссо хотели возвращения к некоторому периоду до.
В данном случае, когда религия изымается из эволюции и требуется возвращение к изначальной форме, к её буквальной форме - это революционный акт и революционная составляющая фундаментализма. Но это же требование буквальной репродукции есть то, что объединяет религию с современными медиа.
Их объединяет репродукция. Репродукция месседжа, причем можно распространять распространение и репродуцировать репродуцирование.
Медиальная ценность.
Репродуцирование репродуцирования и есть религия в чистом виде.
Леви-Стросс - религия была всегда.
Дерида про Книгу Апокалипсиса.
Месседж без источника и есть природа религии. И это показывает, что религия является прамедиумом. Возвращение религии - это возвращение к себе домой после долгого отсутствия в ситуации возрастающей конвертируемости ритуала=дигитальное репродуцирование.
Пример с Музеем анти-дарвинизма.
Видео. Почему видео - производство визуальных образов - так активно используется наиболее иконокластическими направлениями.
Ссылка на лекцию 2. Видео рассматривается как использование образов, а не их производство. Как только использование отделилось от производства эти религии смогли визуализовать себя.
Если ты не сотворишь кумира, сам он не сотворится, потому производство образов было запрещено. А т.к. видео анонимно, и их активность чисто механическая, а поскольку они никем не произведены, они не попадают под запрет.
Кризис авторства и кризис субъективности, которое пережило искусство в 80-х стало предпосылкой современного использования видео имиджей в религиозных целях. Если мы рассматривает принцип копирования не как механический, а как дигитальный. Дигитальные имиджы не копируются, копируются только данные, копируется не видимое, а невидимое. Т.е. дигитальные имидж - это тоже самое, что и византийская икона - видимый образ невидимого. Различить истинное и неистинное может только прозревший (съевший красную таблетку («Матрица»)), остальным остается вера.
На какой вопрос отвечает религия? В сущности - это ответ на один вопрос - бессмертие. Может ли человек быть бессмертным. Каждая религия говорит «Может» и объясняет как. Здесь религиозное бытование совпадает с медиальным. Вечное воспроизведение.
Наше обетование - это дигитальный код.
Фантастика. Во что верят люди. Они верят, что если дигитализироваться и если одновременно ваш генетический код будет расшифрован, то вы будете жить вечно. Дигитальное, ставшее духовным, встречается с духовным, ставшим дигитальным.
Пример со «Стар Треком».
И религия и медиа стирают границу между реальным и виртуальным.
Виртус - мужская доблесть воина. Виртуальность - область чистой добродетели. Мы смертны насколько мы порочны, на сколько мы добродетельны (виртуальны) настолько мы бессмертны. Т.е., если мы подчиним жизнь ритуалу, мы становимся бессмертны.
Видео (которого нет и комментария к нему)
Виссарион из секты Виссариона. Первое появление. Нитше. Достоевский. Мэл Гибсон. Места, чтобы фиксация совпала с первым появлением. Вера с первого взгляда.
Вопросы и ответы.
Эмансипация искусства. Свобода от религии привела к рабству, к зависимости художника от эстетического суждения публики, а в конечном счете от рынка.
You can watch this video on www.livejournal.com