Обязательный в каждом сезоне "день защитника отечества" в этом году пришёлся на восьмой эпизод - "Суровый дом". На этот раз военно-патриотическое воспитание зрителя прошло особенно успешно, потому что после - уж будем откровенны - не особенно убедительного старта "Игра Престолов" наконец-то напомнила нам, зачем мы все здесь собственно собрались. Этот вопрос - "зачем? ради чего?" - встанет в восьмой серии особенно остро.
Тирион, конечно, уболтает любую. Начавшаяся с тягостного молчания аудиенция плавно перетекла в задушевный тет-а-тет двух "ужасных детей ужасных отцов". Дэни как всегда такая внезапная, такая противоречивая: "казнить нельзя помиловать". Но Тирион её быстро раскусил и стал действовать единственно правильным способом: перешёл на пассивно-агрессивный троллинг. Каждый из них должен доказать другому "зачем?": ради чего он ему нужен. Тирион - Дэни: как источник знаний о Вестеросе и общих политических умений. Дэни - Тириону: как надежда на милосердного и справедливого правителя, способного прекратить гражданскую войну. Но по большому счёту оба нужны друг другу хотя бы просто как собеседники. Как по слухам говорил Иосиф Виссарионович: "все великие! все гениальные! а чаю выпить не с кем". Тем более, что Дэни решительно взялась за алкоголизм Тириона. Теперь только балет и керамика.
Джорах изгнан повторно, и вернулся в бойцовые ямы. Не мытьём, так катанием, видимо.
В Винтерфелле Санса, потерявшая казалось бы всё, неожиданно обретает цель. Как мы и предполагали, Теон-Вонючка признался ей, что убил не Брана с Риконом, а сыновей мельника. Если раньше перед Сансой стояла одна задача: выжить, то теперь открываются - хоть и непонятные пока, - но более интересные перспективы.
Кое-какие цели вырисовываются и перед Арьей. Якен Хгар наконец-то отправил её на дело: вдовы и сироты попросили вручить "дар" неприятному портовому страховщику, который, судя по всему, активно мухлюет с выплатами. В общем, Арья - вперёд! Мы тоже за реформу страхования!
У Серсеи в Королевской Гавани задача непроста: выбраться из тюрьмы, а уж там-то она всем покажет почём фунт лиха. Джейме в Дорне, Томмен в прострации, дядя Киван на пути из Бобрового Утеса. Остаётся только лакать воду с пола под "Рейнов из Кастемере" за кадром и надеяться на Квиберна. Он, кстати, заверил Серсею, что "работа продолжается". Все помнят, что у него в каморке труп Грегора - Горы - Клигейна под тряпочкой лежит?
Но, конечно, главное событие серии: эпический выход Белых Ходоков. На их фоне мельчает всё. Железный трон, его Воробейшество, угрозы "сломать колесо" - просто детские игры по сравнению с морозным туманом, который под тревожную музыку спускается с гор.
Переговоры с Одичалыми, как и ожидалось, прошли непросто. Тормунд для начала забил насмерть Гремучую Рубашку его же собственным посохом, а потом сразу перешёл к остальным пунктам повестки дня.
Разговор шел всё о том же: "ради чего"? Понятно, что никто не хочет объединяться с Воронами, но вариантов немного: либо умирать ради предков, либо выживать ради детей. Тормунд гарантирует это. Кстати, на моей памяти он не запорол ни одной сцены аж со второго сезона. Тормунда - в президенты! Его кандидатуру поддержало и большинство одичалых, включая великана Вун Вуна, и желающие перешли уже было к погрузке на корабли, как ВНЕЗАПНО фанатам книг дали ответ на давно мучающий их вопрос: что же случилось в Суровом Доме?
А ничего: пришёл лесник и всех выгнал. Белые Ходоки пошли в атаку. Как верно подметили на Reddit их первый ход выявил некоторую иронию происходящего: одичалые не упускающие случая предъявить Ночному Дозору, что те отгородились от них Стеной, при первых признаках глобальной жопы сразу же закрыли ворота с криком "кто не успел, тот опоздал".
Эстетически битва сделана в духе "Властелина Колец". Не хватало только Леголаса. Несколько утомившие боевые скелеты лезли из всех щелей. Удачнее всех от них отбивался Вун Вун: и размеры помогали, и горящее дерево было не лишним. Вообще, это главная претензия к сценаристам: почему одичалые и Дозор не использовали хотя бы горящие стрелы? Ещё по первому сезону мы помним, что зомбаки легко воспламеняются. Джон Сноу на этой почве даже наградной кортик отхватил.
Сериальный гибрид Хармы Собачьей головы и Матушки Кротихи - я честно пропустила её имя - ну, такая решительная скандинавская женщина в исполнении чудесной датской актрисы Биргит Хъорт Соренсен - сплавила дочерей и отбивалась как могла, пока Тимур и его команда мёртвые дети не сломали её психологически. Мне показалась, или девочка та самая, из пролога первой серии?
Джон Сноу - тоже мне русская женщина, "коня на скаку остановит, в горящую избу войдёт" - ломанулся спасать титановые ломы обсидиановые кинжалы, главное на тот момент оружие против Белых Ходоков. Но ему навстречу из фильма "Хищник" вышел персонаж в модном трико. Так что пришлось немного помахать подручными предметами. "Валирийская сталь, детка!". Хрусть - и пополам.
За Джона вообще нет смысла переживать. Он - как нам объяснил Сэм - "всегда возвращается" (гусары, молчать!). А вот за Тормунда, Вун Вуна и Скорбного Эдда пришлось изрядно поволноваться.
Сюжет закольцован симметричными сценами: Джон приплывает в Суровый Дом - и отплывает от того, что осталось.
Интересно, сколько миллионов людей по всему миру закричал "греби, Джон, греби!" в добавочное время матча? Теперь будем дожидаться серии пенальти между Королём Ночи и Лордом Командующим.
Тишина и мёртвые с косами стоят. Самое страшное в Белых Ходоках: их внечеловеческая сущность - вот это самое "зачем?". Какая у них, извините, политическая программа? Что они думают по поводу религии Семерых? Устраивает ли их ставка кредитования Железного банка Браавоса? Есть чувство, что свои основные требования они выдвинули как раз перед финальными титрами: "тишина должна быть в библиотеке", хватит уже вашей мелкой суеты, только холод, белое северное небо и еле слышный плеск воды.