Game of Thrones S0507: "Дар"

May 29, 2015 21:30

Быстро сказка сказывается, да не скоро дело делается: "Дар" - седьмая серия пятого сезона - не приблизила никого из героев к желанным целям, а кое-кого даже отодвинула назад.

В книгах географическое понятие "Дар" обозначало земли на Севере, которые Брандон Строитель ещё в Век Героев подарил Ночному Дозору. Со временем эти территории в югу от Стены пришли в запустение и практически обезлюдели. А теперь Джон Сноу обещал их одичалым в обмен на поддержку в грядущих войнах. Но сначала одичалых нужно забрать из Сурового Дома. Именно за ними Джон с Тормундом и отправляются в начале серии: "Труба зовёт, герой идёт, звенит кольчуга, только злится вьюга, и ветер гонит прочь". Пожелаем им доброго пути, но надолго не прощаемся. Следующая - восьмая серия - называется "Суровый Дом", значит, скоро увидимся.



Другое значение слова "Дар" во вселенной "Песни льда и пламени" - смерть. Тот "дар", который Безликие преподносят своим "клиентам". Ну, или их "заказчикам". Как бы то ни было, в этом эпизоде "дар" получил Мейстер Эймон: единственная естественная смерть (окей, если не считать Хостера Талли за кадром) с начала сериала.
Из последующих телодвижений можно сделать три основных вывода:
- Дозорные всё такие же насильники и убийцы
- Сэмвел Тарли больше не девственник
- Джон отправился за Стену без Призрака



Нельзя сказать, что в дальнейшем эпизод сворачивает тему "дара", нет, мы неоднократно возвращаемся к этому мотиву и в Винтерфелле, и в Королевской Гавани, и в Дорне, и в Меерине. Причём развиваться он будет в самом буквальном смысле, и это главная проблема пятого сезона: упрощение и оглупление сюжета, предположение, что иначе зрителю "будет непонятно". В тот момент, когда сценаристы отступают от книжного канона, начинается не просто отсебятина, но и логические нестыковки, фактические противоречия и просто вопросы "зачем?"

Да, конечно, Бейлиш сделает ценный подарок Оленне Тирелл, а Джора - своей Кхалиси (первое упоминание этого титула за весь сезон, вот уж по чему мы совершенно не скучали). Но это серия получилась - даже по меркам "Игры Престолов" - довольно медленным и тягучим исследованием темы несвободы.



Для Сансы границы свободы уменьшаются с каждой серией: она пленница в Винтерфелле, заперта в комнате и не может теперь распоряжаться даже собственным телом. Попытка дать знак таинственным лоялистам Старков - провалилась. Я правильно поняла, что теперь её единственный шанс - каким-то образом передать письмо Джону? Ну, или дожидаться Станниса.

Перспективы Станниса, кстати, крайне неопределённы: численное преимущество его армии свела на нет снежная буря. Лошади падают, провиант кончается, наёмники разбегаются как тараканы. Станнис настроен "маршировать", а Мелисандра кого-нибудь сжечь. Например, Ширин.



Тирион и Джорах встречают эту серию натурально в цепях. Несмотря на уверения продюсеров, что HBO в этом году утвердил им практически неограниченный бюджет, есть мнение, что на некоторых сценах они изрядно сэкономили. То Змейки с Элларией тусуются в какой-то невнятной палатке и изображают южный жаркий Дорн в Ирландских дюнах. То три с половиной калеки на опушке жидкого леса призваны создать впечатление оживлённый работорговли. Так же убого выглядит и отборочный тур ежегодного шоу "Минута славы" где-то под Меерином. Джорах, конечно, всех победил и теперь надеется, что Дейенерис вызволит его из рабства.
Но Мать Драконов и Разбивательница Цепей, тоже не производит впечатление свободного человека: несколько раз она порывается встать и уйти, но продолжает смотреть на это безобразие. Дэни, мы разделяем твои чувства.



В Королевской Гавани дела идут не лучше. Томен может сколько угодно кричать, что "он король", но как-либо помочь Маргери и Лорасу он не может. Всю сцену невозможно воспринимать серьёзно, потому что - молодцы декораторы - массивные решётки на окнах превращают комнату, где Томена утешает мать, в золотую клетку. Иронии добавляют и заверения Серсеи: ради сына она готова на всё, даже сделать его глубоко несчастным и - чего уж там, мы помним ещё со времён битвы при Черноводной - при необходимости отравить его прямо на троне.



Похожие решётки мы видим и в сцене между Мирцеллой и Джейме. Он гость-пленник в Водных Садах, она - пленница-гостья. Домой Мирцелла ехать, впрочем, отказывается. "The things I do for love", - помнишь, Джейме?



Бронн тем временем сидит в самой настоящей тюрьме. Сцену между ним и Змейками даже пересказывать неловко. Змеиная обнажёнка нужна была исключительно для выполнения сисечной квоты на серию: Дейенерис выторговала новые условия контракта, и теперь её бурный секс с Даарио происходит исключительно за кадром и под одеялом. Даарио, кстати, предложил устроить классовые репрессии. Дэни пока колеблется.

С тюрьмой связан и главный сюжетный поворот серии: навестив Маргери в застенках Септы Бейлора, Серсея не отказывает себе в удовольствии заглянуть и к Его Воробейшеству. Как там он там, курлыка? Кого бы ещё предать в руки святой инквизиции? Но Бабка Оленна тоже не дремала. Тут отлично сработали костюмеры: в предыдущих сериях Тиреллы отдавали дань золоту Ланнистеров, но теперь все маски сброшены, и Оленна рассекает по Королевской Гавани в семейном ярко-голубом. Я не совсем поняла, почему Бейлишу понадобилось избавиться от Серсеи прямо сейчас - чтобы и думать забыла про его главный трофей, Сансу? - но он выпускает на сцену Ланселя. А его откровенность может дорого обойтись Серсее. Исторический казус: сразу две королевы за решеткой. Чей теперь следующий ход?



got

Previous post Next post
Up