Первая мысль после прочтения книги - "Неужели я её таки добила...". Вторая. Третья. Четвёртая и все последующие - "Что это было? Что это только что было?!."
Я познакомилась с Капоте посредством "Завтрака у Тиффани", который не произвел на меня особого впечатления. Но, польстившись на детектив, я решила попытать счастья с "Хладнокровным убийством". А сейчас, по окончании книги, у меня не хватает духу посоветовать ее кому-либо. И это не потому, что книга плохая. Наоборот. Это потому, что она слишком хороша.
"Хладнокровное убийство" не давало мне спать всё время, что я его читала - сначала от книги невозможно было оторваться, потом из-за неё невозможно было уснуть. От страха. Да-да, страха - холодного, мерзкого, липкого. Вурдалаки, говорите? Вампиры? Полтергейст? Чёрта с два! Самое страшное - не всё это вместе взятое, а элементарная бытовуха. И даже хуже. Убийство - холодное, бессмысленное, беспричинное - просто ради убийства. И от подобного не защищен никто.
Эта книга просто измучила меня. Я устала от неё физически. Она приковала к себе и не отпускала даже тогда, когда я от неё нехотя отрывалась. В то же время мне хотелось бежать от неё и всего в ней происходящего. Никогда еще мне так одновременно не хотелось, чтоб книга и не заканчивалась и поскорее закончилась. Мне хотелось и купить печатное издание и, будь оно у меня, избавиться, отмыться, отряхнуться от него.
Я еще ни разу не сталкивалась с подобным чтивом. Эта ужасающая (в контексте сюжета) размеренность повествования, чинность, спокойствие и неторопливость, в то время, как надо орать во всё горло. Порой мне казалось, что этот роман - живой организм, который хочет свести меня с ума. В нем миллион тормозных путей, разворотов, стоянок, обратных ходов на самых интересных местах, но ни одного обгона. Порою это злит, но и не перестает восхищать. Так завладеть разумом читателей, загипнотизировать их, как кроликов, дано далеко не каждому писателю.
Эмоций от этой книги хватило бы на несколько произведений. Потрясающая детализация делает тебя со-участником всех событий романа, включая само преступление. "Хладнокровное убийство" оказалось не столько хладнокровным, сколько нервным, необузданным порывом больного эго доказать свою "состоятельность" в этом мире. Сотни подробностей, ответвлений, завитушек и кружев повествования лишают возможности мыслить и судить категорично, однобоко и бескомпромиссно, не смотря на то, что всё внутри читателя протестует, не желая, чтоб у зла были "смягчающие обстоятельства", чтоб ему делали скидки...
Через читательское "не хочу" автор не спеша поднимает множество вопросов психологии преступления, пространно и безэмоционально объясняя, что абсолютное зло - явление редкое, и каждое преступление по природе своей неоднозначно и многогранно. За преступления человека зачастую ответственно и его окружение, и среда, в которой он рос, и вообще миллионы факторов его жизни... Где-то не поняли, недолюбили, недодали, не поддержали. Но в то же время есть и другой тип преступников, урожденных, впитавших зло еще до молока матери. Таких не изменишь самыми лучшими условиями жизни и самыми любящими родителями. И Капоте, словно под микроскопом, позволяет читателю рассмотреть оба этих типа преступников, а также связанный с ними водоворот событий и судеб.
"Хладнокровное убийство" - тяжкая ноша. Роман проникает под кожу, всасывается в кровь, обволакивает, как туман. Он похож на тягучий мёд, в котором перемазываешься весь, изначально вляпавшись в него лишь кончиками пальцев. Тебя словно затягивает трясиной - медленно, тихо, мягко и обволакивающе тянет вниз, от чего происходящее ещё кошмарнее.
P.S. Ыыы, эта рецензия в итоге тоже попала на главную LiveLib.ru -
http://www.livelib.ru/review/193858