"Есть преступления хуже, чем сжигать книги. Например - не читать их."
Я долгое время была в долгу перед Брэдбери, поэтому не могла себе больше позволить затягивать знакомство с романом "451 градус по Фаренгейту". Несколько недель назад я запланировала его прочитать, закачала на ноут, телефон, но у нас с ним никак не складывалось. А когда я таки дошла до романа, то приговорила его за пару часов.
Всё слишком быстро закончилось. Внутри от книги остались всполохи и зарницы, вспышки, взрывы, беззвучный крик во всё горло и звенящая тишина. Меня накрыло, будто атомным грибом, я ору, но никто не слышит, а вокруг - развалины, пепел, серость. И кажется, что это конец, но на самом деле это только начало, это шанс для перерождения, спасения человечества, его прозрения. Ведь, если оглядеться, то можно заметить то тут, то там "проклюнувшиеся" из-под обломков крыш и стен книжные листы, разноцветные обложки под слоем пыли, витающие в воздухе "обрывки" Шексприра, Гёте, Достоевского. Всё то, что было скрыто, спрятано, погребено за десятки лет не смирившимися с системой жителями города вдруг вылезло наружу, обнаружило себя, произросло на останках тупости, неодушевленности, ограниченности и бесчувственности. Вдруг оказалось, что таких, как Монтег и Фабер много, что они не только за городом, но и в нем самом, их десятки, сотни, они думают, они помнят, и они больше не будут молчать. Шелест опадающих страниц - единственный слышимый звук, он наполняет города, он очищает воздух, сердца и головы.
Мне хочется думать, что так оно и было дальше. Ведь я сама жила, как большинство людей этого города. Нет, я всегда любила читать, просто делала это не так часто, как хотелось бы и следовало, ленилась, находила занятия "поинтереснее", отговорки, якобы мешающие чтению. А потом меня буквально за день оглушило, как Монтега, и все перевернулось с ног на голову. И вот ты уже жадно вчитываешься в каждую новую книгу, оставив все прочие занятия, и не знаешь, где же найти еще больше времени и возможностей для чтения, жалея, что нельзя читать и воспринимать несколько книг одновременно, понимая, сколько всего ты уже не успеешь узнать, и жалея о каждом потерянном без чтения дне.
В мире читать то "модно", то "не модно". И то, и другое - зло. Уродство. Чтение должно быть нормой. Не чем-то постыдным. Не мейнстримом (вездесущее слово). А самым обычным занятием. К черту телевизоры. К черту отупляющие занятия. Неестественны пустые передачи, одноликие глянцевые издания, дурманящие мозг компьютерные игры, взращивание капусты и морковки в маразматических интернет-огородах, бесцельный интернет-серфинг и трёп. А чтение - это естественно. "Поглощение" книг должно быть таким же обыкновенным, привычным для людей делом, как поглощение пищи. Когда человечество придет к этому, мир преобразится.
Такие книги, как "451 градус по Фаренгейту", просятся в руки повторно, им еще так много нужно нам рассказать. От плохих книг надо бежать со всех ног, а хорошие следует перечитывать минимум дважды. Иначе внутри толком ничего не останется, кроме имен главных героев и сумбурных впечатлений. Или не сумбурных, а даже вполне размеренных, но все равно, это будут лишь крупицы собранного золота, в то время как на дне реки его еще десятки килограмм. С одной стороны, думаешь, сколько же в мире хороших книг, нельзя останавливаться, не стоит перечитывать уже прочитанное, ведь вместо каждой заново прочтенной можно было "попробовать" что-то новое. Но если притормозить, позволить себе ненадолго передохнуть и еще раз открыть для себя однажды понравившееся произведение, то оно не останется в долгу и воздаст тебе уймой новых открытий, глубин, ощущений, эмоций и тонкостей. Я уверена, что в последствии вернусь к этому роману, уверена, что, копнув глубже, не торопясь вчитываясь в него, обнаружу "на дне реки" еще много сокровищ.