ГДЕ ЭТОТ ВИД СЕЙЧАС?

Apr 28, 2021 13:42




Открытка начала ХХ века (согласно подписи - до мая 1911 г.)
из собрания Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея. Инв. О-297
На нескольких старинных открытках, а также на дореволюционных фотографиях запечатлен вид со Сторожевского холма на Саввинскую слободу: сверху вниз, через своеобразное "окно"-просеку открывается перспектива, в начале которой на подошве холма расположен огород Саввино-Сторожевского монастыря. На краю огорода растет сосна. Дальше белеет лента реки Разводни, за которой открывается простор полей. Он прерывается Саввинской слободой с одноэтажными домами и растущими в их дворах деревьями. Из неброского пейзажа выделяется лишь кирпичная церковь в честь Тихвинской иконы Божией Матери, построенная в 1872-1879 годах. Деревянная Никольская церковь стояла за новым каменным храмом и поэтому ее не видно. За слободой вновь продолжаются поля, но это уже долина Москвы-реки. Ее широта ограничена лишь лесом, который на снимках обозначен темной полосой на горизонте.



Открытка начала ХХ века (согласно почтовому штампу - до августа 1916 г.)
из собрания Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея. Инв. О-292



Открытка начала ХХ века. Москва, Фототипия К. Фишер.
Из собрания Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея. Инв. О-452



Фототипия с фотографии И. В. Хорошилова. Начало ХХ века
Береза, которую мы видели на одной из предыдущих открыток, накренилась



Фото Михаила Федоровича Мясина. Около 1912 г.
Из собрания Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея. Инв. Ф-2513



Фото начала ХХ века из собрания Звенигородского историко-архитектурного и художественного музея.
Инв. Ф-2777
От накренившейся березы остался только пень
При рассматривании старых открыток и фотографий можно приходить в недоумение оттого, куда пропал этот вид. В ХХ веке он еще был известен и в окрестностях Звенигорода входил в число самых популярных экскурсионных точек. Народной молвой эти видовые точки были превращены в мифические "окна Левитана". Надо полагать, что знаменитый художник не мог не восхищаться этими "окнами". Однако Левитан ни одно из них не перенес на свои полотна. В окрестностях монастыря его интересовали будничные виды самой слободы, поля и перелески.
Интересующий нас вид, столь волновавший фотографов начала ХХ столетия, впрочем, можно увидеть и сейчас. Ранней весной он открывается с дороги, ведущей из Саввина монастыря в скит - с поворота, что возле монастырского хозяйственного двора. От этого поворота вниз спускается неглубокая лощина.


Тот же вид 12 апреля 2021 г.
Правда, для того, чтобы узнать вид сегодня, следует усиленно напрячь воображение, потому что просека к сегодняшнему дню сильно заросла липами и вязами, отчего строения Саввинской слободы едва угадываются сквозь многочисленные стволы деревьев. Когда же распустятся листья, то угадать что-либо будет совершенно невозможно.
Интересно также отметить: сравнивая старые фотографии и современные, приходишь к выводу, что забор монастырского огорода соответствует нынешнему забору санатория Министерства обороны, поставленному в советские годы. За этим забором находится яблоневый сад, в настоящее время заброшенный, и разбитая теплица. Получается, что санаторский сад имеет преемственность от монастырского огорода.



Тот же вид 12 апреля 2021 г.
Пока вид еще не закрыт кронами деревьев, можно попытаться найти некоторое сходство со старыми снимками. На месте монастырского огорода находится теперь заброшенные яблоневый сад и оранжерея санатория Министерства обороны. Сосна, которую мы видели на краю огорода, кажется, стоит и сейчас, но только засохла.
В целом же главным становится вывод о том, что некогда знаменитые звенигородские пейзажи утрачиваются. Заповедный Звенигород не только застраивается безвкусными сооружениями, но и в результате сокращения хозяйственной деятельности человека уходит в леса - в прямом смысле этого словосочетания.
Человек изобрел квадрокоптер, но в качестве платы за удобство пользования им, платы за возможность получения с его помощью незаурядных снимков придется смиряться с тем, что впечатляющие виды, которые прежде открывались с земли, становятся абсолютно недоступными.

Дмитрий Седов
Звенигородский историко-архитектурный и художественный музей

наследие, ладшафт, Подмосковье, Россия, Московская область, ВООПИиК, экология, охранные зоны, Звенигород, Звенигородский музей, Саввино-Сторожевский монастырь, история

Previous post Next post
Up