Роскошная, чисто
спилберговская сцена - танцы в клубе и Баки хочет спеть, все против, но ....
Бигбенд исполняет "Синие Небеса" - композицию Ирвина Берлина 1926 года, ставшую снова популярной после того, как Бенни Гудмэн в 1935 и 1938 годах дважды записал осовремененную, "бигбендовую" версию.
Click to view
Но меня вот что заинтересовало - версия Гудмэна отнюдь не такая "жесткая", как та,что звучит в фильме. Конечно - то, что поет Баки может иметь ни малейшего отношения к тому, что звучало в те годы. Вспомним канонический пример подобной трансформации (о которой я также уже писал): "Oh, Danny Boy" в "Красавице Мемфиса", превращенную из медленной печальной баллады в убойный свинг под джиттербаг. И все равно...
Стал искать другие записи. Бинг Кросби - лирично и медленно, Френк Синатра - ну, пожестче, конечно, мало того, он явно сдерживается ! Элла Фитцджеральд - медленно, печально. Блин, неужели - это все таки современная версия ?!
Ха, ха, ха, кто ищет тот всегда найдет.
Её звали Билли Холидей. Когда она родилась на дворе шел 1915 год, ее отцу, джазовому музыканту, было 16, а матери - 18. Отец вскоре ушел на войну и много лет не видел дочь.
Родители Билли жили в Балтиморе. Мамаша дочь любила, но денег в доме не было и той в 11 лет пришлось уйти из школы и устроиться в ресторан, который открыла ее мать. Тогда же сосед пытался ее изнасиловать и служба опеки забрала дочку от матери. Когда Билли было 12 они с матерью уехали в Нью-Йорк, где девчонка мыла полы в местных публичных домах и ночных клубах, НАПЕВАЯ. В общем, с 1929 года она стала постоянной певицей в нескольких ночных клубах Гарлема, а с 1932 у нее началась полноценная профессиональная карьера. В высшую лигу Холидей попала в 1933, когда записала две песни с Бенни Гудменом. В 1935 она записывалась с Дюком Эллингтоном и даже сыграла с ним в кино, а в 1937 стала штатной певицой биг-бенда Каунта Бейси и это важнейший момент ! Дело в том, что Бейси был в то время был не просто крайне популярным бэндлидером, но еще и исполнял буги-вуги. То есть. если хочешь послушать настоящую профессиональную горячую музыку предвоенных лет, то ищи на ютьюбе именно его записи.
Правда, ее склонность к импровизациям (а она вообще была в этом плане без тормозов, превращая старые затертые песенки в модные хиты) привела к тому, что ее из бэнда Бейси выгнал и она ушла к Арти Шоу. И это стало настоящей бомбой, так как Шоу был белым бэндлидером, так что принятие на работу негритянскую певицу и не просто для записей, а для турне, в том числе и по сугубо рассистким штатам было смелым шагом, не всегда принимаемым белой аудиторией.
После первого турне по южным штатам, в марте 1938 года, в ноябре того же года Шоу и Холидей дали несколько концертов в прямом эфире радиостанции WABC (сейчас WCHQ), в то время самой мощной радиостанции востока США, чей сигнал принимался везде к востоку от Миссисипи и,также, в Восточной Канаде. Благодаря этим концертам Холидей и Шоу стали звездами общенационального масштаба.
Баки жил в Висконсине и вполне мог слышать песни Холидей по радио, но вот ее версию "Голубых Небес" только на пластинке, так как явно она была записана с Бейси, а ни одной записи с оркестром Шоу сделано не было (в 1936 Шоу аккопаниировал ей во время записей, но тогда он еще далеко не был суперзвездой).
Проработала Холидей с Шоу недолго, так как она устала от постоянной дискриминаци. Например, она не могла обедать одновременно с коллективом оркестра, так как ее не пускали в обеденные залы крупнейших отелей не только на юге, но также и в Нью-Йорке. "Красной линией" для нее стала ситуация, когда ее не пустили в лифт отеля "Линкольн" в том же Нью-Йорке.
Кстати, не надо строить иллюзий про то, что расизм правил бал только на юге, в Нью-Йорке в 1942 прошли массовые негритянские погромы с многочисленными жертвами. В принципе, только Вторая Мировая война сумела заставить по немногу перестать воспринимать белыми негров, как существ третьего сорта. И то, очень далеко не сразу. Отец Билли - Кларенс Холидей также стал жертвой рассовых предрасудков. В 1937 во время гастролей его джазового коллектива в Техасе, у него начался приступ легочного заболевания, вызванного отравлением ипритом на фронте, но больницы не пускали его на порог (на юге на законодательном уровне было запрещено лечить негров вместе с белыми) . Пока нашли военный госпиталь (в них были отделения для негров), пока начали лечить, у него развилось воспаление легких и он умер всего в 38 лет.
Больше Холидей никогда не была штатной певицей биг-бендов, но стала много записываться на лучших лейблах страны, зарабатывая десятки тысяч долларов в год, что было очень много для негритянской певицы того времени (вспомнили Мод Адамс ?). Однако, в тоже время она начала подсаживаться на героин, а в 1947 была арестована за хранение наркотиков. Легкий приговор (два года в тюремном лагере - что то вроде "химии" по нашему) был обусловлен тем, что прокурор назвал Холидей обеспеченной дамой высшего общества, а в весьма сословном обществе тогдашней Америки это было важно. Она отсидел всего год (скорее, отгуляла) и отметила возвращение триумфальным концертом в Карнеги-Холле. В последующие годы она стала меньше записываться, но больше гастролировать. В 1954-56 она выдала турне по Европе и участвовала в телешоу в Лондоне. Дальше снова концерты, последний брак с настоящим бандитом и смерть от цирроза, от которого она не хотела лечиться в возрасте 44 лет. Как оказалось, ее муж сумел выманить у нее все деньги и на момент смерти ее состояние равнялось всего 70 центам. Так что хоронили ее друзья. Муж на похороны не пришел.
Через 13 лет на экраны США вышел кинофильм "Леди поет блюз" с Дайоной Росс в главной роли.
Короче, у Билли Холидей есть запись "Голубых Небес", сделанная. по видимому, с оркестром Каунт Бейси (судя по фортепианной паузе, очень напоминающей манеру Бейси). Вот, видимо, эта запись и легла в основу того стиля пения, в котором выдал свою версию Баки, но вступление - еще более жесткое, чем у Бейси в версии Спилберга, вероятно взято из записи оркестра Томми Дорси - еще одного великого бэндлидера того времени!