Последняя военная песня

May 09, 2023 19:51



Весной 1990 года в интервью Всесоюзному радио Василий Аксенов, тогда еще живший в Соединенных Штатах Америки, рассказал, что заканчивает написание книги-эпопеи "Московская Сага", события в котором развернутся с середины 1920х и до смерти Сталина. Роман будет называться "Московская Сага" и в нем будет показана судьба семьи московских интеллигентов в самые тяжелые годы Советского Союза.

Интерес к книге был колоссальным. Де факто, "Московская Сага" - это даже не "Война и Мир", это - более масштабное полотно. Летом 1993 года была объявлена дата начала продаж, причем, было известно, что выйдут сразу три тома. Я тогда часто ездил в Москву в командировки и с нетерпением ждал того дня, подгадывая к нему свою очередную командировку. Советский Союз с его бесконечным дефицитом накрылся медным тазом менее двух лет назад и я боялся, что мне просто не хватит новинки.

И вот я в Москве. Забегаю в служебную гостиницу прямо на против "Колхозной Эстакады" и по Сретенке, затем по Чистопрудному бульвару (не любил ходить через Трубную площадь - подъем там крутой) на совсем недавно снова ставшую Мясницкой Кировскую в "Книжный Мир" (сейчас, по моему, "Библио Глобус"). Есть, очередь небольшая, покупаю все три тома. По пусти купил пачку "Кента", тут же сажусь на заборчик (причем ногами на улицу), закуриваю и начинаю читать. Ну не было там скамеек, а топать в ближайший сквер - у памятника Героям Плевны чавой то не хотелось (я не рассказывал про то как ко мне там однажды какой то чиновник подкатывал ?).

Душу перевернуло. Аксенов, как он делал это после "Звездного Билета" неоднократно, написал невероятно блевотный роман, от которого нельзя было оторваться.

В то время, в России еще почти не снимали телесериалы. Эта зараза пришла к нам чуть позже, а пиком стал 2004 год, когда (держитесь за стул !) премьеры новых сериалов просиходили более 5 раз в неделю (264 премьеры за год !). Поэтому, было неудивительно, что именно в 2004 вскоре после Беслана состоялась премьера и телеэкранизации "Московской Саги".

У этого сериала было одно несомненное достоинство - в нем было 22 серии по 51 минуте. То есть, казалось, что сюжет романа будет передан более или менее цельно. К сожалению, и сюжет, в итоге, переврали и общую атмосферу потеряли, но для тех времен, когда даже не Западе еще не было достойных образцов для подражания (я имею в виду именно исторические телесериала) - как раз в 2004 состоялась премьера "Дедвуда" - первого СОВРЕМЕННОГО телесериала в этом жанре смотрелась "Сага" круто (хотя, повторюсь, серьезные отличия от сюжета крайне напрягали). Впрочем, в "Московской Саге" есть довольно много обищих планах, как в "нормальном" кино, чего тогда не очень часто практиковалось - что у них, что у нас.

Вторым достоинством был "кастинг мечты". Продюссеры собрали невероятный актерский состав из десятков популярных тогда актеров. В сериале снимались Юрий Соломин, Инна Чурикова, Александр Балуев, Ольга Будина, Татьяна Самойлова (ага, та самая), Алексей Кортнев, Кристина Орбакайте, Дмитрий Харатьян, Виктория Толстоганова, Сергей Безруков (а вот Гоши Куценко не было !), Игорь Бочкин, Илья Носков (он тогда только что снялся в "Азазели" - первой экранизации романов Бориса Акунина о сыщике Эрасте Фандорине - в принципе, достойный сериал был), Игорь Скляр. Алексей Макаров, Михаил Ефремов (он тогда еще не только алкашей играл), "главный продюссер России 90х" Марк Рудинштейн, Регимантас Адомайтис. Уникальная ситуация - имело место практически тотальное попадание актеров в роли. Особенно, Соломина и Бочкина (у него роль была небольшая, но сыграл он ее на 143%).

Главными недостатками стали ахронизмы (фанерный тигр летом 1941 - это сильно. Причем, это был по задумке режиссера именно "тигр" ! Ну и Ан-2 на Колыме и так далее) и разочарование от того, что авторам не удалось передать атмосферу предвоенной и военной Москвы, хорошо знакомую читающей публике по произведениям того же Алексина. Советский Союз того времени передан авторами сериала как место, заселенное исключительно конченными истероидами. Исключений в сериале не наблюдалось, а единственной (ИМХО, конечно) пример сцены в рамках традиционной атмосферы это прощание героини Ольги Будиной со своим вторым мужем Саввой Китайгородским (Андрей Ильин). Все остальное, повторюсь, выглядело как кровавая буффонада, хотя в книге ничего подобного не было.

image Click to view



Но была еще одна очень интересная интрига. Музыка. В книге есть два момента - Борис Градов (его сыграл Носков) слушает убойную джазовую композицию под названием "Гольфстрим" и певица Вера Горда исполняет некую песню "Тучи в голубом".

С первой проблемой авторы сериала не справились. Я не знаю причин - может быть банально спросить не у кого было, может быть - этот номер был выдуман Аксеновым, а может быть все выяснили,но не смогли купить права на исполнение одного из "стандартов" ритм-н-блюза - композиции 1949 года The Huckelbuck американского саксофониста Пола Уильямса. О ней я писал в своем другом блоге 6 лет назад.

Ну, а вопрос с "Тучами" решился просто - знаменитый советский композитор Александр Журбин взял и написал песню с таким названием и словами. И эта песня, по моему, стала не только лучшем творением мастера, но и последней НАСТОЯЩЕЙ отечественной песней о войне. И исполнила еще Кристина Орбакайте (работавшая под популярную послевоенную певицу Нину Дорда (1924-2016)) классно.

Почему я о ней вспомнил ? У нас тут поблизости есть в сквере концерт в честь Дня Победы был и кто то из местных исполнителей ее спел. Понял - нужен пост ! Написал.

музыка, история, книги, война

Previous post Next post
Up