Рекордный полет "России"

Mar 25, 2023 13:36



Ту-114
Именно это самолет в конце марта - начале апреля установил 17 рекордов FIA по скорости и грузоподъемности, в том числе и не побитый на протяжении более 40 лет рекорд скорости для самолетов с пропеллерами.

24 марта 1960 года советский турбовинтовой пассажирский авиалайнер Ту-114 "Россия" с бортовым номером  CCCP-76459, управляемый экипажем КБ Туполева во главе с первым пилотом 48-летним полковником Иваном Моисеевичем Сухомлиным и вторым пилотом полковником Борисом Михайловичем Тимошуком, установил сразу 8 мировых рекордов, зарегистрированных Мировой Федерацией Аэронавтики (FIA, Fédération Aéronautique Internationale), самым впечатляющим из которых стал рекорд средней скорости на дистанции 1000 километров - 871,38 км/ч, установленный с полезной нагрузкой в 25 тонн (максимальный вес полезной нагрузки Ту-114 составлял 30 тонн).

Через 8 дней тот же экипаж пролетает 2000 километров, имея на борту 20 тонн груза со средней скоростью 857,277 км/ч, установи еще 7 рекордов FIA, а еще через 8 дней с Константином Сапелкиным в кресле второго пилота, Сухомлинов делает еще 4 записи в книгу рекордов. На этот раз совершает полет на 5 000 километров опять с 25 тоннами груза со средней скоростью 877,21 км/ч.

Рекорды Ту-114 (во времена позднего Хрущева было принято давать различным видам техники давать собственные времена, не всегда приживавшиеся. Так Ту-114 называли "Россией", Ил-18 "Москвой", а Ан-10 "Украиной") так и не были побиты, но в начале 2000х итальянский турбовинтовой бизнес-джет Piaggio P.180 Avanti перелетел из Сан Диего в Калифорнии до Чарлстона в Южной Каролине со средней скоростью 880,1 км/ч.

image Click to view


Рекламный фильм о Ту-114
На самом деле, эти турбовинтовые гиганты эксплуатировались только двумя авиакомпаниями - "Аэрофлот" и Japan Airlines

Есть много апокрифических цифр о рекордных скоростях винтовых самолетов. Так западные источники утверждали, что советский стратегический бомбардировщик Ту-95, на основе которого и был создан Ту-114, разгонялся до 975 км/ч, причем еще задолго до рекордных полетов Ту-114 марта-апреля 1960 года, а опытный истребитель Republick XF-84H Thunderscreech (единственный самолет, у которого скорость вращения пропеллера превышала скорость звука) якобы летал быстрее 1000 км/ч, но никаких официальных подтверждений данным утверждениям никогда не приводилось. Также считается, что упомянутый выше Piaggio P.180 Avanti развивает максимальную скорость 920 км/ч, что куда более вероятно.

Ту-114 совершил первый полет 15 сентября 1957 года, в эксплуатацию поступил 24 апреля 1961 года. Ту-114 стал первым советским трансконтинентальным авиалайнером. Ими совершались рейсы по маршрутам Москва - Гавана и Москва - Токио. В первом случае топлива хватало в обрез, поэтому при рейсах на Кубу Ту-114 иногда совершали промежуточную посадку на американской авиабазе на Багамских островах. Также Ту-114 был первым советским двухэтажным пассажирским авиалайнером - на нижней палубе перевозился багаж пассажиров.



Ту-114 на Авиасалоне в Ле Бурже 5 июня 1959 года

Всего до 1964 года было выпущено 33 экземпляра самого большого в мире турбовинтового авиалайнера. Что интересно, его крейсерская скорость была примерно такой же (~770 км/ч как и у поступившего в эксплуатацию чуть раньше первого советского реактивного пассажирского самолета Ту-104). В эксплуатации Аэрофлотом они оставались до 2 декабря 1976 года, а в ВВС до 1983. Снятие с эксплуатации было обусловлено появлением усталостных трещин и, в связи с появлением следующего трансконтинентального авиалайнера Ил-62, потерей смысла в модернизации. За все время эксплуатации только один самолет Ту-114 попал в авиакатастрофу. Это случилось 17 февраля 1966 года в Шереметьево, когда в плохих погодных условиях и при неполностью очищенной ВПП Ту-114 летевший в Народную Республику Конго, разбился на взлете, жертвами чего стали 18 человек, 48 выжило.

В настоящее время сохранилось 3 экземпляра Ту-114 (в том числе и самый первый - с бортовым номером СССР Л5611), из них два в Москве и один на Украине в Кривом Роге. Также в Монино хранится один Ту-116 (Ту-95 с пассажирской кабиной, построено всего 2 экземпляра). Еще три Ту-114 было уничтожены: в 1990 во время пожара в аэропорту Новгорода был разрушен тот самый рекордный CCCP-76459, в 2006 по распоряжению собственника Домодедова компании "Ист-Лайн" был уничтожен самолет-памятник Ту-114, стоявший на постаменте у входа в аэропорт (это те же самые люди, что обвинялись в плохой организации охраны аэропорта, результатом чего стал терракт 2011 года), в том же году был уничтожен и еще один экземпляр машины, но во Внуково.



Рекордный Ту-114 после пожара в аэопрорту Новгорода (ныне Великий Новгород)

После установления рекордов FIA Николай Моисеевич Сухомлин получил звание "Заслуженный Летчик-Испытатель СССР", а в 1971 году был представлен к званию Герой Советского Союза. Скончался в 1993 году в возрасте 82 лет. Кстати, во время Великой Отечественной войны он пилотировал ну очень интересный самолет - АНТ-44, но это совсем отдельная история.

день в истории, авиация

Previous post Next post
Up