Настоящий большой город не может не иметь доминанты. В средневековой Европе таковыми были здания церквей и ратуш, в доколумбовой Америке пирамиды на которых приносились жертвы богам, а в Азии пагоды и минареты.
В конце 19го века в Соедиенных Штатах Америки традиция использовать в качестве городских доминант здания религиозного или муниципального назначения внезапно была нарушена. Развитие технологий строительства, в первую очередь внедрение лифтов современного типа, нового строительного материала железобетона и металлических несущих каркасов привели к росту высоты и этажности новостроек и наиболее ярко это проявилось в городе Нью-Йорке, площадь которого в 90е году 19го века ограничивалась островом Манхэттен. К тому времени Нью-Йорк стремительно становился крупнейшим деловым и финансовым центром мира, также он был главными американскими воротами для европейской эммиграции, третьим условием обеспечившим возможность строительства очень высоких домов стало то, что Манхэттен это гранитная скала, отличное условие для воздвижения высоток.
Park Row Building в 1920е
В 1896 году в Нью-Йорке произошло историческое событие, впервые в этом городе, а может и в мире, 30ти этажный жилой дом Park Row Building на 13 метров превысил высоту шпиля собора Св.Патрика, составлявшую 103,3 метра. Главный католический собор Нью-Йорка был сравнительно молодым строением, его построили в 1879, а до этого 31 год самым высоким строением города была церковь Троицы (85 метров).
.................................................
У вас собственный дом в пригороде Киева или вы решили освоить новую профессию ? Вас однозначно заинтересуют
курсы ландшафтного дизайна Перспектива - XXI век. Даже если вы сами не станете дизайнером ландшафтов, знание основ профессии поможет вам правильно спланировать приусадебный участок.
Указанные церкви отнюдь не были гигантскими, даже по сравнению с соборами в крупных провинциальных городах Европы, тем не менее смена доминанты не могла не произвести впечатление на жителей города.
В дальнейшем, именно Нью-Йорк стал центром строительства небоскребов. К концу Первой Мировой войны из 55 зданий административного, коммерческого или жилого назначения выше 300 футов имевшихся на территории США, 28 находились на Манхэттене. В том числе и такие иконы стиля раннего небоскребостроения , как Муниципалитет Нью-Йорка, Зингер-Билдинг, не говоря о единственных двух небоскребов высотой свыше 200 метров, имевшихся на тот момент в мире - Метрополитен Лайф (213) и Вулворт (241).
После войны наблюдалось некоторое затишье в строительстве новых небоскребов. Так в 1920-23 годах в городе сдали всего два здания высотой свыше 300 футов, но период бурного роста американской экономики во времена президентства Кулиджа (1923-1929) вызвал и такой же бурный рост строительства небоскребов и в США в целом и, конечно же, в Нью-Йорке в частности. В 1928 до Америки добрался новомодный стиль "Арт-Деко", ставший известным в США также под названием Streamline Modern.
Вот тогда, в самом конце 20х и начале 30х и были построены самые знаменитые американские небоскребы. ставшие подлинными иконами стиля дизель-панк: Эмпайр Стейт, Крайслер, Терминал тауэр в Кливленде. И именно тогда, в начале 30х Нью-Йорк стал восприниматься в мире, как город небоскребов.
Андреас Файнингер. "Эмпайр Стейт Билдинг ночью", 1943.
В фотографиях Файнингера, эмигранта из Германии, Манхэттен предстает как законченный архитектурный ансамбль, единое целое, в отличии от работ Беренайс Эббот и Сэма Готтшо, которые показывали динамику преображения города, сравнивая старое и новое.
Затем наступила Великая Депрессия и строительство небоскребов было практически свернуто. За время президентства Франклина Делано Рузвельта в США был построен дай Бог десяток небоскребов. Всего в США к началу 40х годов было 224 зданий высотой свыше 100 метров и еще некоторое количество высоток, которым не хватало 5-10-15 метров для заветной отметки. Из этих 224 - 107 были в Нью-Йорке, 30 в Чикаго, 11 в Детройте, В то время многие американские города старались построить у себя хотя бы один небоскреб. Спустя 70-80 лет для некоторых городов этот небоскреб так и остался единственным.
"Ночной Готэм", Сэм Готтшо, 1933. Фото очень кликабельно.
Таким образом, в 30-40е годы США воспринималась как страна небоскребов и образ устремленной ввысь высотки , украшенной скульптурами и барельефами с изображением различных сказочных или легендарных персонажей однозначно был связан с городами Соединенных Штатов. Скайлайны американских городов поражали гостей из других стран. Вспоминаются воспоминания известного советского хоккеиста Сологубова о том, как перед матчем с канадской командой из Виндзора, нашей команде показали через пограничную реку небоскребы Детройта. А ведь и небоскребов там было не очень много и по высоте они значительно уступали нью-йоркским. Однако, Сологубов был потрясен увиденной картиной.
Монополия на небоскребы была нарушена советскими архитекторами создавшими в 50е годы знаменитые московские высотки, а также Дворец Культуры и Науки в Варшаве. В 1960 году здание МГУ (построено в 1953) было седьмым по высоте небоскребом в мире, а Дворец в Варшаве (построен в 1955) - девятым. В дальнейшем Москва "потеряла темп" и , хотя, строительство небоскребов там не прекратилось, но до конца СССР в ней было построено (после семи "Сталинских высоток") всего 15 зданий высотой свыше 100 метров, а главным конкурентом Нью-Йорку стал в 60-70е годы Токио. Сейчас по количеству небоскребов (в настоящее время таковыми считаются здания высотой 150 метров и более, хотя уже начались разговоры о повышения планки до 170 метров) Нью-Йорк все еще мировой лидер, но в плане высотности Манхэттен проигрывает многим городам Китая и стран Персидского залива.
Но если мы посмотрим сейчас панорамы крупнейших городов мира за пределами США, то кое где, в тени новейших небоскребов, в Торонто и Шанхае, Рио-де-Жанейро и Монреале можно обнаружить здания поразительно напоминающие те, что строились в те годы на Манхэттене. Откуда они там взялись ? Неужели, не только в США в эпоху дизель-панка, стримлайна и арт-деко строились настоящие небоскребы ?
Да, именно так. Кроме 224 небоскребов высотой свыше 100 метров, за пределами США в 30-40е было построено 12 небоскребов и еще некоторое количество замечательных и уникальных высоток. Все из них до сих пор целы и невредимы.
Второй после США страной по количеству небоскребов в те годы стала Канада. Стиль канадских небоскребов отличался самобытностью и какой то основательностью, хотя при их проектировании вовсю использовались элементы арт-деко, а внешние формы , как правило, напоминали небоскребы чикагской школы.
Самым высоким небоскребом за пределами США в те годы был Commerce Court North Building в Торонто - 34х этажный бизнес-центр высотой 145 метров.
До 1962 года это творения канадской архитектурной конторы Pearson & Darling было высочайшим зданием Британской Империи. В то время , когда началось проектирование и строительство будущего небоскреба (1927 год) ни о каком Арт Деко в Канаде никто и слыхом не слыхивал и здание было спроектировано в стилистике более раннего стиля - Beax Art. Хотя отделка песчаником роднит его с той, которая была применена при строительстве Carew Tower в Цинциннати годом ранее. Впрочем - Carew Building весьма спорный пример того или иного стиля. Во время его строительства у города банально кончились деньги и вместо скульптур и барельефов в стиле Арт Деко, создатели ограничивались как этой самой отделкой песчаником. Но история самого знаменитого небоскреба Цинцинатти (совсем непростая , но очень поучительная) никаким боком не связана с нашей историей.
Вот так башня Commerce Court выглядит сейчас:
Кстати, курьезный момент, обзорная площадка, организованная на крыше небоскреба была сразу же после его открытия закрыта для посещений в целях безопасности.
Вообще, если кому и можно было доверить строительство самого высокого здания Империи, так это именно Pearce & Darling, этой заслуженной фирме , которая еще в 1904 году возвела в крошечном тогда Виннипеге первое железобетонное каркасное здание в Канаде.
Вот это, которое слева - 10 этажей, Union bank of Canada. Справа это старый City Hall, построенный в 1887 году.
Когда Pearce & Darling построило это здание , население города только приближалось к 50 000 человек. Вдумайтесь в этот факт, а потом решите - нужна ли была России революция ?
Однако, хотя Commerce Nord и стало в 1931 году самым высоким зданием Торонто, Канады и всей Британской Империи, оно явно не произвело на современников такого впечатления, как построенное в тот же год другое творения конторы Pearce & Darling, Édifice Sun Life в Монреале.
Но это уже другая, длинная и интересная история.