История эта повествует об одной из самых невероятных операций в истории мировой военной авиации, но произошла она во время военного конфликта в настоящее время практически забытого историками.
Ранней весной 1935 года в Греции было неспокойно. 13 лет как закончилась война с кемалистской Турцией, но ее результаты были совсем не те, что ожидались, что привело к снижению авторитета военных в частности и королевской власти в целом. В 1923 страна чуть было не потеряла Ионические острова и только вмешательство Великих держав заставило Италию вернуть их Афинам. Мирное население откровенно насмехалось над военными, авторитет армии существенно упал. За время участия в различных войнах во время "десятилетия в хаки" (1912-1922) греческая армия объективно добилась существенных успехов, но материальные лишения , перенесенные гражданами страны по мнению самих граждан никак не оправдывались захватом пары крупных турецких портов. Мечта о восстановлении Византийской империи со столицей в Константинополе так и осталась мечтой.
Также вызывало возмущение крайне неэффективное управление правительств, назначавшихся королем Георгом Вторым. В то время , когда в большинстве стран Европы правительства занимались созданием мощной национальной промышленности, король и его министры предпочитали сохранения в Греции экономики сельскохозяйственного типа с помещичьем землевладением и всевластием местной православной церкви.
Последней каплей стала ничем не объяснимая пассивность центрального правительства при ликвидации последствий разрушительного землетрясения 28 февраля 1935 года на Крите.
В стране давно действовали группы заговорщиков либерально-республиканского толка. Среди их руководства было много высших офицеров флота и только что созданных ВВС. Штаб заговорщиков находился на флагмане греческого флота, крейсере "Аверофф". Заговорщиков вдохновлял пример испанских революционеров, свергнувших за 5 лет до описываемых событий монархию.
Крейсер "Аверофф". Один из лучших броненосных крейсеров начала века. Вооружение состояло из 4х234 мм орудий, 8х190мм и на начало конфликта примерно двух десятков зенитных орудий, благодаря которым экипаж корабля за первые десять дней боев сбил 3 правительственных самолета. Во время стоянки в Хании получил попадание 229 килограммовой бомбы в район третьей дымовой трубы с бомбардировщика "Хаукер Хорсли" (см. ниже). Сумел дойти до Смирны где всего за шесть ночей рабочие судоремонтных мастерских осуществили его ремонт. Чудо, но правительственные силы проморгали уход "Авероффа" в Смирну. Иначе он бы мог подвергнуться атаке прямо у стенки завода.
Опасность заговора хорошо понимал министр генерал Кондилис , но точных данных о составе групп заговорщиков, поэтому проводя в феврале 1935 года чистку офицерского корпуса армии и ВМФ он ограничился только увольнением в запас 26 офицеров, сочтенных им неблагонадежными . Через некоторое время заговорщики получили информацию о планах продолжить чистку и о якобы существовавшем списке еще 40 офицеров. 28 марта 1935 года в день когда началось землетрясения на Кипре, командующий флотом, адмирал Хаджикириакос отбыл из Пирея в Афины. Штаб заговорщиков немедленно решил воспользоваться шансом. Большая часть флота присоединилась к "Авероффу", а командование флотом взял на себя вице-адмирал Деместикас. Предполагалось высадить морской десант в Пирее и идти в помощь войскам Афинского гарнизона в тот же вечер поднявшим восстание. Но из за неудачи восстания (у инсургентов не было пушек и они были вынуждены прибегнуть к оборонительной тактике. Уже через пару-тройку часов Кондилис подтянул из военных лагерей, располагавшихся в окрестностях столицы пехоту, артиллерию и начал массированный обстрел казарм гарнизона. Еще до полуночи восставшие выбросили белый флаг. Войска срочно были переброшены в Пирей и рано утром флот оказался под прицелом десятков орудий, стоявших по периметру бухты Пирея. Деместикас немедленно отдал приказ покинуть Пирей. Поход в Смирну продолжался около суток при непрекращающихся налетах правительственной авиации. Авиация была большой проблемой для восставших, так как ВВС сохранили полную лояльность королю Георгу и правительству Цалдариса.
Тогда же , 3 марта началось восстание в Македонии, где поднялся 4 армейский корпус Каменоса. В тот же день на острове Крит разгорелись ожесточенные бои между мятежниками генерала Канакакиса и правительственными войсками. Правительственным войскам удалось удержать портовые города Хания и Струма. В течении следующих пяти дней восставший флот высадил десанты на всех крупных островах Эгейского моря и наконец помог восставшим полностью овладеть Критом. В бухте Суда корабли повстанцев потопили два миноносца из отряда адмирала Хаджикириакоса. Оставшиеся два покинули Крит и вернулись в Афины. Все это время правительственные ВВС наносили удары по кораблям поставнцев. Практически все они были повреждены. Из за этого была сорвана десантная операция в порту Салоник, куда подходили войска генерала Каменоса.
Вместо этого усеченный отряд кораблей во главе с легким крейсером "Элле" вошел в порт Кавала восточнее Салоник и привели туда конвой из 6 транспортов с 17 полевой дивизией генерала Самойотиса из Смирны. Совершив 40 километровый переход по плохим горным дорогам, дивизия вышла к утру 11 марта на рубеж реки Струма, практически в тот момент, когда правительственные войска генерала Панайтакоса готовились перейти в решающее наступление с целью уничтожения войск 4 ак. Атака была сорвана. А утром 12 марта пошел сильнейший снегопад сделавший невозможным любые перемещения войск в районе Струмы.
В тот же день "Элле" ушел с транспортами в Смирну за очередной партией войск. Однако, этого могло не случится если бы правительственным ВВС удалась атака на конвой инсургентов в Кавале. Не успевая нанести удар когда конвой был в открытом море , руководство в Афинах решило потопить конвой прямо в Кавале, а затем по очищенному от восставших республиканцев Эгейскому морю (практически все корабли восставших в эти 10 дней были серьезно повреждены непрерывными атаками ВВС) перебросить в тыл восставшим подкрепления, окружить и уничтожить группировку Каменоса. Для атаки на Кавалу была сформирована авиагруппа из 22 истребителей и бомбардировщиков , основной ударной силой которой была шестерка морских бомбардировщиков "Хаукер Хорсли"
Hawker Horsley. Тихоходный биплан, принятый на вооружение Британскими ВВС в 1929 году. Главным достоинством были очень высокая дальность для одномоторного самолета - 2000 км и приличная бомбовая нагрузка - около 700 кг.
Ну очень легкий крейсер "Элли". Построен в 1913 году в Нью-Йорке, как часть "китайского заказа". Планировался использоваться как учебный крейсер. Водоизмещение 2500 тонн. Скорость 22 узла. Вооружение 2х152мм и 4х120мм. В конце двадцатых прошел модернизацию во Франции, где получил зенитное вооружение из 6 47мм орудий.
Но невероятная случайность помешала планам афинского руководства.
Даглас Баркер. Конец 20х годов.
Даглас Баркер был одним из первых морских летчиков в Королевском Военно-Морском флоте. Свой первый взлет с корабля он совершил еще весной 1914 года, когда поднял свой "Де Хевиленд" с взлетной платформы первого английского крейсера-гидроавианосца "Гермес". Во время Ютландского сражения он служил на "Кампании", первом полноценном гидроавианосце британского флота, но из за тумана полеты были отменены и авиация не сыграла никакой роли в крупнейшем в истории сражений линейных флотов.
После войны он, по примеру многих других летчиков, начал зарабатывать на жизнь публичными выступлениями. Снимок , помещенный выше, сделан в Сент-Луисе в 1925 незадолго до начала авиашоу. Тут ему 40. Впоследствии он некоторое время возил почту, участвовал в авиагонках, в 1933 чуть было не сорвался в Колумбию, которая тогда воевала с Перу и где требовались хорошие пилоты. Однако в том же году Палата Общин Британского парламента приняла закон об увеличении численности ВВС и на родине Баркера понадобились опытные пилоты для работы в летных школах.
В феврале 1935 года 50ти летний Баркер находился на отдыхе в Париже. Его знакомые летчики предложили ему посетить завод фирмы "Девуатин", где испытывался новейший французский истребитель Dewuatin D.500. Цельнометаллический моноплан с неубираемыми шасси, но зато первый в мире серийный истребитель, вооруженный пушкой.
Dewuatin D.500. До начала Испанской войны был единственным серийным истребителем в Европе, способным конкурировать с советскими И-16
Баркер и его компаньоны были вполне в курсе того, что происходит в мире. За пару лет до описываемых событий Франция уже предлагала свои самолеты для создававшихся Греческий ВВС, но королевское правительство выбрало британские фирмы. И вот, за кофе и крепкими "Житанес" глава фирмы как бы шутя заявил - "Я слышал, что ВВС целиком на стороне короля. Было бы здорово сбить десяток-другой их самолетов и доказать, как они были неправы, отказавшись от моих услуг. Как Вы думаете, мсье Баркер - способны конкурировать мои птички с тем старьем, что поставили Георгу Второму Ваши соотечественники ?".
Это был развод. Самый жестокий развод в жизни Баркера еще с тех времен, когда он размышлял о своих перспективах в роли морского летчика. Облетанный им утром 3 марта "Девуатин" на самом деле оставлял впечатление от которого перехватывало дух, а весь ассортимент британских самолетов был им хорошо изучен за два года работы летчиком-инструктором. И если не брать в расчет новейшие "Харрикейн", "Спитфайр" и "Гладиатор" до которых простых инструкторов еще не допускали, ни один другой самолет не смог бы конкурировать с "Девуатином".
Продолжение следует.
Самое простое решение не тратить времени на щелканье клавиш лентяйки - скачать "ТВ программка". "ТВ программка" это
программа передач 200 самых популярных телеканалов. Причем. с анонсами самых интересных программ. С "ТВ программка" ничего не упустишь и и не пропустишь.