СырПещерТур-2018: Сибирячиха и дорога домой

Mar 27, 2019 12:40

Последний пост из СырПещерТура с попыткой прорваться к ещё одной знаменитой пещере - пещере Окладникова возле села Сибирячиха или хотя бы к одной из Сибирячихинских пещер.

Село основано в 1824 году. Первыми жителями села Сибирячиха были старообрядцы, построившие дома вместе впадения реки Червянки в реку Сибирку.

Место они выбрали интересное, в долинке между горами, как бы в тупике, дорога туда одна и очень красивая, плавные зеленые горы, перевалы, цветущая жимолость, свобода и простор. Я иногда открывала окно, чтобы поорать)) Проехали пару небольших деревень, и прибыли в Сибирячиху. Здоровенную пещеру увидели почти сразу, но решили. что подберемся поближе и сфотографируем, но подобраться не смогли!

История у мест богатая.

К концу XIX века в селе насчитывалось более 1000 человек, по результатам переписи 1917 года численность населения составляла 2779 человек из них 68% старообрядцев. Перед началом Первой мировой войны в селе имелись: церковно-приходская школа, единоверческая церковь. Были распространены следующие промыслы: изготовление саней, телег, инвентаря для обработки земли, пошив конной упряжи. Из объектов инфраструктуры имелись почтовое отделение, земская квартира, медицинский пункт с несколькими койками, маслодельный кооператив, казённая винная лавка. В 1908 г. была построена и открыта школа. 2 раза в год проводились двухнедельные ярмарки (в июне и декабре). О дореволюционной истории села свидетельствуют и сохранившиеся до наших дней названия окраин села - «Корея» и «Турция». Ни кто не помнит, почему они так называются, но по одной из версий, на этих окраинных жили участники русско-турецкой и русско-японской войн.

В начале августа 1918 г. в Сибирячихе белыми частями из отряда правительственной Алтайской экспедиции войскового старшины В.И. Волкова были расстреляны 10 красногвардейцев из отряда П.Ф. Сухова. Погибшие похоронены в братской могиле. Осенью 1919 г. в селе было создано три повстанческих отряда. В сентябре того же года, захватив село, колчаковцы по списку, предоставленному им кулаками, сожгли 17 домов повстанцев и расстреляли партизан Ладакова, Черепанова и Говорушенко, захваченных в плен. Позже они были похоронены рядом с суховцами. Установленный на братской могиле памятник находится в аварийном состоянии.

Река Ануй - главная водная артерия Солонешенского района, на её левом берегу и располагается основная часть современной Сибирячихи, а на правом берегу Ануя, на против села возвышается красивая скала высотой примерно 50 м. Она состоит из известняка девонского периода. В скале видны множество отверстий, некоторые из них доступны только скалолазам. У воды находится вход в Большую Сибирячихинскую пещеру. Длина всех ее ходов - 160 м, а высота сводов около 15м.

На окраине, называемой «Турция», располагается главная достопримечательность Сибирячихи - пещера Окладникова. Она была давно известна археологам и местным жителям. Первое письменное упоминание о пещере сделал в 1878 году алтайский исследователь Николай Ядринцев, официальное название пещера получила в честь археолога Алексея Окладникова. В 1984 году его ученики проводили там раскопки. Пещера из себя представляет небольшой грот высотой 2,5 и шириной 8 метров. Но при первом же шурфе обнаружены: останки плейстоценовых животных, каменные орудия труда первобытных людей и останки двух неандертальцев. Всего в пещере Окладникова обнаружили 3763 экземпляра костных останков. Считается что пещера использовалась как стоянка охотников на животных, в основном мамонтов, бизонов, шерстистых носорогов. Вероятное время освоения древними людьми пещеры- 37-40 тысяч лет назад. В настоящие время пещера имени Окладникова законсервирована.

В долине реки Сибирка выявлено около 30 курганов, имеющих диаметр до 22 м, высотой до 1,5 м. В них хоронили представителей пазырыкской культуры. Один из центров проживания пазырыкцев находился в долине реки Сибирки.

Круто же! А мы такие скачем не по тому берегу Ануя, муж уже ругается, а я всё думаю, как переправиться)

Сдалась. Осложняло дело ещё недавнее наводнение, смыло даже дорогу в село, мы проезжали по какой-то временной насыпи, может и был когда пешеходный мост, да сплыл. Вернулись на дорогу, переехали Ануй и решили сделать ещё одну попытку приблизиться к пещерам.

Что делают эти люди осталось для меня тайной.

По полевой дороге доехали до подъема круто в гору - возможно здесь и ездят к пещере, но на чём-то посерьёзнее Маздая Петровича, мы решили пешком прогуляться по, между прочим, памятнику природы - Сибирячихинской каменистой степи (у нас тоже такая есть рядом - Новососедовская).

Ковыль, жимолость и другие обитатели степи.

Любимцы моего детства.

Рома с Яной впереди, я пыхчу с Максом сзади.

Уже виды открываются: полевая дорога и Ануй за ней.

Мост через реку.

И снова жимолость.

Край мироздания.

Впереди какая-то ферма, но мы туда не хотим.

Лошадки гуляют.

Привал у невесть как там оказавшегося дерева.

Наивная женщина сняла маску от солнца. А Макс всю дорогу снимал с меня очки - результат очевиден))

Пора вниз... Но впереди ещё много километров зеленых гор.

Там внизу уже равнинный Алтайский край.

Ещё немного грунтовки и спускаемся на ту самую любимую мною дорогу, которой начинается предыдущий пост.

Дальше были козы, сыр, цветочки, купание в озере и бронирование ночлега в Ае, потому что день клонился к вечеру, а жать до города не хотелось.

Я уже писала, что нам предлагали: бассейн и вай-фай, и что мы получили: заросли и клещи)) Сверху над нами была "канатная дорога" над Катунью, по которой иногда проносились с визгом и/или матами пристёгнутые к тросу люди.

Алексей в шоке от окружающей действительности.

А Рома зато добыл огонь и приготовил ужин из жалких остатков провианта: колбасы, хлеба и сыра)

На наше жопомирье пала ночь, и всю ночь с Аи доносилась умца-умца дискотек - НИ-КОГ-ДА не надо туда ездить, ужас что сделали с некогда красивым местом.

Утром вскочили, сдали наш двухэтажный особняк и дёрнули в Майму за Чергинским сыром! Названия у колбасы прикольные, местные.

Но мы консервативно купили "Советского" и "Чергинского" и дунули теперь уже точно домой. И хочу телепорт, очень надоела уже дорога Новосибирск - Бийск.

Сыр пещеры победил, как вы уже поняли)

другие места, россия, в кадре, алтай, янкины фотки, фото макса, мы - семья, мир вокруг