На мероприятия от "Умной Москвы" я засматривалась давно, но где Москва, а где мы? И как-то я так смирилась со свои местом в мире, что пропустила появление "Умного Новосибирска"! (Да, я спросила у Яндекса, были ли уже такие заголовки в прессе - нет, как так-то? :))) Узнала об этом я только из пресс-релиза, в котором приглашались к бесплатному посещению СМИ и родительские комитеты. Здесь Наташа откашливается, цепляет бейджик "блоггер", берёт в охапку детей и ведёт их на программу "Биологические эксперименты".
Вообще, мне совершенно не нравится, когда науку преподносят как развлечение: типа вот у нас стоят всякие научные установки, около них таблички, вы всё равно ничего не поймёте, но если сюда кричать, то там будет слышно, прикольно же, да? Какой-то отрыв от реальности происходит: зачем туда кричать? зачем крутить педали? зачем бросать монетку в чёрную дыру? А "Умный Новосибирск" подкупил тем, что ставится конкретная задача - провести эксперимент, чтобы подтвердить или опровергнуть конкретную гипотезу, например, правда ли, что мыши любят темноту? В жизни это тоже не факт, что пригодится, но хотя бы понятно, что к чему :))
Из первых уст: "Разработчики программы - эксперты проекта «Умная Москва», представители биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. Мы готовим два варианта шоу для детей разных возрастов, поэтому не беспокойтесь, что семилетнему ребёнку будет что-то непонятно, а тринадцатилетнему, наоборот, скучно. Важно! Все опыты абсолютно интерактивны - дети делают их своими руками, а не смотрят, как их делают ведущие. Для родителей мы по традиции подготовили отдельную программу. Будем говорить о том, как работают учёные-биологи, как рождаются научные открытия, почему учёным интересны дрозофилы и нематоды и какие великие открытия уже стоят у нас на пороге."
В общем, детей поделили на пять команд: "Похожие генетики", "Въедливые микробиологи", "Кровожадные зоологи", "Занудные ботаники" и "Нервные физиологи" (Юмор. Юмор мы любим), и они разошлись по лабораториям: в одной препарировали раков, в другой разглядывали под лупой крылышки дрозофил, в третьей пугали мышей, в четвёртой делали заменитель почвы, а в пятой изучали квас на наличие в нём дрожжей. Как вы поняли, названия команд отчасти совпадали с названиями лабораторий и разделов биологии.
"Научные руководители".
Чёрные ящики с намёками, о чём пойдёт речь: набор из сушёной рыбы, игрушечной тележки и лебедя вам о чём-нибудь говорит?
Презентация проекта. Что ещё подкупает - то, что темы не мусолят годами, а проводят только один раз: в феврале вот была биология, в марте - хирургия, в апреле - детектив (химия, надо полагать), в мае - палеонтология, на которую я уже даже купила билеты, потому что Яна уже прожужжала мне все уши эволюцией и динозаврами.
Взрослым, тем временем, рассказали о том, как создатели пришли к такому формату, провели викторину на знание биологии (или умение угадывать ответы), обещали призы "самому правильному" и самому неудачнику, но этот момент я что-то пропустила. Хотя я всё равно, наверное, была середнячком :) А ответы на викторину преподносились в виде увлекательного почти-стендапа.
Потом прошлись по лабораториям. Ботаника.
Дети отвечают на вопросы по теме и делятся наработками. В пробирках семечки в питательной среде. Наш огурец что-то так и не проклюнулся, опровергая все гипотезы, что можно расти без почвы))
Физиология. В домиках мыши - стрессуют и не выходят наружу.
Релиз гласит: "И, конечно, кое-кто поедет с нами домой. В этот раз у нас будет особенно насыщенный набор для домашнего задания, который существенно продлит общение ребёнка с биологией." Но нет, это не мыши!
Зоология. Расчлененку рака я снимать не стала, да и у детей она вызвала довольно однозначные и не очень научные эмоции) Уфффф, раки тоже не поехали с нами! К тому же они были уже слегка дохловаты.
Микробиология. Поймала здесь дочь, которая на правах самой старшей в группе с довольным видом меняла предметные стекла и рулила электронным микроскопом.
Есть ли жизнь в квасе?
Смотря в каком.
Ну а кто же теперь живёт у нас дома? Стопятьсот дрозофил!!! С одной стороны интересно за ними наблюдать: в пробирке то куча личинок, то копошатся червяки, похожие на грибных, то снуют толпы мух, то наступает затишье. Как написали мне из "Умного Новосибирска" на вопрос, что делать с мушиной фермой: экосистема рассчитана на два месяца, потом можно выбросить пробирочку. Сейчас корма уже вдвое меньше. И я очень сильно ржала, когда моя знакомая Ира, дочь которой тоже была на этой программе и тоже стала счастливой хозяйкой мух, написала: "Я боюсь, что раз их так много, они поднажмут и вытолкают ватку" :))
В общем, мне понравились и подход, и реализация, везде бы сходила, да финансы, романсы, все дела) И пару слов о том, где сейчас живёт "Умный Новосибирск" - о новой библиотеке НГТУ - новое отдельное здание на месте автодрома (где судьба свела нас с мужем, кстати), простор, красота, удобные диванчики, лифт - я реально в культурном шоке. Помню как это было при нас - не так оно было, не так)))
На книги сразу запала, любимая тема же.
Книжечки сдаём!
И везде автоматы и роботы.
Ба! Джаз-оркестр НГТУ, давно не виделись))
В общем, классно сходили! А Янка, что характерно, даже месяц спустя помнит, о чем шла речь во всех лабораториях, и это дорогого стоит.