Итак, Далат. Место, где земля стоит безумные тысячи долларов, куда приезжают жить на пенсии пожилые французы, где в школах французский язык является обязательным предметом (а в северных провинциях, к слову, обязательным является русский), где на постройку домов в старовьетнамском стиле введён особый налог, а европейским всегда рады - прости, Далат, но мы тебя почти не видели. Лишь немного с верхних ярусов Крейзи Хауза, о котором сейчас и пойдёт речь.
Crazy House - это отель, но как там жить, я не представляю, потому что кроме того, что это отель - это ещё и очень посещаемая туристами достопримечательность - там постоянно толпы народа, топот и гвалт. Мы сначала очень скептически отнеслись к идеи тратить время на какой-то странный дом, но потом еле оттуда ушли.
Вообще это место в Далате называется Hang Nga Guesthouse - «Лунный дом», но за ним давно уже закрепилось название «Crazy House» - «Сумасшедший дом». Дело в том, что это и не дом вовсе в привычном понимании этого слова; это сюрреалистичное строение больше напоминает причудливо изогнутое дерево, вросшее корнями глубоко в землю. А внутри дерева - извилистые коридоры, необычные лестницы и комнаты, обставленные невиданной мебелью, причем большинство из этих комнат выдержаны каждая в своем стиле. Есть, например, комната муравья, комната тигра, комната кенгуру.
Прямо здесь живет и создательница этого удивительного места - госпожа Данг Вьет Нга, известная больше как Ханг Нга. Госпожа Нга - архитектор по образованию, в юности она училась в Советском Союзе. Напоминанием о ее «русском» прошлом в «Крэйзи Хаусе» стали избушка на курьих ножках и матрешки во дворе этого необыкновенного здания.
Всё здесь сделано из бетона - при постройке не пострадало ни одного дерева: хозяйка дома таким образом борется за экологию и сбережение природных ресурсов.
Нас, конечно, сразу понесло на верхотуру, и вот он - холмистый Далат.
«Сумасшедший дом» открылся более 20 лет назад, в 1990 году, но его строительство и реконструкция продолжается до сих пор. К основному корпусу-дереву добавились еще два: один - в виде гигантского паука, а другой - в виде жирафа (там сейчас расположилась кофейня).
Строится новый корпус.
И, знаете, такая меня вдруг зависть обуяла: это ж так круто, выражать себя не в какой-то мелкой ерундовине, а широкомасштабно, с размахом! Опять же детская моя мечта - построить свой домик, у меня целые тетрадки были изрисованы планами и проектами домов из подручных средств :)
Здесь ты совершенно не контролируешь, куда ты идёшь: лестницы и переходы перекручены как в Хогвартсе и выводят то в бетонную коробку с работающими строителями, то в обжитые дворики с прудами и цветами.
Лесенки выше крыши. Эх, был бы широкоугольный объектив, было бы понятнее, что здесь к чему, а так только фрагменты целого.
На крыше бочки с водой для душа в номере отеля, а потолок стеклянный.
Мозг с крыльями?..
Внизу сувенирная лавочка.
И вон он хвостик Эйфелевой башни.
Очаг на террасе и садик с цветами.
Яна неслась как полковая лошадь, чтобы остановить её, приходилось прилагать немыслимые усилия!
Вид на современную часть Далата и кукусиков.
В незаселённые туристами номера можно заглянуть, но нам это не особенно удалось, ибо неведомая сила (Яна) тащила нас всё выше и выше.
А мы её всё ниже и ниже.
В яме под домиком живут крокодилы.
Хозяйский гараж и любимица "пятёрка".
Взрыв мозга!
Очередная дорожка привела нас в лавку, а я что-то побоялась даже цены узнать, теперь жалею.
Хотя свекровь уже пообещала связать Янке такую шапку :)
Представляли, каково оно, заселяться сюда с чемоданами, или "пошёл ты ночью на ресепшен и заблудился".
Везде бугенвелии.
Внизу тоже всего понамешано.
А на ресепшене проекты домов и вырезки о Crazy House из газет.
Еле ушли, в общем, и да, было круто, беру свои слова обратно. А пока мулен руж и дорога до шелковой фабрики "XQ".
Шелковая фабрика, которая находится в Далате, - это не просто фабрика, а целая галерея искусства, созданная в 90-х годах 20 века. Здесь собраны исключительные в своем роде произведения искусства вышитые шелком и по шелку. В основном вышивают гладью , делают двусторонние картины и "пишут" портреты. На работу над пейзажем может уйти несколько месяцев работы: чем больше полотно и чем больше деталей в вышиваемой картине, тем больше увеличивается срок и ценность работы.
И я бы, конечно, узнала о фабрике больше, если бы одна маленькая девочка не заявила, что хочет в... дамскую комнату. И мы пошли её искать. И чем дольше мы её искали, тем больше я ненавидела а) вышивки, б) шёлк, в) искусство, г) неземную красоту вокруг!!! Из часа отведённого на фабрику полчаса мы искали WC! И то не нашли, зато нас нашёл Рома и вывел куда надо. В общем, как вы уже поняли, территория XQ очень большая и запутанная: где-там были и коконы шелкопряда и их нити, и разные этапы изготовления шёлка, но я ничего из этого не видела.
Зато видела, какие там висят картины.
Зайка объёмный, причём это не аппликация, а тоже вышивка - по одному месту вышивается много раз. Как сделана лохматость - я не знаю.
Встречаются работы выжигальщиков по дереву.
И какие-то странные приспособления. В общем, мне (с нашими туалетными забегами вместо рассказов гида) фабрика показалась не менее crazy, чем Crazy House.
Здесь же можно встретить и вышивальщиц, работающих в режиме реального времени.
На фабрике работают девушки, которых учат здесь вышиванию много лет. Во время обучения они изучают все: от искусства формы, цвета, истории и литературы до этикета и медитации. Сюжеты для картин придумывают художники, затем девушки месяцами, а иногда годами создают полотно по макету рисунка. В создании полотен часто участвуют несколько вышивальщиц. Нередко картины создаются в группе из 4-6 человек в течение 9-12 месяцев.
Яна к тому моменту уже приустала и канючила, что пора домой. Картины её не интересовали совершенно, и мы пошли гулять.
Здесь стремление к экологичности идёт на другой манер - всё сделано из дерева.
И тут на грядке с травками мы заметили копошение...
... подошли поближе и спугнули кролика!
Тут началась погоня)
Кроликов там было как минимум трое.
И ещё одна белка.
Налюбовавшись на животных и повеселив своей охотой работниц фабрики, пошли дальше.
Двухсторонние вышивки на прозрачном шёлке.
Большинство из работ продаётся. Цены впечатляют: похороны обойдутся вам в 110 тысяч рублей.
А как шёлк красиво блестит!
Продолжаю работать конвертером валют - 184 тысячи рублей. Но тут как-то повеселее хоть картина)
И ещё нарядных девушек.
И современного искусства.
"На выход!!!", - говорит мне муж.
Но, заметив, что половина наших попутчиков отправилась в сувенирную лавку, мы немного расслабились.
Это семья основателя фабрики.
А эта картина вращается, чтобы можно было оценить тыльную сторону.
Да-да, затылок выпуклый, и тоже безо всякого наполнителя - стежок за стежком.
Ещё один двухсторонний портрет.
И галерея известных особ, посещавших фабрику. Знакомые все лица.
Кое-как выбравшись из загадочного мира шёлка, мы поехали на самую интерактивную часть экскурсии - дегустацию чая и кофе. Гид объявлял вид чая, а специально обученные люди разливали его по чашечкам. И всё это время на нас смотрели чучелки цивет.
На подносе упаковки, чтобы потом можно было купить такую же.
Улуны, чаи с женьшенем, лотосом, артишоками, какао, животворящий сок ягод нони и прочее, и прочее.
И тарелочки с засахаренными фруктами поставили, Яна очень обрадовалась.
А это заварник для лювака, но здесь продают не чистый лювак, а смесь с арабикой.
Муж дегустирует. Яна на удивление тоже выпила все чаи, а особенно полюбила какао, пришлось купить пачку домой.
Ещё купили чай с лотосом и пару бутылок рома. Ром очень дешёвый и очень приятный на вкус, за такую цену пить его страшновато, но пока все живы.
Кофемолка?
Шкурки крокодайлов.
И очередной алтарь для духов предков.
И раз уж зашла о них речь, расскажу со слов нашего гида о биче Далата и многих других вьетнамских городов.
Несмотря на то, что в переписи 1999 года большинство вьетнамцев назвались неверующими, разнообразные верования и культы неразрывно вплетены в повседневную жизнь страны. Одна из наиболее широко распространённых практик - культ предков, общий с китайской и другими азиатскими культурами. Почти во всех вьетнамских домах есть алтарь предков, где совершаются разнообразные обряды, примером которых может служить годовщина смерти, у них испрашивают совета при необходимости. Вера в призраков широко распространена, считается, что, если не совершать ритуалы, то дух предка превратится в голодного духа.
Чтобы духам предков хорошо жилось на том свете, вьетнамцы отправляют им передачки: в определённые дни сжигают во дворе своего дома пачки долларов (ненастоящих), картонные фрукты, дома и мотобайки.
Последователи религии каодай пошли дальше, по их мнению, человек, умирая, не прекращает своего существования, и, более того, ему по-прежнему нужен дом! Если человек жил в городском доме, то в его комнате оставляют всё как было при его жизни, закрывают двери и никогда туда больше не входят. Если он был более обеспеченным человеком, то заколачивают двери и окна во всём его доме. Этот дом нельзя продавать, нельзя сносить, можно лишь ждать, пока он сам развалится. Я не представляю, как это можно воплотить в жизнь, и меня терзают сомнения, не байки ли это, но брошенных разваливающихся домов в Далате действительно много: от некоторых остались только стены, некоторые держатся молодцом. Говорят, есть целые улицы таких домов. Бррр!
И вот мы покидаем Далат и озеро любви.
У пионеров закончились уроки...
Их родители утеплились к вечеру в пальто и шапки... (+25, если что, но для Вьетнама - ужас-ужас!)
Теплицы затягивает сумерками и дымом...
Серпантины всё так же вьются...
Артишоки всё так же зеленеют...
Деревенские детские сады давно опустели...
Дети дома дрессируют друзей человека...
А некоторые играют в футбол у обочины дороги...
А мы едем сквозь сумерки и смотрим кино про вьетнамскую глубинку, изготовление самогона из риса, охоту на слонов и пионеров.
Джунгли кое-где дымят: нужны новые поля для новых урожаев.
И наступает ночь, иногда озаряемая светом лесных пожаров - необычайно красиво и тревожно - красное на синем.
Останавливаемся в том же придорожном кафе, смотрим, как по стенам бегают гекконы, встречаем первых за всё время жужжащих под ухом насекомых, слушаем цикад. В городе же жизнь кипит, но сил кипеть вместе с ней уже нет, поэтому отправленный за добычей муж приносит багеты с начинкой из зелени, огурцов, поджаренных сосисок, сыра и прочего - и жизнь, как обычно, удалась. Мне вообще немного надо для счастья, вы, наверное, уже заметили :))