Краткая история катастроф
Барокамера доктора Канингема была шедевром инженерной мысли. Построенный на берегу озера Эри стальной шар достигал высоты пятиэтажного дома. В 900-тонной сфере с комфортом могли разместиться сорок пациентов одновременно. В то время холодильник был диковинкой, а в «Санатории Канингема» работала система климат-контроля, поддерживавшая в барокамере стабильную температуру и влажность независимо от времени года. Главным лечебным фактором «санатория Канингема» было высокое атмосферное давление, поддерживавшееся в барокамере на протяжении многих дней. Инцидент произошёл зимой 1923 года (в первоисточнике ошибка: барокамера Канигема была запущена в эксплуатацию только в 1928 г.).
“Пожар в камере!” - раздался крик медицинской сестры по внутренней связи. Ворвавшийся в шлюз врач увидел дым, заполняющий помещения барокамеры.
Открытого пламени нигде не было видно. Пациентов немедленно вывели наружу, никто не пострадал. Источником задымления стал пол камеры, обуглившийся под действием отопительной газовой горелки. Состав воздуха в барокамере не отличался от атмосферного, концентрация кислорода составляла чуть менее 21% и пожар не достиг катастрофических масштабов.
Интерьер «санатория Канингема»
Зимой 1967 года в японскую клинику доставили пациента с инсультом. Первый сеанс баротерапии под давлением 2,7 атмосфер при 50% содержании кислорода прошёл успешно, но пациент решил, что в барокамере холодновато и принял меры - на следующий сеанс захватил с собой в барокамеру бутановую грелку. В барокамеру мужчину поместили в собственной одежде, накрыв тяжёлым акриловым одеялом. Обыскать больного никто не догадался - права человека и всё такое. Примерно через час от начала сеанса одеяло на пациенте вспыхнуло. Присутствовавшая в барозале жена больного принялась колотить по барокамере и кричать, требуя открыть аппарат. Температура в барокамере мгновенно подскочила до 1260 °С (установили по оплавившимся металлическим деталям) давление выросло до 10,9 атмосфер. Рвануло так, что вздрогнул весь больничный корпус. Женщина была убита на месте, ещё двое человек ранены разлетевшимися осколками. Пациент… от него мало что осталось.
В журнале “Undersea & Hyperbaric Medicine” (24-3-1997) был опубликован анализ пожаров в барокамерах. Всего приведено 25 случаев. По уточнённым сведениям отечественного журнала «Гипербарическая физиология и медицина» всего за период с 1923 (1928?) по 1997 годы в мире произошло 32 пожара в медицинских барокамерах, погиб 81 человек. Антирекорд принадлежит Китаю: В 1997 году при пожаре в многоместной барокамере погибло 11 человек.
В атмосфере чистого кислорода под давлением горит всё. Горит даже нержавеющая сталь. Скорость распространения огня по одежде - полтора метра в секунду. В барокамерах нет систем пожаротушения поскольку все огнетушащие составы в кислородной атмосфере неэффективны от слова «совсем». Смертность пациентов при пожаре в кислородной барокамере равна 100%. Исключений нет. Люди гибнут от резкого перегрева, отравления угарным газом, ожогов. Случаи, когда пациента достают из сгоревшей барокамеры живым редки, но всё же бывают. В 2012 году, 30 августа вспыхнула барокамера в ставропольской больнице, обгорел семнадцатилетний парень, а уже 1 сентября газеты сообщили о его смерти. При ожогах 100% поверхности тела искусственная кома, в которую погружают пострадавшего, является лишь растянутым по времени аналогом эвтаназии.
От чего горят? 65-летний китаец Ли Хун, житель китайской провинции Гуандун маялся от непереносимого желания закурить. Курение в больнице воспрещалось, а ходить за проходную больной не мог по состоянию здоровья. Когда его в первый раз поместили в медицинскую барокамеру, китаец понял - это его шанс. Барокамера представляла собою стальной цилиндр с микроскопическими иллюминаторами и риск спалиться был минимален. По крайней мере, дедушка так считал. Когда давление в барокамере поднялось и перестало давить на барабанные перепонки, старичок достал припрятанные в одежде сигареты, чиркнул зажигалкой и… Результат вы видите на фото:
В Японии, в 1969 г. в барокамеру были помещены четверо испытателей. Опыт проводился при 73% содержании кислорода. Причиной пожара стала кинокамера - искра от неё подожгла стопку газет. Не выжил никто. В Иркутске мамаша дала ребёнку инерционную машинку, чтоб было нескучно в барокамере. Ребёнок чиркнул машинкой по стенке барокамеры, возникла искра, барокамера полыхнула. В Питере в сгоревшей вместе с ребёнком барокамере нашли остатки зажигалки. Как она туда попала? Это вы у меня спрашиваете?
В барокамеру положили моднейшего по советским меркам джентльмена. Волосы пациента были покрыты бриллиантином - для блеска и чтоб причёска держалась. Бриллиантин готовится из глицерина и туалетного спирта. Медицинские барокамеры устроены так, что приток кислорода осуществляется к голове пациента, в данном случае - прямо к волосам, пропитанным глицерином с остатками спирта. Пациент сгорел.
В 2009 году бабушка-итальянка с четырёхлетним внуком приехали в США на лечение. Ребёнку был назначен курс баротерапии по поводу детского церебрального паралича. Процедура проходила в многоместной барокамере, в которую старушку поместили вместе с мальчиком. Пожар полыхал пять минут, в течении которых итальянцы лишились 90% кожного покрова. С такими ожогами не живут. При расследовании выяснилось, что на итальянцах были вещи, содержащие до 35% синтетики способной дать разряд статического электричества. На мальчике был подгузник, также с синтетикой. Барокамера не имела заземления, а на пациентах не было специальных заземляющих браслетов. Бабушка захватила с собой детские салфетки, содержащие спирт. Ну и последний пункт в обвинительном приговоре: Связь в барокамере не работала. Когда полыхнуло, старушке пришлось стучать в стекло, чтобы привлечь внимание персонала.
Уму не постижимо, что пытаются пронести в барокамеру номинанты на премию Дарвина: плееры, ридеры, фонарики… Медсестра в барозале обратила внимание - у пациента странное выражение лица. Оказалось, он запихнул в рот мобильный телефон и собирался с ним лечь в барокамеру. На естественный вопрос «На фига?», парень, слегка смутившись, ответил: «Хотел проверить, будет ли он работать в барокамере?» Для любопытных отвечу: в барокамере телефон работает. В старой «Ока-МТ» похуже, в новенькой барокамере БЛКС с большими иллюминаторами - заметно лучше. Телефонный звонок будет последним, что вы услышите в своей жизни.
Конструктивные недостатки барокамер служат причиной пожара чрезвычайно редко. Но в 93-94 годах в Китае подряд сгорели три барокамеры из-за короткого замыкания в воздушном кондиционере. В российских камерах БЛКС, кстати говоря, кондиционеров просто нет. Примитивная советская желелзяка, но… безопасная. На заметку родителям, желающим развлечь своё чадо в барокамере чтением книжки по телефону: При длительном разговоре динамик телефона в барокамере нагревается. И хоть напряжение там всего 12 вольт, не рискуйте.
В 25% случаев причина возгорания неизвестна. Вроде бы, барокамера исправна (она всегда исправна), пациент одет в специальную одежду из хлопка, одежда увлажнена, поверхность барокамеры обезжирена… Ближе к концу сеанса больной сообщает: «У меня горят ноги». Дальше вы уже знаете.
Что делать?
На случай пожара в барокамере существует инструкция из пяти пунктов. Теоретически, медики могут выполнять их одновременно. Но практически, если в барозале остался единственный не запаниковавший сотрудник, он обязан действовать именно в такой последовательности:
Во-первых и в главных: сообщить о пожаре в пожарную часть. Как бы не развивался пожар, что бы не взорвалось (а в больнице много чего может взлететь на воздух), на место происшествия обязательно прибудут люди, точно знающие, что делать на пожаре.
Во-вторых, вывести людей из помещения, извлечь пациентов из не охваченных огнём барокамер. В первую очередь спасают тех, кого можно спасти. Шансы больного в горящей барокамере см. выше.
Только на третьем месте стоит перекрытие кислорода и эвакуация больного из горящей барокамеры. Но тут медика ждёт неожиданное препятствие. Во всех медицинских барокамерах установлена «защита от дурака» - их невозможно открыть, не сбросив давление. Очень важная вещь, скажу я вам. Мне известен случай, когда у пациента в барокамере начался приступ эпилепсии и запаниковавший врач безуспешно дёргал рычаг открытия люка. Без блокировки раскрывающийся под давлением люк гарантированно сорвет замки, а пациент испытает примерно то же, что испытывает пушечное ядро при выстреле. Барокамера в капремонт - больного в травматологию. При пожаре давление в барокамере возрастает как в средневековой пушке времён Столетней войны. И эффект при открытии люка будет как от пушечного выстрела в упор. Поэтому, при любых обстоятельствах, сперва сбрасывают давление через аварийный клапан и только потом открывают барокамеру.
Один доктор рассчитал время, необходимое для извлечения пациента из горящей барокамеры. 3-5 секунд уходит на то, чтобы выйти из ступора и принять решение. 20-30 секунд будет сбрасываться давление. Барокамеры БЛКС открываются поворотом рычага - полсекунды. А у обесточенной «Ока-МТ» ручку замка надо крутить секунд двадцать. Итого, получается около минуты, в течении которой больной пребывает в миниатюрном подобие мартеновской печи. Как говорится - без шансов.
Четвёртым и пятым пунктами соответственно идут тушение пожара (если сам не потух после выгорания кислорода в барокамере) и вызов начальства в барозал.
За что горят?
Ассоциация подводной и гипербарической медицины США (UHMS,
http://www.uhms.org) создала комиссию, утвердившую показания к оксигенобаротерапии:
1. Воздушная эмболия.
2. Отравление угарным газом, осложненное отравлением цианидами.
3. Клостридиальный мионекроз (газовая гангрена).
4. Краш-синдром, синдром отрыва или другие травматические повреждения.
5. Декомпрессионная болезнь.
6. Неэффективное лечение некоторых проблемных ран.
7. Выраженная анемия.
8. Внутримозговой абсцесс.
9. Некротизирующая инфекция мягких тканей.
10. Рефрактерный остеомиелит.
11. Отсроченное радиационное повреждение (мягких тканей и костные некрозы).
12. Скомпроментированный кожный лоскут.
13. Термические ожоги.
14. Актиномикоз.
В Евросоюзе действует «Соглашение» по баротерапии в основном, дублирующее американские показания. В приказе советского Минздрава от 1976 г. приведено 11 показаний для баротерапии. Если исходить из представленных списков показаний, барокамерам самое место в крупной скоропомощной больнице вроде «Склифа», куда везут всё вышеперечисленное. Или в больнице приморского города, где обитают дайверы-туристы и водолазы-профессионалы. У тех и других декомпрессионная болезнь (в просторечии кессонка или кессонная болезнь) - профессиональное и довольно частое заболевание. Излечить «кессонку» можно только положив водолаза в барокамеру, других способов просто нет. Фактически же… Вот самые весёлые диагнозы, с которыми люди приходят в барозал:
«ИБС, стенокардия напряжения» - по мысли лечащего врача атеросклеротические бляшки в коронарных сосудах усохнут и растворятся под действием термоядерных доз кислорода.
Вегетососудистая дистония - жуткая болезнь. Практически не лечится. Проходит сама, с лечением и без лечения. Раньше по поводу ВСД даже больничные не давали, дескать, не придуривайтесь, идите работайте. Что интересно - трудотерапия помогала!
«Нормально протекающая беременность». Не помню, какого триместра. На вопрос «Зачем?» доктор, ничуть не смутившись, ответил: «Ребёночка кислородом подпитать».
Ну и хит сезона: «Похмельный синдром». Разумеется, в барокамеру мужик лёг под другим, вполне благовидным диагнозом, но главным показанием для баротерапии было выпитое накануне. Помогло, кстати говоря.
В Японии, где на качество медицины грех жаловаться, имеется 6,5 барокамер на 1 млн населения. В других странах барокамер ещё меньше, причём, в разы. Но в России, в 1998 г. действовало 20 барокамер на 1 млн населения. С 90-х годов, когда разрешили писать о катастрофах в СМИ, Россия естественным образом стала основным поставщиком сообщений о пожарах в барокамерах. Конкуренцию нам составляет только Китай. В Китае, во-первых, население в разы больше, а во-вторых, там тоже любят методы лечения с ничтожной доказанной эффективностью или вовсе без оной.
В сухом остатке: баротерапия - одна из самых безопасных процедур. Если барокамера исправна, если пациент в специальной увлажнённой одежде, если на нем нет кремов и мазей, способных самовоспламеняться в кислородной атмосфере, риск сгореть становится в несколько раз ниже риска погибнуть от анафилактического шока в кабинете стоматолога. Но анафилаксия или перитонит вследствие забытого в животе тампона - это слишком банально, чтоб возбудить почтенную публику. Публика любит жареные факты, с дымком и привкусом тюремной баланды. В историях со сгоревшими барокамерами всё это присутствует усилиями журналистов, превращающих порой заурядное вручение премии Дарвина в злодеяние мирового масштаба.
Один доктор заметил: в России барокамеры горят примерно раз в два-три года. Последний эпизод был в Ставрополе, в 2012 г. Если теория верна, совсем скоро полыхнёт снова и в блогах/газетах/порталах появятся чудесные заголовки:
Врач заживо сжёг человека в барокамере «Корсары Тарновского» (повесть о пиратах постъядерной эпохи):
Литрес «Взрывая Империю» (мир магии и тротила):
Литрес