Навигация: << Джангысколь << К оглавлению Гигантская рябь течения - это главная изюминка Курайской котловины, если говорить именно о равнинной ее части. Но я решил возвращаться к большим песчаным волнам не напрямую, а сделав небольшой крюк к Чуе в том месте, где она ущельем выходит из котловины. В 2014 году нас к этому ущелью подвозил Евгений Горбик, местный эксперт по трансферу в Монголию. Но он подвозил с другого берега. Я же сейчас находился не на стороне тракта, и мог попасть на менее доступный берег ущелья. Заодно это была хорошая возможность поглядеть на Чую, на которой находятся обе котловины, через которые я шел. Река красивая, но в большинстве мест "декорирована" дорогой - Чуйским трактом. В районе же того ущелья дорога идет сильно вдали от Чуи. Мой путь лежал вдоль реки Актру с ее живописной поймой.
Горы хмурятся, вид с большого острова на реке Актру. К этому месту я вышел от Джангысколя.
Пойменный лес реки Актру.
Река Актру.
Заброшенный забор.
Вид вверх по Актру.
Место, куда я вышел, было почти никем не посещаемо. Через Актру имелся брод слабо накатанной дороги, но на холм, с которого открывался вид в ущелье, никакая дорога не забиралась. Я оставил рюкзак в кустах, и двинулся в гору налегке. Дорога от Джангысколя к Чуе вышла отнюдь не короткой, и пока я отдыхал на фоне достигнутого пейзажа, я был награжден несколькими солнечными просветами. Чуя демонстрирует интересное сочетание степи с еловой тайгой. Обычно тугайные леса состоят из лиственницы или тополя, а тут вот так. Видать сыро там внизу!
Чуя в ущелье на выходе из Курайской котловины.
Панорама. Елово-лиственничный лес в долине Чуи.
После я направился назад на Тюте, к уже пристрелянной горе. Думал успеть туда к закату, если вдруг к вечеру выйдет солнце. Но солнце не вышло. Я пришел к назначенному месту незадолго до темноты, и заночевал в еловой чаще неподалеку от небольшого родничка. Утром погода не исправилась, но определенные кадры гигантской ряби течения мне удалось заполучить. Пока я караулил на горе, туда же подошла барышня из кемпинга неподалеку, она правда была не в теме. Курайская котловина когда-то была огромным озером, плотиной которому служил стекавший откуда-то сбоку ледник, затыкавший собою долину Чуи. В конце ледникового периода произошло катастрофическое событие, связанное с прорывом этой своеобразной плотины. За считанные часы весь объем озера спустило вниз по долине Чуи, и далее по Катуни. На спуск шла уже не совсем вода, а гигантские сели, т.е. поток жидкой грязи и булыжников, за счет массы и инерции ведущий себя как жидкость. Свидетельством тому событию служат пейзажи Катуни близ впадения в нее Чуи - видно, что толщина остановившейся сели там составляла метров триста, и потом река промыла себе русло заново, кое-где срезав водой окаменевшую сель, а кое-где оставив нетронутые террасы. Когда вода сливалась из озера, на его дне образовалась гигантская рябь течения. Знаки гигантской ряби можно наблюдать до сих пор. Ниже - две панорамы, снятые с интервалом в час, пока рассветало.
Прокрутка панорамы. Гигантская рябь течения в Курайской степи.
Прокрутка панорамы. Гигантская рябь течения в Курайской степи.
Линии прибоя древнего озера. Его уровень постоянно менялся, прибой бился на разных высотах.
Так закончился мой поход по Алтаю, на 4 дня раньше запланированого срока. Можно было бы сходить на ледник Актру, но мне в тот момент поход казался завершенным - как по впечатлениям, так и по степени усталости. Во многом опередить график мне помогли трекинговые палки. От возвышенности, где я снимал рябь, я двинулся к поселку Курай. Там меня должен был забрать таксист, с которым я договорился с того вечера - то самое "коммунальное" такси, по 1000р с человека от Кош-Агача до "Горного" (Горно-Алтайска). Правда пока я шел пешком до поселка, меня подсадили к себе в джип другие путешественники. Интересные ребята, пожилая пара лет по 55, поехали в романтическое путешествие. Могли бы меня и в Горно-Алтайск отвезти, но я уже договорился, так что слез в Курае ждать таксистов. В самом Курае пока ждал на остановке, каких-то двух местных укурков забрала в машине местная боевая дама, предложила и мне подъехать. В этих местах, знать, не пропадешь. В том же Курае я успел по мобильнику перебить авиабилеты на 4 дня назад, респект Уральским авиалиниям. Утром следующего дня я уже летел в самолете домой.