Полуостров Мангистау или вода в пустыне, 26.04-03.05.2015 - Введение

May 22, 2015 00:44




Мой план съездить в Мангышлакскую область родился путем нескольких метаморфоз. К некоторому моменту я начал понимать, что поездки вида "вода в пустыне" - это целое отдельное направление ландшафтных изысканий, с роду направлениям в культуре или музыке. Пустыня дает солнце и тепло, а вода - почву для жизни. Близ воды в пустыне много чего интересного растет, много чего прыгает и летает. Подобные сочетания я уже наблюдал в поездке на озеро Эльтон, и позже при сплаве по Ахтубе; некоторое подобие было и в Монголии, правда там уже вода со степью, и несколько иная, холодная. После этих поездок, где-то в начале зимы, у меня возникла мысль, а не продолжить ли в том же духе, и не посетить ли весной берег Аральского моря. Аральское море сильно усохло, но близ крутого и обрывистого западного берега вода ушла не далеко.

Но после подробного изучения вопроса я пришел к выводу, что те же самые пейзажи, только гораздо живее и разнообразнее, можно наблюдать не так уж далеко от Арала - на восточном берегу Каспия. Там тоже есть обрывы, тоже пустыня, но море живое, а не мертвое. Аральское море сейчас лишено привычной нам жизни из-за высокой солености - в нем сейчас обитает лишь ряд устойчивых видов, которые свойственны и другим горько-соленым озерам, и диковинкой не являются. Также мертва и береговая линия Арала - это ил, покрытый коркой соли - к воде нельзя подойти близко, разве что с погружением в илистую трясину. Хотя что-то особенное в нынешнем Арале определенно есть - но оставим его на потом. Что касается Каспия, то на его восточном берегу находятся горы Мангистау, а чуть в глубине материка есть еще одна высота - обрыв плато Устюрт.

География полуострова Мангистау на самом деле широка. Но после предварительного беглого изучения я прикинул, что все самые интересные пейзажи находятся вблизи моря, и потому недельной велопоездки будет достаточно - даже при темпе 20 километров в день я успеваю проехать кучу береговой линии и сделать всяческие крюки. Был еще конец зимы, когда я полез смотреть авиабилеты в те края. Самолет летит в город Актау, особого выбора по авиакомпаниям нет. А так как Мангышлакская область - это край добычи нефти, то и цены на билеты соответствующие. Сначала, увидев эти цены, я решил отложить поездку на следующий год, но потом обнаружил, что по воскресеньям перелет стоит в два раза дешевле. Прикинув даты, в которые природа может быть наиболее сочной, я взял билеты на последнюю неделю апреля - прилет и улет в воскресенье - и на том успокоился. Подробное планирование я отложил на период ближе к поездке, и как водится, уже во время этого планирования я обнаружил, что посмотреть в области стоит гораздо больше мест, чем было прикинуто - но неделя уже была фактом, и прибавить к ней было неоткуда.

Основным движителем расширения маршрута был сор Тузбаир. Сам по себе сор был не столь важен (сором называют заливаемый водой солончак), как его окружение. Дело в том, что напротив Тузбаира заканчивается плато Устюрт, спадая вниз двухступенчатым 300-метровым обрывом, пестрящим различными красками невиданных мною доселе осадочных пород. Тузбаир находится довольно-таки в глубине материка, что означало для меня два варианта: нужно было либо разбивать маршрут на 2 части, между которыми проехать транспортом, либо осиливать сплошной маршрут на 350 километров. Решающую роль в решении вопроса сыграло то, что в аккурат на линии между Тузбаиром и Каспием находилась горная цепь Каратау, возможность проехать вдоль которой я не мог упустить. В горах Каратау находилось множество сухих речных долин, кое-где могли быть источники. В итоге мне пришлось настраиваться на сложный отпуск, с графиком езды 60 километров в день (учитывая, что у меня было на самом деле 6 ходовых дней, а не неделя).

Полной уверенности, что получится такой темп осилить, у меня не было, но на маршруте имелись немногочисленные опорные точки, с которых можно было эвакуироваться - ЖД-станция Шетпе на середине маршрута, в крайнем случае - поселки Шайыр и Таучик, что чуть подальше (оттуда можно уехать машиной). После Таучика - "мертвая" зона до форта Шевченко, которую если уж взялся проехать, то нужно проехать, ибо на всем промежутке этого отрезка нет ни людей, ни машин, ни связи, а время будет уже жестко ограничено самолетом. Ни характер дорог (много ли песка, много ли локальных перепадов высот), ни прочие обстоятельства (жара, поломки, встречный ветер) мне не были заранее известны, так что варианты эвакуации я рассматривал не на шутку, хотя все же был настроен на успех, потому что уж очень хотелось достигнуть моря.




Что касалось конкретной реализации, то Сай-Утес в качестве старта выбран не случайно. В начало маршрута я забрасывался поездом, и был очень рад, что догадался купить билет на сайте казахских железных дорог, где он вышел раза в три дешевле, чем если его же брать на сайте РЖД. Поезд на Сай-Утес был ночным (поезд Мангышлак - Бейнэу), и хорошо стыковался с моим вечерним прилетом в аэропорт. Единственная закавыка была в том, что от Сай-Утеса до Тузбаира (до первой полезной точки маршрута) мне нужно было проехать 40 километров. Причем сама железная дорога сближалась с сором Тузбаир гораздо сильнее, но остановок в месте сближения никаких не значилось. Если бы они были, местные поезда обычно останавливаются всюду - количество их фактических остановок обычно превышает то количество остановок, до которых можно взять билет. Похоже, с остановками действительно было глухо, так как на том участке не было даже поселков. Но если выбирать из прочих равных, у Сай-Утеса было два плюса - во-первых, оттуда в сторону Тузбаира шла капитальная асфальтовая дорога (шоссе Актау - Бейнеу), а во-вторых это крупный поселок, и оттуда я могу эвакуироваться в случае, если при сборке велосипеда на станции я обнаружу, что в самолете его фатально поломали (хотя такое и маловероятно). В конце концов нужно было смириться с этими лишними 40 километрами, по хорошей горизонтальное дороге будет достаточно 3.5 часов на их преодоление - а такое время я себе позволить мог, так как поезд прибывал на Сай-Утес задолго до рассвета.

Теперь, когда план был подтвержден конкретными билетами, мне оставалось хорошенько подготовиться. Я изготовил топографические карты для GPS, покрывающие весь планируемый маршрут с запасом, и хорошенько их проверил. Планируемый темп не допускал ошибок в ориентировании, потому что не было резерва времени их исправлять. В этом случае GPS сильно спасал. Снаряжение в велорюкзак я подготовил самое легкое из того, какое было - чтобы и в самолете перевеса было меньше, и рюкзак был полегче. Вес снаряжения именно в этой поездке играл большую роль, так как необходимо было возить в рюкзаке большие запасы питьевой воды. В пустыне гарантированных родничков я не знал (на карте они были, но карта в плане родников очень быстро устаревает), зато точно знал, что в окрестностях Тузбаира, например, вся вода соленая - даже во впадающих в сор речках. Одним из радикальных решений проблемы веса и объема был отказ от тушенки в пользу заранее приготовленного и высушенного дома мяса. Я использовал куриные желудки, которые приготовил в духовке. В теории, после приготовления газ в духовке оставляется на минимальном значении, и мясо сушится пару часов, за которые сморщивается, уменьшаясь в объеме в несколько раз. Я правда поступил по-другому - вовсе забыл про мясо в духовке, и чудом про него вспомнил - но в итоге все равно вышло съедобно, хоть кое-где и пришлось отколупать пригоревший жир. После приготовления куриные желудки покромсаны руками, обваляны в соли и залиты топленым маслом, далее - упакованы в небольшие пищевые контейнеры. Вопрос приготовления еды в полевых условиях пустыни также был полуоткрытым. Рассмотрев фотографии с тех мест, я убедился, что по оврагам растут кустарники, а значит дрова есть. Овраги были и на Тузбаире, и в хребтах Каратау, и близ Каспия. Так что с газом я решил не связываться, по крайней мере решил рискнуть. Если уж совсем плохо, крупу можно "заварить" на ночь в холодной воде, а сушеное мясо съесть вприкуску - удовольствия мало, но главное - это поддержание сил и восстановление организма. Кстати говоря, куриные желудки - это один из самых подходящих продуктов - они содержат много соединительной ткани и коллагенов, а значит употребленная их биомасса идет прямиком на восстановление суставов и мышц.

Теперь, когда с пищей проблема была решена, оставалось упаковать вещи в рюкзак, и сложить велосипед для перелета. И вот, в конце дня 26-го апреля, мой самолет авиакомпании Scat пролетел над Доном и Цимлянским водохранилищем, потом над дельтой Волги и над Каспийским морем, и начал снижаться над мангышлакской пустыней.

Оглавление:
  1. Первая ступень Тузбаира
  2. Образы в известняке
  3. Вторая ступень, спуск к сору
  4. На плоском дне ущелья
  5. Дорога между водой и стеной
  6. Первые оазисы
  7. Затерянные реки
  8. Восточные Каратау
  9. Шайырское ущелье
  10. Урочище конкреций
  11. Кумакапа
  12. Не такое Каспийское море
  13. Источник в Канге
  14. Каспийское море что надо
Дополнительно:

тузбаир, каратау, велопоход, тюб-караган, каспийское море, устюрт, мангистау

Previous post Next post
Up