Этот день был единственным нашим полным днем на турбазе, когда мы были формально ничем не ограничены. На него мы запланировали длительную прогулку по основным достопримечательностям. Мы выдвинулись после завтрака. Обед с этого дня мы перенесли на следующий, так как уходили на весь день. Наш путь лежал к системе соленых озер, а затем к Саган-Забе, месторасположение которой я изначально знал лишь приблизительно. Саган-Заба - это скала, славящаяся своими древними наскальными рисунками, весьма известная и цитируемая достопримечательность.
Наша дорога начиналась с подъема вверх по оврагу, который спускался прямо к турбазе. Это была тропа, натоптанная в основном коровами хозяйства. Было уже довольно жарко, потому в середине и конце подъема люди желали отдыхать. Лес в этих местах в основном лиственничный, но в овраге хватало и сосен. Часть леса выше тропы погорела совсем недавно, хотя пожарище выглядело странно - поваленные сухие стволы, с виду совсем не обугленные.
После оврага дорога пошла по степному плато, лежащему на высоте около 200м над уровнем озера. Сбоку виднелись стада коров.
После около километра полевой дороги мы ступили на зону интересностей. Из земли высовывалась прочная порода с четкой косослоистой структурой. Красный лишайник дополнял гамму.
За скалами показалось первое озеро. Я думаю, что у всей нашей компании интерес к солёным озерам в этот момент резко повысился. Чего уж лукавить - мне хотелось изучить этот объект поближе, и даже пощупать.
Через пару сотен метров нашему взору открылся вид на следующее озеро. Это была настоящая озерная система! Видна и предположительно протока между озерами.
Береговая линия заслуживает особого внимания. Цитирую из Википедии: "На береговой линии земных водоёмов, на стыке различных сред (земли, воздуха и воды) образуемых экосистем наблюдается наибольший эффект сгущения жизни". Видны сразу несколько переходных этапов. Сначала начинается увлажненная область с зеленой травой, далее лежат следы прежних береговых линий, отметившихся при усыхании озера (весной уровень воды был выше); далее уже собственно берег, где трава еще не успела вырасти; на мелководье выделяются два яруса водной растительности, растущей на разных глубинах; далее дно уходит окончательно.
На пути к озеру встретилась вот такая сосна. Травы под деревом почти нет. Это связано с сухостью климата и с коровами. Мало того, что сосна выбирает все соки из земли, так еще и отдыхающие в тени животные активно подстригают газон.
Пара ракурсов береговой линии:
Камни-острова белы от соли или извести. Озера слабосоленые - на карте хорошо видно, что в некоторые годы весной из озер существует сток. Также на карте видно, что в весеннее время количество озер здесь больше, а ближе к осени большинство водоемов полностью высыхает. Наблюдаемые нами в августе озера - скорее всего чрезвычайно редко высыхающие. Об этом косвенно свидетельствует наличие высших водных растений.
Коровы вели активную жизнь. На соседней стороне озера мы видели, как бык одним лишь словом заставил трех коров развернуться и пойти в его сторону. Коровы обходили озеро в противоположном направлении, так что рано или поздно мы должны были встретиться, и эта встреча стала бы решающей.
Чтобы бык к нам не ревновал, мы все-таки соблюли дистанцию. Нам всё равно надо было сворачивать к следующему водоему. Между озерами была протока, точнее то, что от нее осталось. При более высоком уровне воды протока действовала. Вообще, было бы интересно посмотреть эти места в июне.
Следующей фотографией я немного повторюсь. Здесь опять же хорошо видны все ярусы береговой линии и разнообразие растительного ковра. Концентрические береговые линии сверху опушены красноватой травой. В каждом ярусе травы - свои виды растений, свои насекомые.
Озеро-спутник :-)
Суслик (точка в центре кадра) выкопал себе огромную яму. Теперь понятно, кто бывает на обед у совы, которую я видел вчера на холме.
Дальний берег второго озера был крутым и относительно высоким. Фотографии, снятые по мере набора высоты:
Третье озеро разительно отличалось от первых двух. Судя по всему, оно было значительно опреснённым в сравнении с нижележащими озерами, а также ещё более долговечным.
Прокрутка панорамы (
Ссылка на эту панораму)
Более прозрачная вода имеет красноватый торфяной цвет. Повышенное количество ила способствует росту камыша. К сожалению, растительность озёрной котловины свидетельствует о печальной динамике - озеро год от года усыхает. Видно, что в озерной котловине вдали от воды уже вырос сплошной ковер хвойных деревец - это значит, что вода до тех мест уже не доходит, или доходит лишь ранней весной, когда деревцам это не критично.
Пора было прощаться с озером. С этого ракурса водоем целиком влезал в кадр. Озеро, до свидания!
Мы повернули на 90 градусов и пошли по лесной дороге. Вскоре начались признаки, свидетельствующие о близости берега - увеличилось количество оголенных скал, рельеф стал более раздробленным. Началось криволесье, закономерно присутствующее на высотных фронтах, принимающих удар ветра на себя.
Мы находились наверху Саган-Забы, то есть над скалой. Но над скалой скалу не увидишь - нам надо было спуститься к берегу. Сверху был вид на красивую долину, впадающую в озеро. По каменному гребню в долину спускалась переменно различимая тропа. Однако логично, что с другого края скала также была ограничена некой (другой) долиной - это было видно и на топокарте. Расстояние между впадениями долин в озеро было внушительным, потому я озадачился вопросом, на какой части берегового промежутка находится собственно Саган-Заба. Вдоль береговой линии пройти было бы невозможно - отвесная скала уходит под воду. В итоге я решил, что к скале надо подходить со стороны другой долины. Потом я посчитал свою ошибку странной - увиденная нами тропа о чем-то да говорила. Но потом будет потом. А что касается сейчас - в итоге мы ушли в овраг - кстати, весьма живописный. Для масштаба на первой фотографии прилагается человек.
Внизу нам стало ясно, что мы вышли не туда. Это был явно промах мимо Саган-Забы, хотя скала здесь тоже была. Впоследствии я узнал ее название - Чёрный утёс.
Мы были уже несколько уставшими. То ли вечерело, то ли такое было ощущение у организма - солнце перестало греть. Мы немного отдохнули у воды. Белые камни - это мрамор. На Байкале это типичная картина.
Пока товарищи отдыхали, я решил сходить на близлежащий выступ и снять с него вид на скалу и озеро, заодно набрав некоторое количество метров высоты. С оставшейся группой я договорился соединиться в заранее показанной пальцем точке, где я ждал ребят около сорока минут.
Мы благополучно успели к ужину. Когда мы поднялись на плато, до турбазы оставалось уже совсем немного, и преимущественно вниз. На турбазе Копыловы рассказали нам, что спуск к Саган-Забе находится около Воронки. Я написал "Воронка" с большой буквы, так как это конкретный объект, местное священное место - здесь в определенные даты происходит собрание бурятских шаманов. Воронку мы безусловно видели - это было замкнутое понижение в скальном массиве, не имеющее поверхностного стока. Теперь картина сложилась. О том, выглядят Воронка и Саган-Заба, я расскажу в следующей серии. Продолжение следует!