Лекция «Анри Руссо и Нико Пиросмани»

Sep 22, 2017 00:29


Лекция «Анри Руссо и Нико Пиросмани»
Когда фамилия становится именем нарицательным, как, например, «тульский Пиросмани» или «кузбасский Пиросмани», это означает, что носитель этой фамилии не просто оставил след в истории, а своей жизнью открыл целую главу этой истории, или ознаменовал целое явление. Константин Паустовский придумал красивую легенду о безответной любви бедного художника к французской певице. О Пиросмани писали Тициан Табидзе и Андрей Вознесенский. О нём пели Булат Окуджава («Песенка о художнике Пиросмани») и Алла Пугачёва («Миллион алых роз»). Картины художника, умершего в нищете и забвении, на мировом рынке ныне пользуются огромной популярностью, составляют предмет гордости не только музеев Тбилиси и Москвы, но и любого собрания мира. Так же как и работы другого великого наива с более благополучной судьбой - Анри Руссо. Художественная манера и судьбы этих художников имеют много сходного.

Предметом пристального внимания к сюжетам, персонажам и стилистике этих авторов в нашей беседе будет иллюзорность и фантастичность их художественных миров. А в их судьбах представляет интерес связь Руссо и Пиросмани с авангардистами и средой зарождающейся мировой революции в искусстве. Одно из множества восторженных восклицаний В. Кандинского о Руссо: «Что за замечательный человек был этот Руссо! И конечно, в контакте с “другим миром”. А какая глубина в его картинах! …И теперь я чувствую себя пораженным, почти потрясенным» и М. Ларионова о Пиросмани: «Его своеобразная манера, его восточные мотивы, те немногочисленные средства, с которыми у него достигается так много, - великолепны…» свидетельствуют не о высокомерно-покровительственном, а о почтительном отношении бунтарей от искусства к самородкам из провинции.

Не случайно, что лидеры авангарда отдали дань примитивизму в своём творчестве. Вечера «таможенника» посещал весь цвет авангардного Парижа, Кандинский требовал участия картин Руссо в выставке «Синий всадник», Ле Дантю, братья Зданевичи и Михаил Ларионов показали работы Пиросмани на авангардной выставке «Мишень», которая оказалась единственной прижизненной для него. История любви авангарда с наивом, случившаяся в начале ХХ века демонстрирует, как насмешливо-пренебрежительное отношение к творчеству «простодушных» меняется на уважительное и порой ученическое.

Лекцию читает зав. отделом наивного искусства, кандидат философских наук Андрей Бобрихин

По входному билету: 250 руб. - полный, 100 руб. - льготный, студенты вузов очного отделения - бесплатно

На обложке: Анри Руссо. Спящая Цыганка (фрагмент). 1897. Нью-Йоркский музей современного искусства
Posted by Марина Козлачкова on 21 сен 2017, 19:29

из Facebook

Previous post Next post
Up