Заканчивая первую часть

Jan 23, 2017 22:27




Я показала из Фабра все, что посмотрела в главном Эрмитаже.
Но, кое-что я там, увы, не увидела.



«Человек, который измеряет облака» (1998)



комментарий АНАСТАСИИ ЧАЛАДЗЕ:

«Это первая работа, которую видит зритель, если начинает знакомство с выставкой с Зимнего дворца: скульптура встречает людей еще во дворе, сразу за центральными воротами. На мой взгляд, этот образ отлично раскрывает Фабра как сентиментального человека и художника. Мы привыкли к тому, что современные авторы часто обращены к политической и социальной сферам жизни общества, а Фабр остается романтиком: кому-то образ человека, измеряющего облака линейкой, может показаться глупостью, но для него этот герой - символ служения своей идее и мечте».

Кровь

Одна из первых выставок Фабра, которую он показал в 1978 году, называлась «Мое тело, моя кровь, мой пейзаж» и состояла из картин, написанных кровью. Идея использовать собственное тело для работы уже не была нова, однако, возможно, именно Фабр первым сумел перенести опыт из плоскости художественного эксперимента в область осознанного высказывания, не просто намекая на собственную исключительность, но и подчеркивая жертвенную природу искусства. Помимо ранних работ кровью, в Эрмитаж привезли современную инсталляцию «Я позволяю себе истекать» - гиперреалистичный силиконовый автопортрет-манекен, который стоит, уткнувшись носом в репродукцию картины Рогира ван дер Вейдена «Портрет турнирного судьи».



«Я позволяю себе истекать» (2007)

комментарий АНАСТАСИИ ЧАЛАДЗЕ:

«Это метафора вторжения современного художника в историю искусств. С одной стороны, результат печальный: кровотечение из носа - иллюстрация поражения современного художника перед мастерами прошлого. С другой - инсталляция будет размещена между двумя полихромными порталами с изображением сцен из жизни Христа, и это придает всей композиции новый смысл, намекая на то, что Фабр мыслит себя Спасителем от мира искусства. Это довольно смелое заявление, но в нем нет ничего принципиально нового: начиная со Средневековья, у художников было принято переносить на себя муки, чтобы испытать состояния священной истории, отказываясь от богатства и развлечений, чтобы быть ближе к состоянию персонажей, которых они изображали на своих картинах».

Автопортреты

К жанру автопортрета Фабр прибегает при любом удобном случае. Здесь нужно вспомнить, что он еще и прославленный режиссер, что во многом объясняет его страсть примерять на себя неожиданные, подчас комичные образы: помимо образа Христа или средневекового рыцаря, Фабру неоднократно случалось представать перед зрителями в образе жука, вампира, бандита-головореза и даже осла.



«Исчезновение
художника» (2008)

комментарий АНАСТАСИИ ЧАЛАДЗЕ:

«Это важная тема для Фабра - метаморфозы, изменения: человек корчит гримасу перед зеркалом, меняет образ, стареет. Фабр считает, что любой портрет - это метаморфоза. В зале будет представлено множество автопортретов Фабра, примеряющего на себя различные образы. Фабр изображает себя в обличье Ван Гога с отрезанным ухом, Супермена, вампира, где-то приделывает себе ослиные уши, где-то - рога: для него это постоянная игра. Изменения и метаморфозы - важная стратегия его творческого кредо».

Рыцарство

Название проекту Фабра в Эрмитаже дал его же перформанс, который художник провел в летом. Облачившись в специально изготовленные доспехи, он, подобно паломнику, обошел залы дворца, то и дело останавливаясь и целуя экспонаты. Рыцарский зал - последний в маршруте по основному музейному комплексу, здесь Фабр концентрирует все, что связано у него с рыцарством: перформанс с Мариной Абрамович, костюмы от этого перформанса, а еще доспехи, которые он делает из жуков.





Ян Фабр и Марина Абрамович «Дева/Воин» (2004)

комментарий АНАСТАСИИ ЧАЛАДЗЕ:

«Если абстрагироваться от концепции выставки, мы смотрим на то, как современный художник попал в классический музей и как между ними происходит взаимодействие. Это не интервенция. Напротив - он оставляет свои работы здесь как некий символ собственного присутствия: он стоит на страже, следит за тем, что происходит. Он ни в коем случае не пытается соревноваться с мастерами прошлого. Он остается здесь, как верный рыцарь, вторящий их идеям прекрасного, защищает и оберегает музей».

Отсюда: http://www.the-village.ru/village/weekend/weekend-guide/248177-jan-fabre-hermitage


Эрмитаж 2016, Ян Фабр

Previous post Next post
Up