Побывал неделю назад на британском авианосце
HMS Illustrious, стоявшем на якоре в районе Гринвича по случаю годовщины
Битвы за Атлантику.
![](http://farm8.staticflickr.com/7292/8741607315_177cda60ec.jpg)
«Илластриес» («прославленный») - второй из трех авианосцев класса «Инвинсибл», единственный из них пока еще в строю (остальные уже списаны - «
Инвинсибл» в 2005, «
Арк Ройял» в 2011).
![](http://farm8.staticflickr.com/7287/8742739640_4862853aa0_c.jpg)
Он был заложен 7 октября 1976 года, спущен на воду 14 декабря 1978 и досрочно (в связи с
Фолклендской войной) введен в строй 20 июня 1982 года, уже после прекращения боевых действий.
![](http://farm8.staticflickr.com/7287/8742731860_3ec178309a_c.jpg)
В 1990-х авианосец участвовал в обеспечении бесполетных зон над Южным Ираком и Боснией, в 2000 - восстановлении стабильности в Сьерра-Леоне, а в 2006 году эвакуировал британских граждан из Бейрута во время Второй ливанской войны.
![](http://farm8.staticflickr.com/7290/8741801297_1c0432cdab_c.jpg)
После того, как в 2010 году были сняты с вооружения «
Харриеры», «Илластриес» переоборудовали для несения на борту вертолетов (
Chinook,
Apache,
Merlin,
Lynx,
Sea King в различных комбинациях, всего до 22 машин). У Королевского ВМФ есть еще один вертолетоносец,
HMS Ocean (в прошлом году во время Олимпиады стоял на том же месте в Гринвиче), до 2014 он проходит техобслуживание на базе
в Девонпорте.
![](http://farm8.staticflickr.com/7282/8741628467_ef978dd172_c.jpg)
На данный момент «Илластриес» - самый старый корабль в составе Королевского военно-морского флота Великобритании. Его должны списать в следующем году, но не распилить на металлолом (как «Инвинсибл» и «Арк Ройял»), а
сохранить, возможно, превратив в музей. Новые авианосцы
HMS Queen Elizabeth и
HMS Prince of Wales планируют ввести в строй только к концу этого десятилетия.
![](http://farm8.staticflickr.com/7292/8741609771_880f591a9b_c.jpg)
В субботу я подошел слишком поздно, когда на борт уже не пускали, поэтому пришлось съездить еще раз в воскресенье.
![](http://farm8.staticflickr.com/7290/8741637503_b556c46e96_c.jpg)
Это самый хвост очереди; таких зигзагов было шесть или семь. Пускать начали в 10 утра, я был на месте где-то в 10.30, а на борт поднялся примерно в 14.30, простояв в общей сложности около четырех часов. Уже в районе полдвенадцатого очередь просили больше не занимать, так как желающих было слишком много.
![](http://farm8.staticflickr.com/7281/8741641399_858f0894e6_c.jpg)
О том, что это займет столько времени, предупреждали еще в самом хвосте, к тому же несколько членов экипажа периодически ходили вдоль очереди, извиняясь за задержки и низкую пропускную способность.
![](http://farm8.staticflickr.com/7281/8742763052_bac595d90f_c.jpg)
Чтобы не было совсем скучно, рядом поставили столы с оружием:
![](http://farm8.staticflickr.com/7285/8742762324_3ace1af2b4_c.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7285/8741646003_f2ce23005e_c.jpg)
Кроме этого, морские пехотинцы устраивали показательный рукопашный бой (довольно вяло, я даже поленился доставать камеру), а корабельный кок вещал что-то о вкусной и здоровой пище.
![](http://farm8.staticflickr.com/7294/8741634767_a3e0311800_c.jpg)
На авианосец публику переправляли на обычных речных прогулочных катерах:
![](http://farm8.staticflickr.com/7289/8741649753_a07bde8bbe_c.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7288/8742766158_24ccbc84cb_c.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7285/8742735550_989a00eb66_c.jpg)
Трап:
![](http://farm8.staticflickr.com/7283/8741653755_0db6e89820_c.jpg)
К сожалению, всяческие интересные места типа мостика, кают-компании или камбуза не показывали, только палубу и ангар :(
![](http://farm8.staticflickr.com/7287/8741795613_a948036f40_c.jpg)
Водоизмещение корабля составляет 22 тыс тонн, длина 209 м, ширина 36 м, осадка 7,6 м, максимальная скорость 30 узлов (56 км/ч), автономность плавания - 5 тыс морских миль (9300 км) при крейсерской скорости 18 узлов (33 км/ч), экипаж 685 человек.
![](http://farm8.staticflickr.com/7284/8742887664_3f4d4fd48e_c.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7293/8741733571_34a4b3462d_c.jpg)
Это уже не первый его визит в Гринвич, он бывал здесь в 2006, 2008 и 2009 гг. Также
в интернетах можно найти фотографии прохождения через барьер на Темзе.
![](http://farm8.staticflickr.com/7288/8742781646_541251b07c_c.jpg)
Вид в сторону Сити:
![](http://farm8.staticflickr.com/7288/8741657053_e1f06b8683_c.jpg)
Гринвич. Слева -
Old Royal Naval College, справа - клипер «
Катти Сарк», кирпичное здание с куполом - вход в пешеходный тоннель под Темзой:
![](http://farm8.staticflickr.com/7281/8742815460_ebec09af4d_c.jpg)
Выход на палубу устроили через самолетоподъемник:
![](http://farm8.staticflickr.com/7286/8742770628_8d8dd68486_c.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7288/8741779441_0169f3b0c3_c.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7286/8741781059_ea70553e58_c.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7293/8742897694_ed3f763de3_c.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7294/8741774243_bbec3b1b34_c.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7284/8741777557_b6ed079200_c.jpg)
Второй подъемник в противоположном конце ангара был в поднятом положении:
![](http://farm8.staticflickr.com/7293/8741788609_777a0ce06a_c.jpg)
На авианосце установлены три зенитно-артиллерийских комплекса «
Голкипер» голландского производства.
![](http://farm8.staticflickr.com/7288/8741618063_53f8c7b3e3_c.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7283/8741702601_61a4162b5a_c.jpg)
Они используют модифицированную версию 30-мм семиствольной авиационной пушки
GAU-8 Avenger, разработанной изначально компанией «Дженерал Электрик» для вооружения американского штурмовика
А-10 «Тандерболт II». Скорострельность - 4200 выстрелов в минуту, барабанный магазин на 1190 снарядов находится под палубой. Для стрельбы применяется бронебойный подкалиберный снаряд с вольфрамовым сердечником.
![](http://farm8.staticflickr.com/7290/8742775946_a02e14f843_c.jpg)
Также у бортов установлены 7,62-мм пулеметы L7A2 (британская версия бельгийского
FN MAG):
![](http://farm8.staticflickr.com/7292/8741665667_4770ede757_c.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7292/8742810926_60171c7796_c.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7283/8741659029_8f4cfec6eb_c.jpg)
Их совершенно спокойно можно было потрогать (никто даже не попытался спереть голографический прицел :)
![](http://farm8.staticflickr.com/7292/8741694047_cf20b61b81_c.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7285/8742804708_e95b60274b_c.jpg)
M134 Minigun - шестиствольный пулемет калибра 7,62 мм, скорострельность 6500 выстрелов в минуту:
![](http://farm8.staticflickr.com/7287/8742823796_88416a63a0_c.jpg)
Стволы вращаются электромотором (кабель справа - питание), толстый шланг слева служит для отвода гильз:
![](http://farm8.staticflickr.com/7294/8741704757_f3c16b00c5_c.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7289/8742821482_caf5520bc4_c.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7281/8741698279_cec69811fd_c.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7294/8741711281_52fdab175c_c.jpg)
Этот не был запитан, но у такого же «Минигана» внутри ангара все желающие могли раскрутить стволы.
![](http://farm8.staticflickr.com/7282/8742900522_463898042a_c.jpg)
Рында:
![](http://farm8.staticflickr.com/7294/8741675897_1af3324544_c.jpg)
Трамплин на конце полетной палубы:
![](http://farm8.staticflickr.com/7284/8741682529_f93bd43e44_c.jpg)
Противолодочный вертолет
Merlin HM1:
![](http://farm8.staticflickr.com/7292/8742726990_0fb0f857b4_c.jpg)
Этот экземпляр (
ZH838) был построен в 2001 году и находится сейчас в составе
814-й эскадрильи «Летающие тигры».
![](http://farm8.staticflickr.com/7281/8741717187_d8be0a7c73_c.jpg)
В течение 2013 года на этих вертолетах планируют установить новую авионику, модернизировав их до версии Merlin HM2.
![](http://farm8.staticflickr.com/7290/8741687919_7240edc71c_c.jpg)
Экипаж
3 человека (пилот, оператор-акустик и наблюдатель). Вооружение - 4 торпеды
Sting Ray или глубинные бомбы.
![](http://farm8.staticflickr.com/7291/8742799056_2361b22b61_c.jpg)
Внутрь не пускали, можно было разве что фотографироваться на ступеньках.
![](http://farm8.staticflickr.com/7291/8742836246_84fa1caa20_c.jpg)
Пилот «Мерлина»:
![](http://farm8.staticflickr.com/7288/8741713267_965dea7e06_c.jpg)
Заправочные шланги:
![](http://farm8.staticflickr.com/7291/8742862878_f4ac8bbf8e_c.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7283/8741719321_49cbdd9098_c.jpg)
Контейнеры с запасными винтами:
![](http://farm8.staticflickr.com/7294/8742830410_f9eb4b3506_c.jpg)
Кран и тягачи, которые используются для буксировки вертолетов после посадки:
![](http://farm8.staticflickr.com/7283/8741674289_150d40e77b_c.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7287/8742868784_bfee90bd49_c.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7282/8742851018_cfde841ee5_c.jpg)
Водительское место:
![](http://farm8.staticflickr.com/7288/8741739219_1838d3b5dc_c.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7283/8741742323_ec7e53f7a3_c.jpg)
Буксировочная штанга (drawbar):
![](http://farm8.staticflickr.com/7283/8741724551_b8da6310d0_c.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7283/8741727449_89a5ebea13_c.jpg)
Поисково-спасательный вертолет Westland
Sea King HU5 (
XV647):
![](http://farm8.staticflickr.com/7287/8742881718_ce7d31856f_c.jpg)
Был построен в 1969 году, после нескольких модернизаций все еще продолжает нести службу в Королевском ВМФ.
![](http://farm8.staticflickr.com/7287/8741678315_f227b30e4f_c.jpg)
Этот «Си Кинг» в составе
771-й эскадрильи обычно находится на авиабазе
RNAS Culdrose, которая обеспечивает поисково-спасательные операции на юго-западе Великобритании - в районе Корнуолла и островов Силли.
![](http://farm8.staticflickr.com/7283/8742867244_c5d2e7661f_c.jpg)
Слева можно увидеть часового с
L85A2:
![](http://farm8.staticflickr.com/7288/8742794258_9ebfed9159_c.jpg)
Вертолет зафиксирован с помощью специальных ремней (не уверен, как они правильно называются):
![](http://farm8.staticflickr.com/7293/8741680855_7628a3e8bf_c.jpg)
Полки, где они хранятся в свернутом виде:
![](http://farm8.staticflickr.com/7289/8742792116_0f42408c8c_c.jpg)
Кабина «Си Кинга»:
![](http://farm8.staticflickr.com/7287/8741757565_41c53ba512_c.jpg)
Пилот:
![](http://farm8.staticflickr.com/7286/8741758595_bc8fd50876_c.jpg)
Здесь располагаются носилки с эвакуируемыми:
![](http://farm8.staticflickr.com/7287/8741760909_97dce03b63_c.jpg)
Место оператора РЛС:
![](http://farm8.staticflickr.com/7293/8741762413_357b43ce19_c.jpg)
Надпись слева указывает на то, что вертолет принимал участие в операции по спасению членов экипажа контейнеровоза
MSC Napoli, потерпевшего крушение во время
урагана 18 января 2007 года в 50 милях южнее Корнуолла.
![](http://farm8.staticflickr.com/7292/8742880194_99784e78f6_c.jpg)
Мостик:
![](http://farm8.staticflickr.com/7291/8741768155_9776e4d07e_c.jpg)
Члены экипажа:
![](http://farm8.staticflickr.com/7284/8741794347_e226e6b4fd_c.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7285/8742884086_f343510617_c.jpg)
Герб HMS Illustrious:
![](http://farm8.staticflickr.com/7292/8742885396_b6cb9d4f7a_c.jpg)
Эмблема
британских коммандос:
![](http://farm8.staticflickr.com/7291/8741771125_0449d9d7a6_c.jpg)
Военно-морской вариант вертолета
Westland Lynx HMA.8(DSP) (
ZD262):
![](http://farm8.staticflickr.com/7281/8741787203_2c1775cb9d_c.jpg)
Используется для борьбы с наземными кораблями противника (вооружение - четыре ракеты
Sea Skua) или подлодками (торпеды Sting Ray).
![](http://farm8.staticflickr.com/7289/8742905256_c461799af8_c.jpg)
Также в ангаре были стенды с историей Королевского военно-морского флота, демонстрировалось оружие и различное поисково-спасательное оборудование.
![](http://farm8.staticflickr.com/7282/8742899256_341e9f6599_c.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7294/8741793159_67fb864657_c.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7287/8741791395_93dd3bcf32_c.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7292/8741792199_db65fc4cd9_c.jpg)
Я осмотрел все, что показалось интересным, и вернулся на твердую землю.
![](http://farm8.staticflickr.com/7283/8741797907_0ab4413738_c.jpg)
![](http://farm8.staticflickr.com/7292/8742914876_19e593105a_c.jpg)